Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 13 апреля 2016 г. N 210
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия), в составе: (_)
при участии представителей заявителя - (_) по доверенности; представителя заказчика (организатора закупки) - МУП "Иркутскавтодор": (_) по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Старатель" на действия заказчика - муниципального унитарного предприятия "Иркутскавтодор" (далее - МУП "Иркутскавтодор"), закупочной комиссии при организации и проведении закупки N 199-16-ЗП (извещение N 31603472772), установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратилось ООО "Старатель" с жалобой на действия заказчика -МУП "Иркутскавтодор", закупочной комиссии при организации и проведении закупки N 199-16-ЗП (извещение N 31603472772), в связи с необоснованным отказом в допуске к участию в закупке на право заключения договора на поставку отсева.
В соответствии с доводами заявителя, отказ в допуске к участию в закупке по причине подачи заявки, не отвечающей требованиям к оформлению и заполнению заявки, а именно: пункт 13 Заявки на участие в запросе предложений содержит сведения, допускающее двусмысленное толкования, в связи с указанием, что участник является субъектом малого или среднего предпринимательства, является необоснованным.
Содержание Декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства, являющейся приложением N 7 к заявке, исключает двусмысленность толкования сведений, представленных в заявке, поскольку в ней указано, что заявитель является именно субъектом малого предпринимательства.
По мнению заявителя, допущенное нарушение требований к оформлению и заполнению заявки является несущественным и не могло послужить основанием для отказа в допуске к участию в закупке, поскольку по ценовому предложению заявка ООО "Старатель" содержит лучшее условия, чем заявка участника - ООО "Атланты", признанного победителем закупки.
Кроме того, заявитель жалобы, указывает на нарушение заказчиком сроков рассмотрения заявок, в связи с тем, что на официальном сайте размещен протокол N 199-16-ЗП рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 29.03.2016 г., тогда как в извещении о закупке и сведениях, содержащихся на официальном сайте, указано, что датой рассмотрения заявок является 31.03.2016 г.
Кроме того, на рассмотрении жалобы заявитель дополнил доводы жалобы, указав на нарушение заказчиком сроков рассмотрения заявок, в связи с оформлением протокола N 199-16-ЗП вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений - 30.03.2016 г., тогда как в извещении о закупке и сведениях, содержащихся на официальном сайте, указано, что датой рассмотрения заявок является 31.03.2016 г.
В подтверждение указанного довода представлен протокол осмотра письменных доказательств, заверенный нотариально.
На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия заказчика в связи с отказом в допуске ООО "Старатель" к участию в закупке N 199- 16-ЗП, нарушением срока подведения итогов закупки, отменить протокол N 199-16-ЗП рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.
Из пояснений заказчика следует, что согласно п. "б" раздела 2 п. 13 "требования к участникам запроса предложений Документации по закупке N 199-16-ЗП, участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Указав в п. 13 заявки, оформляемой согласно приложению N 13 к Документации, что ООО "Старатель" является субъектом малого или среднего предпринимательства, участник допустил двусмысленность толкования сведений, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений.
В соответствии с требованиями к оформлению заявки на участие в запросе предложений, инструкции по заполнению заявки, указанными в п. 6 "Содержание, форма, состав и оформление заявки на участие в запросе предложений, инструкция по ее заполнению" документации по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку отсева, реестровый номер 199-16-ЗП, для участия в запросе предложений участник должен подготовить заявку на участие в запросе предложений. Участник запроса предложений подает заявку на участие в запросе предложений на русском языке, текст всех документов, входящих в состав заявки, должен легко читаться, сведения, содержащиеся в заявке не должны допускать двусмысленных толкований.
Неполное предоставление информации, требующейся согласно документации, или же подача заявки, по существу не отвечающей требованиям документации, в том числе к оформлению и заполнению заявки, влечет за собой отклонение такой заявки
Заявка, представленная ООО "Старатель" на участие в запросе предложений на право заключения договора на поставку отсева не соответствует требованиям к оформлению заявки на участие в запросе предложений, инструкции по заполнению заявки, указанных в п. 6 "Содержание, форма, состав и оформление заявки на участие в запросе предложений, инструкция по ее заполнению" документации по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку отсева, реестровый номер 199-16-ЗП, что является основанием для отклонения такой заявки, которое применяется ко всем участникам, независимо ни от каких других факторов, в том числе, несущественности допущенных нарушений (несоответствия).
В отношении довода заявителя о нарушении установленного срока рассмотрения заявок, в связи с оформлением протокола N 199-16-ЗП вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений - 30.03.2016 г., тогда как в извещении о закупке и сведениях, содержащихся на официальном сайте, указано, что датой рассмотрения заявок является 31.03.2016 г., Заказчиком указано следующее.
