Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 14 апреля 2016 г. N 08-04-16/08
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя управления - Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.
рассмотрев дело N 08-04-16/08 от 14.03.2015 по признакам нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе) в присутствии лица, в действии которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
директора общества с ограниченной ответственностью "ПИК"ТРЕФ" <> (ОГРН 1085190014920 от 20.11.2008 г, ИНН 5190193050,юридический адрес: г. Мурманск, ул.Ломоносова, д.2,кв.34 ), установила
02.02.2016 года на электронный адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области поступило обращение гражданина Серебряникова А.А. по факту распространения 28.01.2016 г. в городе Мурманске на ул. Воровского рекламы: "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 " на заднем стекле автомобиля "Renault Logan" государственный регистрационный номер <> с приложением фотографии.
Заявитель просит провести проверку по факту наличия возможных признаков ненадлежащей рекламы услуг такси.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Директор общества с ограниченной ответственностью "ПИК"ТРЕФ" <> не получает корреспонденцию по юридическому и домашнему адресу.
05.04.2016 телефонограммой <> был уведомлен о времени и месте рассмотрения дела N 08-04-16/08.
Присутствовавший на рассмотрении дела N 08-04-16/08 директор ООО"ПИК"ТРЕФ" <> ознакомился с материалами дела и озвучил свою позицию по спорной рекламе.
<> сообщил, что является собственником автомобиля"Renault Logan" государственный регистрационный номер <> на заднем стекле которого размещена реклама: "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 ".
<> пояснил, что лично определил содержание рекламы, оплатил её изготовление и самостоятельно разместил на заднем стекле автомобиля.
Директор ООО "ПИК"ТРЕФ" <> акцентировал, что заменяя буквы в слове смайликами не подразумевал использование бранного слова, таково было его творческое решение, поэтому не считает, что нарушил рекламное законодательство. Со слов директора ООО "ПИК"ТРЕФ", телефонный номер 25-00-25, является диспетчерским номером такси "Треф", по которому сотрудники Общества принимают заявки от граждан, на услуги пассажирских перевозок (такси).
Вместе с тем, директор ООО "ПИК"ТРЕФ" <> сообщил, что рассматриваемая реклама размещена на шести автомобилях таксопарка ООО "ПИК"ТРЕФ" и до сих пор распространяется.
Комиссия, заслушав пояснения <> изучив рекламу, представленные документы, мнение экспертного совета и интерактивный опрос граждан установила.
Основанием для возбуждения дела по признакам нарушения рекламного законодательства послужило обращение гражданина, который посчитал, что в рекламе используется бранное слово, завуалированное смайликами, что не соответствует требованию части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
В рамках рассмотрения обращения гражданина Мурманское УФАС России запросило информацию и документы у лица заинтересованного в распространении рекламы- ООО "ПИК"ТРЕФ", провела опрос граждан на сайте Мурманского УФАС России и вынесла рассмотрения данного вопроса на обсуждение экспертного совета.
25.02.2016 при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области прошло заседания Экспертного совета по применению рекламного законодательства, где обсуждалась реклама: "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 ", в первом слове которой часть букв заменена смайликами, что создает впечатление использования в рекламе бранного слова.
Экспертный совет единогласно определил, что информация, размещенная на стекле автомобиля является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к такси "Такси 25-00-25", призвана формировать и поддерживать интерес к услугам такси "СКИДКИ!!!".
Члены экспертного совета акцентировали внимание, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы т.к. автомобиль курсирует по улицам города Мурманска. Поэтому рассмотрение данного материала производится с учетом его воздействия в условиях городской среды на неопределенный круг лиц, а не на конкретно целевую аудиторию потребителей данных услуг.
Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области Коган Б.С. обратил внимание экспертного совета, что первое слово в рекламной фразе не имеет существования в русском языке, что является нарушением Федерального закона N 53-ФЗ"О государственном языке Российской Федерации"
При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного, за исключением иностранных слов, не имеющих аналогов в русском языке (часть 6 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Исходя из требований части 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Все члены экспертного совета единогласно поддержали высказанную позицию Коган Б.С. и признали, что рассматриваемая реклама нарушает часть 11 статьи 5 Закона о рекламе.
Следует отметить, что Мурманское УФАС России на своем сайте провело опрос общественного мнения: Содержит ли реклама такси бранное слово Всего проголосовало 311 граждан, 165(53%) из которых считает, что в рассматриваемой рекламе присутствует бранное слово, 131(42%) не усматривает бранное слово, 15(5%) воздержались.
