Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
от 12 апреля 2016 г. N 02-76/18.1-16
г. Якутск резолютивная часть оглашена "08" апреля 2016 г.
изготовлено в полном объеме "12" апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", в составе:
О.А. Ярыгина - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), председателя Комиссии;
А.Б. Ринчиновой - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), члена Комиссии;
А.Е. Мандарова - главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), член Комиссии.
При участии:
От заявителя ООО "Стэллар" - не явился, надлежащим образом уведомлен;
От ответчика ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" - "_"
Рассмотрев жалобу ООО "Стэллар" на действия организатора закупки ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" при организации и проведении открытого аукциона на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА", извещение N 31603429543, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 01 апреля 2016 г. поступила жалоба ООО "Стэллар" на действия организатора закупки ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" при организации и проведении открытого аукциона на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА", извещение N 31603429543.
Заявитель в жалобе указывает, что в документации и извещении о проведении открытого аукциона имеются расхождения по времени даты и времени окончания подачи заявок: в извещении о проведении открытого аукциона указана дата и время подачи заявок (по местному времени) 24.03.2016 г. 10:00, а в документации (пункт 16 информационной карты) указано, что заявки принимаются по 24.03.2016 г. с 09-00 до 18-00. Заявитель полагает, что тем самым заказчик нарушил часть 3 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд" где указано, что документация должна содержать информацию, указанную в извещении.
Также, заявитель указывает, что извещение о проведении открытого аукциона было размещено заказчиком на официальном сайте 17 марта 2016 г., срок окончания подачи заявок в документации указан 24 марта 2016 г. Заявитель полагает, что этим заказчик нарушил часть 2 статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках" и часть 3 статьи 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "ЯГСХА". Извещение о проведении конкурса или аукциона размещаются в соответствии с частью 5 статьи 4 ФЗ-223 не менее чем 20 дней для дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. Заявитель считает, что указанные действия заказчика привели к ограничению конкуренции, нарушены нормы части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчиком в документации установлено, что участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Под субъектами малого предпринимательства в российском законодательстве понимаются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы, и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства соответствующие определенным критериям.
Заявитель полагает, что заказчик неправомерно допустил участника "_"
08 апреля 2016 г. ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" (далее - ЯГСХ) представило извещение, документацию, заявки участников и протоколы составленные в ходе проведения торгов.
В ходе рассмотрения жалобы по существу представитель ЯГСХ согласился со всеми доводами заявителя и пояснил, что "_" допустили к участию в торгах ошибочно.
Комиссия по рассмотрению дела, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся доказательства и материалы дела, приходит к следующим выводам.
Открытый аукцион на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА", извещение N 31603429543, проводился в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия", утвержденное распоряжением Минсельхоза России от 28.12.2015 г. N 280-р (далее - Положение о закупках).
Часть 1 статьи 2 Федерального закона "О закупках" гласит, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Федерального закона "О закупках").
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О закупках" извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Подпункт "а" пункта 3 части 2 статьи 13 Положения о закупках гласит, что заказчик размещает в единой информационной системе (на официальном сайте) извещение и документацию о закупке, при проведении конкурса или аукциона - не менее чем за 20 (двадцать) дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
17 марта 2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА".
В пункте 8 Информационной карты Документации об открытом аукционе, утвержденная вр.и.о. ректора ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" "_" 17.03.2016 г., установлены требования к участникам закупки, в том числе, участниками закупки могут быть только субъекты малого или среднего предпринимательства.
Заявки на участие в аукционе подаются с момента публикации информации о проведении открытого аукциона по 24.03.2016 г. до 18 ч. 00 м. (пункт 16 Информационной карты).
В извещение о проведении торгов указано, что заявки принимаются до 24.03.2016 г. 10 ч. 00 м.
Согласно протоколу N 008/16-ОА от 24.03.2016 г. рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на участие в закупке поступило 3 заявки, которые признаны соответствующими аукционной документации и допущены к участию в торгах.
Победителем аукциона признан "_" (физическое лицо) с ценой 574 517,15 руб.
На момент рассмотрения жалобы по существу 08 апреля 2016 г договор по итогам закупки заключен.
ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" опубликовав извещение и документацию о проведении открытого аукциона за 6 дней до окончания приема заявок, нарушило часть 2 статьи 3 Федерального закона "О закупках" и пп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 13 Положения о закупках.
Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалобы, проанализировав заявку победителя аукциона, установила, что "_", не является субъектом малого или среднего предпринимательства, следовательно, Аукционная комиссия обязана была отклонить его заявку от участия в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" допустив к участию в торгах Макарова И.Д. и определив его победителем торгов нарушил пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
В части 17 Федерального закона "О защите конкуренции" указано, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Комиссия Якутского УФАС России установила иные нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В пункте 3 статьи 62 Положения о закупках ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" утверждено, что договор с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок, предложений заключается заказчиком не позднее 20 (двадцати) дней с даты размещения в единой информационной системе (на официальном сайте) протокола, определяющего победителя конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, если иной срок не установлен в документации о закупке.
В пункте 7.1.1 Документации об открытом аукционе указано, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола аукциона передает победителю аукциона один экземпляр протокола аукциона и проект договора, который составляется путем включения цены договора (цены лота), предложенное победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый в документации об аукционе.
Пункт 22 Информационной карты гласит, что договор может быть заключен не позднее 10 (десяти) дней, с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого аукциона.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Федеральными законами "О закупках" и "О защите конкуренции", в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и частью 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках".
Учитывая то обстоятельство, что фактически договора поставки между заказчиком и победителем заключены 30.03.2016 г. (на пятый день после опубликования протокола о результатах закупки), то сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, является нарушением требований статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" и нарушает права участников гражданского оборота.
Так как, договор между заказчиком и победителем уже заключен, предписание об аннулировании торгов решено не выдавать.
Таким образом, ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" при организации и проведении открытого аукциона на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА" (извещение N 31603429543) нарушило пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", часть 2 статьи 3 Федерального закона "О закупках", пп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 13 Положения о закупках, тем самым нарушило процедуры организации и проведения торгов.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия Якутского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров решила:
Жалобу ООО "Стэллар" на действия организатора закупки ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" при организации и проведении открытого аукциона на выполнение строительно-ремонтных (общестроительных) работ учебного манежа кафедры коневодства и частной зоотехнии АТФ ФГБОУ ВО "Якутская ГСХА", извещение N 31603429543, признать обоснованной;
Признать ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" нарушившим пункт 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
Признать ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" нарушившим часть 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупах товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
Признать ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия" нарушившим пп. "а" п. 3 ч. 2 ст. 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО "Якутская государственная сельскохозяйственная академия";
Выдать предписание об устранении нарушений организации и проведении закупки;
Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.32.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев.
Председатель комиссии: О.А. Ярыгина
Члены комиссии А.Б. Ринчинова
А.Е. Мандаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 апреля 2016 г. N 02-76/18.1-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016