30.03.2016 г. в 17 часов, т.е. после истечения установленного срока подачи заявок на участие в закупке, Закупочной комиссией произведена процедура вскрытие 6 поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений N 199-16-ЗП с составлением описи документов, содержащихся в представленных заявках. Результаты вскрытия конвертов оформлены протоколом N 199-16-ЗП вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 30.03.2016 г. (размещен на сайте - 03.04.2016 г.).
Рассмотрение заявок участников закупки состоялось в день, установленный извещением о проведении закупки - 31.03.2016 г. и было оформлено протоколом N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. (размещен на сайте - 04.04.2016 г.).
При оформлении протокола N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. рассмотрения заявок на участив запросе предложений была допущена опечатка в части указания даты составления протокола, вместе с тем далее по тексту протокола, в пункте 3 указано, что процедура рассмотрения заявок была произведена 31.03.2016 г. 12.04.2016 г. указанная опечатка устранена.
На основании изложенного, заказчик считает жалобу ООО "Старатель" в связи с необоснованным отказом в допуске к участию в закупке и нарушением срока рассмотрения заявок на участие в закупке, необоснованной.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика и заявителя, представленные документы, установила следующее.
26.03.2016 г. организатором закупки - на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31603472772 о проведении закупки N 199-16-ЗП путем (способом) запроса предложений на право заключения договора на поставку отсева.
В соответствии с извещением о проведении закупки, дата окончания подачи заявок - 30.03.2016 г., дата рассмотрения заявок - 31.03.2016 г., дата подведения итогов - 31.03.2016 г.
Документация по запросу предложений также размещена на официальном сайте: www.zakupki.gov.ru
В соответствии с протоколом N 199-16-ЗП от 30.03.2016 г. вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке N 199-16-ЗП на право заключения договора на поставку отсева (размещен 03.04.2016 г.) до окончания указанного в извещении о проведении запроса предложений срока подачи заявок на участие в запросе предложений, в соответствии с журналом регистрации заявок, поступило 6 конвертов.
По результатам вскрытия конвертов, Закупочной комиссией зафиксировано, что на участие в закупке поступило 6 заявок: ООО "Старатель", ООО "Вершина", ООО "СтройАвтоДор", ООО "СЭНТ", ООО "Производство Нерудных Материалов", ООО "Атланты".
Кроме наименования участников, подавших заявки, протоколом зафиксировано наличие в заявках сведений и документов, предусмотренных документацией, ценовые предложения участников (приложение N 1).
Также в протоколе указано, что протокол составлен в 17 часов 30.03.2016 г., а рассмотрение заявок Закупочной комиссией будет проведено в срок, указанный в Извещении (пункт 8 протокола).
Согласно протоколу N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. рассмотрения заявок на участие в запросе предложений (размещен - 04.04.2016 г.), процедура рассмотрения заявок на участие в запросе предложений состоялась 31.03.2016 г. в 10 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения заявок Закупочной комиссией принято решение о допуске к участию в закупке ООО "Атланты" и об отказе в допуске к участию в закупке: ООО "Старатель", ООО "Вершина", ООО "СтройАвтоДор", ООО "СЭНТ", ООО "Производство Нерудных Материалов".
Закупка N 199 - 16 -ЗП способом запроса предложений признана несостоявшейся, согласно п. 28.4.13 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд МУП "Иркутскавтодор", по причине того, что требованиям Заказчика удовлетворяет только одна из поданных заявок по каждому лоту.
На основании пп "о" п. 28.5.2 Положения о закупке, в соответствии с которым в случае признания запроса предложений, несостоявшимся Заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг, являвшихся предметом закупки, без проведения торгов и заключить договор с единственным поставщиком (в случае отсутствия заявок на участие в закупке или в случае принятия Комиссией решения об отказе всем участникам в допуске к участию в запросе предложений) или с поставщиком, чья единственная заявка была признана допущенной к участию в закупке, Комиссией принято решение о заключении договора на поставку отсева с ООО "Атланты.
С ООО "Атланты" заключен договор поставки N 199-16-ЗП/1 от 08.04.2016 г.
Из протокола N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. рассмотрения заявок на участие в запросе предложений следует, что Закупочной комиссией принято решение об отказе в допуске ООО "Старатель" к участию в закупке в связи с несоответствием поданной заявки требованиям документации к ее оформлению.
Так, в соответствии с п. 6 "Содержание, форма, состав и оформление заявки на участие в запросе предложений, инструкция по ее заполнению" документации по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку отсева, реестровый номер 199-16-ЗП, установлено, что для участия в запросе предложений участник должен подготовить заявку на участие в запросе предложений. Участник запроса предложений подает заявку на участие в запросе предложений на русском языке, текст всех документов, входящих в состав заявки, должен легко читаться, сведения, содержащиеся в заявке не должны допускать двусмысленных толкований.
