Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
ОАО "РЖД": <> - доверенность от 22.10.2015
N 849-ДП,
представители ООО "СпецСтройТехника" на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СпецСтройТехника" от 05.04.2016 N 18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15 на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу козлового крана КККТ-10 N 1 на производственной базе ПМС-49 ст. Чишмы с последующим монтажом на производственной базе
ПМС-38 ст. Новообразцовое в 2015 году (извещение N 31503178609), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СпецСтройТехника"
(далее - Заявитель) от 05.04.2016 N 18 (вх. от 05.04.2016 N 45109-ЭП/16) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15 на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу козлового крана КККТ-10 N 1 на производственной базе ПМС-49 ст. Чишмы с последующим монтажом на производственной базе ПМС-38 ст. Новообразцовое в 2015 году (извещение
N 31503178609) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 01.12.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
23.10.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация). Из жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно в нарушение требований пункта 8.3.6 Документации не направлен договор участнику Аукциона, заявке которого присвоен номером "2", в связи с уклонением победителя от заключения договора. Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15/3 от 27.11.2015 последнее предложение о цене договора сделано ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84", в связи с чем
ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84" признано победителем Аукциона. Согласно пункту 298 Положения о закупке, "если победитель открытого аукциона, не подписал протокол аукциона либо уклонился от подписания договора, либо не представил в установленные аукционной документацией сроки надлежащего обеспечения исполнения договора, он признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае заказчик вправе заключить договор с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора (цене лота). При этом заключение договора для участника, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора (цене лота), является обязательным".
Пунктом 8.3.6 Документации установлено, что в случае если победитель аукциона уклоняется от подписания договора в установленные сроки, договор может быть заключен с участником, аукционной заявке которого присвоен второй номер. Таким образом, заключение договора с участником, заявке которого присвоен номер "2" является правом, а не обязанностью Заказчика. Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Подпунктом 5 пункта 51 Положения о закупке установленно, что "аукцион считается оконченным, если по истечении установленного в аукционной документации времени после последнего предложения о цене договора (цене лота) ни один из участников не предложил новую цену договора. В этом случае открытый аукцион прекращается. ЭТЗП фиксирует последнее и предпоследнее предложения по цене договора (цене лота) и регистрационные номера участников, сделавших такие предложения". Согласно протоколу проведения открытого аукциона в электронной форме N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15/3 от 27.11.2015 последнее предложение о цене договора сделано ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84", предпоследнее предложение о цене договора сделано Заявителем. Пунктом 8.3.2 Документации установлено, что Заказчик направляет участнику аукциона, с которым заключается договор, проект договора в течение 20 (двадцати) дней с даты опубликования итогов аукциона на сайтах. 27.11.2015 в ЕИС размещен итоговый протокол о проведении Аукциона. Согласно пункту 8.3.3 Документации участник аукциона, с которым заключается договор, должен предоставить обеспечение исполнения договора (если требование об обеспечении исполнения договора установлено в аукционной документации) и подписать договор не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты получения проекта договора от заказчика.
В соответствии с пунктом 387 Положения о закупке срок заключения договора по итогам закупки не может превысить 90 дней с даты подведения итогов. Пунктом 8.3.4 Документации установлено, что "договор заключается в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями аукционной документации, согласно приложению N 4 к аукционной документации в срок, не превышающий 90 (девяносто) дней с даты опубликования информации об итогах аукциона на сайтах". Согласно размещенной информации в ЕИС и пояснениям Заказчика, договор по результатам проведния Аукциона не заключен, закупка не завершена. Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84" признано уклонившимся от заключения договора. В ходе заседания 11.04.2016 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы у Заказчика, истребованы дополнительные документы и сведения по Аукциону, в связи с чем при рассмотрении жалобы Заявителя объявлен перерыв до 12.04.2016. Вместе с тем, документов подтверждающих уклонение
ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84" от заключения договора либо о направлении о включении сведений в отношени ООО "УПРАВЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ-84" в реестр недобросовестных поставщиков на заседании Комиссии ФАС России не представлено. Таким образом, действия Заказчика в части нарушения процедуры проведения Аукциона противорячат пункту 387 Положения о закупке, нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 4 пункта 32 Положения о закупках. Подпунктом 2.1 пункта 2 Документации установлено, что участник должен иметь опыт выполнения работ по предмету конкурса, стоимость которых составляет не менее 20% (процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.4 аукционной документации. В подтверждение опыта работ участник в составе заявки представляет: - документ по форме приложения N 3 к аукционной документации о наличии опыта по предмету аукциона; и - копии актов о выполнении работ;
и
- копии договоров на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями). Согласно Извещению предмет закупки: "Право заключения договора на выполнение работ по демонтажу козлового крана КККТ-10 N 1 на производственной базе ПМС-49 ст. Чишмы с последующим монтажом на производственной базе ПМС-38 ст. Новообразцовое в 2015 году". Из данной формулировки требования Документации об опыте выполнения работ не представляется возможным определить выполнение каких работ принимается Заказчиком в качестве подтверждения соответствия указанному требованию. Таким образом, установление вышеуказанного требования противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 4 пункта 32 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке. Согласно пункту 6.7.10 Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена. Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что к участникам закупочных процедур Документацией установлены следующие требования: - "отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (5.4.3.6 Документации); - отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД" (5.4.3.7
Документации); - непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД" (5.4.3.8 Документации)".
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных, ограничивает количество участников, что противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках. 5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Пунктом 6.2.1 Документации установлено, что запрос о разъяснении аукционной документации может быть направлен с момента размещения аукционной документации, извещения о проведении аукциона на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации до начала подачи заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СпецСтройТехника" от 05.04.2016 N 18
(вх. от 05.04.2016 N 45109-ЭП/16) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15 на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу козлового крана КККТ-10 N 1 на производственной базе ПМС-49 ст. Чишмы с последующим монтажом на производственной базе ПМС-38 ст. Новообразцовое в 2015 году (извещение
N 31503178609) необоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, пункта 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В связи с тем, что материалы дела от 25.02.2016
N 223-ФЗ-65/16 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела от 12.04.2016 N 223-ФЗ-137/16 не передавать.
Выдать обязательное для исполнения предписание, на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N 223-ФЗ-137/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО "СпецСтройТехника" на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
12.04.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
ОАО "РЖД": <> - доверенность от 22.10.2015
N 849-ДП,
представители ООО "СпецСтройТехника" на заседание комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СпецСтройТехника" от 05.04.2016 N 18 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 9734/ОАЭ-ЦДРП/15 на право заключения договора на выполнение работ по демонтажу козлового крана КККТ-10 N 1 на производственной базе ПМС-49 ст. Чишмы с последующим монтажом на производственной базе
ПМС-38 ст. Новообразцовое в 2015 году (извещение N 31503178609)
(далее - Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ОАО "РЖД" завершить проведение Аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", документации о проведении Аукциона, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014.
2. ОАО "РЖД" в срок не позднее 03.05.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N 17/24977/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016