Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 11 апреля 2016 г. N 7.30-4.2/166-16
"<_>", рассмотрев протокол об административном правонарушении N 7.30-4.2/166-16 от 04.04.2016 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного "<_>" в отношении "<_>" (____________ года рождения, место рождения - ________________________________, гражданин Российской Федерации, паспорт: серия _____ номер _________, выдан _________________________________________________________, __________, код подразделения - _________, зарегистрирована по адресу: ____________________________________) в отсутствие:
- лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, "<_>", ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие,
исследовал материалы дела, установил:
Челябинским УФАС России рассмотрена жалоба МУП КМР "Спецстрой" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на зимнее содержание улично-дорожной сети на территории Карталинского городского поселения (изв. N 0169300008115000099) (далее - аукцион).
Согласно материалам дела, 18.09.2015 Администрация Карталинского городского поселения объявила о проведении аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 1 349 311 рублей 12 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 28.09.2015 года в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы контракт на зимнее содержание улично-дорожной сети на территории Карталинского городского поселения не заключен.
По результатам рассмотрения жалобы вынесено Решение Челябинского УФАС России N 653-ж/2015, от 06.10.2015, в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 указанной статьи Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Техническом задании документации об аукционе в электронной форме, заказчиком установлены краткие характеристики выполняемых работ, представленные в виде таблицы.
Позиция N 1 указанной таблицы содержит следующую информацию: "Сгребание снега с одновременным подметанием подметально-уборочной машиной: ПМ-130". При этом, указанная позиция таблицы содержит также наименование сметной расценки: ТЕР101-05-005-01.
Кроме того, позиция N 7 рассматриваемой таблицы определена заказчиком следующим образом: "ТЕР101-05-009-01 Посыпка проезжей части песко-соляной смесью машиной ПР-53".
Аналогичная информация содержится в локальной смете "Зимнее содержание улично-дорожной сети города Карталы", являющейся приложением к аукционной документации и на основании которой выполнен расчет начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что на основании указанной локальной сметы формировалось Техническое задание, в связи с чем в документации о закупке содержится указание на использование машин ПМ-130 и ПР-53.
При этом, представителями заказчика не отрицается факт наличия на рынке нескольких единиц различной спецтехники, с помощью которой возможно выполнить работы, предусмотренные документацией об аукционе.
Представителями заказчика на заседании Комиссии высказан довод о том, что гарантировать получение необходимого заказчику результата выполнения работ по зимнему содержанию улично-дорожной сети можно только при условии использования при выполнении работ указанных в аукционной документации машин.
Вместе с тем, данный довод заказчика Комиссией не принимается поскольку требования к работам, их качеству в документации об аукционе фактически отсутствуют.
Положения Технического задания, обязывающие исполнителя использовать определенную технику при выполнении работ, включены заказчиком в документацию о закупке в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с наличием неправомерно установленных требований в Техническом задании хозяйствующие субъекты, не имеющие возможности обеспечить выполнение работ с использованием машин ПМ-130 и ПР-53, могли не подать заявки на участие в рассматриваемой закупке, чем могли быть нарушены положения статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. В нарушение части 3 статьи 64, части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в пункте 14 документации о закупке не конкретизированы требования к участникам в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также не установлено обязательное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 20 документации об аукционе не конкретизированы требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с объектом закупки.
4. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения всех обязательств по контракту, в то время как пункт 3.4 проекта контракта устанавливает срок действия контракта по 31 декабря 2015 года, что свидетельствует об установлении заказчиком двойного срока действия контракта.
Таким образом, из сведений, содержащихся в проекте контракта, документации о закупке, извещении о закупке невозможно сделать вывод о требованиях заказчика к минимальному сроку действия обеспечения исполнения контракта, что не соответствует требованиям пункта 8 статьи 42, пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, срок выполнения работ по контракту приравнен заказчиком к сроку действия контракта, вследствие чего исполнение обязательств заказчика по оплате выполненных работ (в течение 10 банковских дней) может быть произведено вне срока действия контракта.
5. В проекте контракта отсутствует информация о возможности представления документов, подтверждающих добросовестность участника закупки при применении антидемпинговых мер в случае снижения цены контракта по результатам аукциона более чем на 25 процентов, что может привести к нарушению права победителя закупки в части определения способа реализации положений статьи 37 Закона о контрактной системе (представление обеспечения исполнения контракта в увеличенном размере или информации, подтверждающей добросовестность участника закупки) и неисполнению требований действующего законодательства о контрактной системе в части представления документов, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе.