Неполное предоставление информации, требующейся согласно документации, или же подача заявки, по существу не отвечающей требованиям документации, в том числе к оформлению и заполнению заявки, влечет за собой отклонение такой заявки.
Пунктом п. "б" раздела 2 п. 13 "требования к участникам запроса предложений" Документации по закупке N 199-16-ЗП, установлено, что участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Приложением N 3 к Документации о закупке утверждена форма заявки на участие в запросе предложений, пункт 13 которой должен содержать сведения о соответствии участника указанному требованию.
С целью упрощения заполнения заявки и недопущения ошибки при заполнении участниками закупки пункта 13 формы заявки Заказчиком указаны примечания о необходимости указания нужной информации с выделением такого текста красным шрифтом (в решении - курсивом): "13. Является / Не является (выбрать нужное) субъектом малого или среднего (выбрать нужное, если участник является СМП) предпринимательства в связи с тем, что соответствует/не соответствует (выбрать нужное) требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Из п. 13 заявки ООО "Старатель" следует, что участник "является субъектом малого или среднего (выбрать нужное, если участник является СМП) предпринимательства в связи с тем, что соответствует требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Как указано выше, в соответствии с Документацией по закупке N 199-16-ЗП, участник закупки должен являться субъектом малого предпринимательства в соответствии со статьей 4 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Документацией не предусмотрена возможность участия в данной закупке лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, в том числе субъектов среднего предпринимательства.
Таким образом, Комиссия поддерживает вывод Закупочной комиссии о том, что указав в п. 13 заявки, оформляемой согласно приложению N 3 к Документации, что ООО "Старатель" является субъектом малого или среднего предпринимательства, участник допустил двусмысленность толкования сведений, содержащихся в заявке на участие в запросе предложений, что является основанием для отклонения заявки и недопуска участника к участию в закупке.
Довод заявителя о несущественности данного нарушения оформления заявки, в связи с чем заявка не могла быть отклонена от участия в закупке, в связи с возможностью сопоставления содержания пункта 13 заявки с документами, входящими в состав заявки, необоснован.
Требования Документации о закупке о необходимости соблюдения установленных требований к оформлению заявки не предполагает возможность для Закупочной комиссии анализировать содержащиеся в заявки документы и принимать субъективные решения о допуске к участию в закупке в зависимости от "существенности" допущенного нарушения. Кроме того, наличие в составе заявки документа, декларирующего тот факт, что ООО "Старатель" является субъектом малого предпринимательства, не исключает двусмысленное толкование сведении, содержащихся в заявке участника.
Требования, содержащиеся в Документации о закупке, несоблюдение которых, влечет отказ в допуске к участию в закупке, применяются в равной мере ко всем участникам, подавшим заявки с нарушениями независимо ни от других факторов, что исключает возможность нарушения установленного порядка определения победителя и обеспечивает реализацию принципов информационной открытость закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предусмотренных ч. 1 ст. 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ.
Часть 6 ст. 3 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ устанавливает, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Заявка, представленная ООО "Старатель" на участие в запросе предложений на право заключения договора на поставку отсева не соответствует требованиям к оформлению заявки на участие в запросе предложений, инструкции по заполнению заявки, указанным в п. 6 "Содержание, форма, состав и оформление заявки на участие в запросе предложений, инструкция по ее заполнению" документации по проведению запроса предложений на право заключения договора на поставку отсева, реестровый номер 199-16-ЗП, что является основанием для отклонения такой заявки, которое применяется ко всем участникам, независимо ни от каких других факторов, в том числе, несущественности нарушения.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО "Старатель" на действия заказчика -МУП "Иркутскавтодор", закупочной комиссии при организации и проведении закупки N 199-16-ЗП (извещение N 31603472772), в связи с необоснованным отказом в допуске к участию в закупке на право заключения договора на поставку отсева
В отношении довода заявителя о нарушении установленного срока рассмотрения заявок, в связи с оформлением протокола N 199-16-ЗП вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений - 30.03.2016 г., тогда как в извещении о закупке и сведениях, содержащихся на официальном сайте, указано, что датой рассмотрения заявок является 31.03.2016 г., установлено следующее.
Из документов, представленных на рассмотрение дела, следует, что 30.03.2016 г. в 17 часов 00 минут, т.е. после истечения установленного срока подачи заявок на участие в закупке, Закупочной комиссией произведена процедура вскрытие 6 поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений N 199-16-ЗП с составлением описи документов, содержащихся в представленных заявках.
Результаты вскрытия конвертов оформлены протоколом N 199-16-ЗП вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 30.03.2016 г. (размещен на сайте - 03.04.2016 г.).