Приказом N "<_>"от "<_>".2013 "<_>" назначена на должность "<_>".
"<_>"N "<_>"от "<_>"2015 отпуск по уходу за ребенком до трех лет Мятченко К.А. считается оконченным 13.09.2015, дата выхода на работу 14.09.2015.
"<_>"является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Местом совершения административного правонарушения является местонахождение "<_>".
Временем совершения административного правонарушения является дата утверждения документации об аукционе "<_>".
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является составом административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа.
На основании изложенного, в указанных действиях "<_>" содержится состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Объектом правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, составляют нарушения требований закона о контрактной системе, которые приводят или могут привести к отмене закупки, невозможности удовлетворения потребностей заказчиков.
Объективная сторона правонарушения, совершенного "<_>", выразилась в нарушении указанным должностным лицом при утверждении документации об аукционе на зимнее содержание улично-дорожной сети на территории Карталинского городского поселения (изв. N 0169300008115000099) предусмотренных пунктами 1 части 1 статьи 33, частью 3 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64, частью 3 статьи 64, частью 1 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 8 статьи 42, пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требований.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина "<_>"выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при утверждении документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
При утверждении документации об аукционе на зимнее содержание улично-дорожной сети на территории Карталинского городского поселения (изв. N 0169300008115000099) "<_>" должна была исследовать вопрос о соответствии документации требованиям действующего законодательства, принять все возможные меры по недопущению нарушения, в том числе могла высказать возражения, отказаться от подписания и т.д.
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что "<_>"были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.
Исходя из изложенного, "<_>". несет ответственность за допущенное нарушение.
"<_>"в силу возложенных на неё обязанностей должна была осознавать, что её действия не соответствуют законодательству, т. е. противоправный характер своих действий, могла предвидеть наступление вредных последствий.
Письменно "<_>" заявлено ходатайство о применении статьи 2.9 КоАП РФ и прекращении производства по делу. Согласно пояснениям "<_>" приступила к исполнению должностных обязанностей с 14 сентября 2015 года по выходу из отпуска по уходу за ребенком, документацию утверждала впервые.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, "<_>" приходит к следующим выводам.
Документация об аукционе утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
"<_>"состоит в том, что она, осуществляя административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в "<_>", не выполнила установленные требования Закона о контрактной системе, а именно: документация об аукционе на зимнее содержание улично-дорожной сети на территории Карталинского городского поселения (изв. N 0169300008115000099), не соответствующая требованиям законодательства о контрактной системе, утверждена "<_>", что подтверждается подписью с расшифровкой на титульном листе документации об аукционе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Наличие состава административного правонарушения подтверждено решением Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России N 653-ж/2015, от 06.10.2015, протоколом об административном правонарушении от 04.04.2016, иными документами.
Таким образом, неисполнение заказчиком требований Закона о контрактной системе привело к увеличению времени, необходимого для проведения процедуры закупки, в том числе ввиду необходимости исполнения предписания Челябинского УФАС России. Соответственно, в результате действий "<_>"были увеличены сроки осуществления закупки - зимнего содержания улично-дорожной сети, осуществляемой в рамках решения вопросов нужд Карталинского городского поселения и освоения бюджетных денежных средств.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении принято в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ранее "<_>"к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе не привлекалась.
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием.
Начальная (максимальная) цена контракта значительная и составляет более 1 млн. рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, является формальным, т.е. наличие наступивших вредных последствий не является обязательным признаком состава данного административного правонарушения.
Оконченным данное административное правонарушение считается с момента нарушения требований Закона о контрактной системе.
Учитывая обстоятельства дела и руководствуясь частью 4.2 статьи 7.30, статьей 23.66, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать "<_>"виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Привлечь "<_>"к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета.
КБК 16111633050136000140, ОКТМО 75623101 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России) Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
"<_>"предлагается в трехдневный срок со дня уплаты штрафа представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области надлежащим образом заверенные копии платежных документов (факс (351) 263-18-39).
Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2016 г. N 7.30-4.2/166-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016