Извещением о проведении закупки, а также Документацией о закупке установлены: дата окончания подачи заявок - 30.03.2016 г., дата рассмотрения заявок - 31.03.2016 г., дата подведения итогов - 31.03.2016 г.
Указания на проведения процедуры вскрытия конвертов извещение о проведении закупки или документация о закупке не содержат.
Закупочная деятельность заказчика, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 2 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, регламентируется Положением о закупке товаров работ, услуг для нужд МУП "Иркутскавтодор" (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно протоколу N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. рассмотрения заявок на участие в запросе предложений (размещен - 04.04.2016 г.), процедура рассмотрения заявок на участие в запросе предложений состоялась 31.03.2016 г. в 10 часов 00 минут, т.е. в срок, указанный в документацией о закупке и извещении о закупке.
Разделом 24 Положения о закупке установлено, что Комиссия в срок, указанный в документации о закупке, но не позднее чем через 20 (двадцать) дней со дня вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке рассматривает заявки на участие в закупке участников закупки, заявки на участие в закупке которых вскрыты, с целью определения соответствия каждого участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия заявки на участие в закупке, поданной таким участником, требованиям к заявкам на участие в закупке, установленным документацией о закупке. По результатам рассмотрения заявок на участие в закупке Комиссией принимается решение о признании участника закупки участником закупки или об отказе в признании участника закупки участником закупки (пункт 24.1)
Разделом 23 Положения о закупке предусмотрена процедура вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке.
Пунктом 23.1 Положения о закупке установлено, что в день, во время и в месте, указанные в документации о закупке, Комиссией вскрываются конверты с заявками на участие в закупке.
При вскрытии конвертов с заявками на участие в закупке председателем или замещающим его членом Комиссии, исходя из представленных в заявке документов, оглашается, с последующим занесением в протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке, следующая информация (пункт 23.4):
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (для физического лица) и почтовый адрес каждого участника закупки, конверт с заявкой на участие в закупке которого вскрывается;
- наличие сведений и документов, предусмотренных документацией о закупке;
- условия исполнения договора, указанные в такой заявке и являющиеся критерием оценки заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 23.5 Положения о закупке Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке формируется и подписывается всеми присутствующими членами Комиссии непосредственно после вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке. Указанный протокол размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола, а также на сайте электронной торговой площадки, в случае проведения закупки в электронной форме.
Указания на дату проведения процедуры вскрытия конвертов документация о закупке не содержит.
Вместе с тем, из протокола N 199-16-ЗП от 30.03.2016 г. вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке N 199-16-ЗП на право заключения договора на поставку отсева (размещен 03.04.2016 г.), следует, что 30.03.2016 г. в 17 часов, т.е. после истечения установленного срока подачи заявок на участие в закупке, Закупочной комиссией произведена процедура вскрытие 7 поступивших конвертов с заявками на участие в запросе предложений N 199-16-ЗП с составлением описи документов, содержащихся в представленных заявках. Результаты вскрытия конвертов оформлены протоколом N 199-16-ЗП вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 30.03.2016 г. (размещен на сайте - 03.04.2016 г.).
Таким образом, процедура вскрытия конвертов, установленная разделом 23 Положения о закупке, Закупочной комиссией не нарушена.
Кроме того, ее проведение не повлекло нарушения прав участников закупки, поскольку проведена она была после истечения срока подачи заявок, до процедуры рассмотрения заявок и не взамен процедуры рассмотрения, которая была проведена в срок, установленный в извещении и документации о закупке - 31.03.2016 г.
При оформлении протокола N 199-16-ЗП от 31.03.2016 г. рассмотрения заявок на участив запросе предложений допущена опечатка в части указания даты составления протокола, вместе с тем далее по тексту протокола, в пункте 3 указано, что процедура рассмотрения заявок была произведена 31.03.2016 г. 12.04.2016 г., данный факт подтверждается также протоколом осмотра письменных доказательств, произведенным нотариусом и журналом регистрации заявок на участие в процедуре закупки, согласно которому все заявки на участие в закупке, в том числе и заявка заявителя, поступили 30.03.2016 г.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода заявителя о нарушении Закупочной комиссией срока рассмотрения заявок на участие в закупке.
Данный вывод не противоречит протоколу осмотра письменных доказательств, произведенному нотариусом.
На основании изложенного, и руководствуясь п. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Старатель" на действия заказчика -МУП "Иркутскавтодор", закупочной комиссии при организации и проведении закупки N 199-16-ЗП (извещение N 31603472772), в связи с необоснованным отказом в допуске к участию в закупке на право заключения договора на поставку отсева и нарушением срока рассмотрения заявок на участие в запросе предложений.
2. Копию решения направить заявителю и организатору торгов.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 13 апреля 2016 г. N 210
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016