Этот же опрос был размещен одним из участников социальных сетей "Вконтакте" (по собственной инициативе), где проголосовало 3593 гражданина, из которых дали положительный ответ 37,5%, отрицательный 50,4%, и воздержались 12,1%.
Экспертный совет акцентировал внимание на том, что в большинстве своем мнение граждан сводится к тому, что бранное слово присутствует в рекламе, даже то, что в социальных сетях свои голоса отдавали граждане различных возрастов, взглядов и статуса все же положительных голосов было достаточно много, хотя они и не перевесили.
По данному вопросу также озвучила свою точку зрения и кандидат психологических наук Лихошва В.П., пояснив, что дети и подростки оказываются под влиянием рекламного воздействия, не имея защитных механизмов, позволяющих критически оценивать информацию. Использование "несуществующих" слов, как "О ЕННОЕ" привлекает внимание и призвано, в первую очередь, вызывать на некоторое время состояние подобное трансу у потребителя, так как для восприятия человека привычнее видеть слово целиком. Использование подобного приема ("разрыв шаблона") не только вводит в состояние сниженной критики и контроля, но и заставляет подбирать подходящие слова (процесс заполнения).
Сама структура восприятия рекламного сообщения выглядит так:
- знак смайлик имеет круглую форму;
- в контексте буквенного ряда стоит три смайлика;
- первое и второе условие позволяет воспринимать смайлики как троеточие. Таким троеточием обозначаются обычно места пропуска букв (то есть существует общий шаблон восприятия);
- осмысленность восприятия (одно из основных свойств) предполагает дальнейший анализ полученной информации и необходимость заполнить пробелы в слове. Такое заполнение опирается на шаблоны (в данном случае речевые), а свойство апперцептивность восприятия предполагает поиск шаблонов из опыта.
Если взрослый человек имеет множество речевых шаблонов, то подросток и ребенок ограничивается своим личным скромным опытом. Большую роль в опыте современного подростка играет Интернет, где "." обозначается пропуск букв в бранных словах (для избегания удаления модераторами комментариев).
В подростковом возрасте формируется момент оценки норм общественного поведения. Если не контролировать использование нецензурных слов или намёков, то у подрастающего поколения будет формироваться паттерн поведения, согласно которому использование нецензурной брани дозволительно, возможно и никак не порицается.
Таким образом, Экспертный совет пришёл к мнению, что в рекламе с учетом способа исполнения указанной информации (подмены букв смайликами), усматривается попытка использования нецензурной лексики. По мнению экспертного совета ничто не мешало рекламодателю написать полное слово в рекламе, если бы оно не вуалировало бранное слово.
Согласно Единому Государственному реестру юридических лиц ООО "Пик Треф" <> является единственным учредителем ООО "Пик Треф" и его директором. ООО "Пик Треф" осуществляет деятельность такси (Код 60.22) и деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта. Указанный в рекламе телефонный номер 250025 используется ООО "ПИК"ТРЕФ" для приема диспетчером Общества заявок на пассажирские перевозки такси "Треф".
Автомобиль "Renault Logan" государственный регистрационный номер <> на котором размещена реклама, принадлежит <> (договор КП-В-105/7 от 29.07.2014).
Содержание рекламы определил директор ООО "ПИК" ТРЕФ" <> в целях продвижения услуг компании (пассажирская перевозка) и самостоятельно разместил на заднем стекле своего автомобиля.
В ходе рассмотрения также было установлено, что реклама "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 " распространяется и на иных автомобилях, используемых ООО "ПИК" ТРЕФ" для оказания услуг пассажирских перевозок.
Ненадлежащая форма представления слова в рекламе"О ЕННОЕ ТАКСИ*" свидетельствует о не соответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе.
По мнению Комиссии, в указанной рекламе в завуалированной форме использовано обсценное (нецензурное, непристойное) слово, употребляемое в ненормативной лексике, придающее непристойный образ рекламе, что указывает на нарушение Обществом запрета на использование непристойных образов в рекламе.
Утверждение рекламодателя о том, что реклама соответствует в полном объеме рекламному законодательству, не соответствует действительности, поскольку доведенная в таком виде информация не может формировать у потребителя правильное (неискаженное) представление о рекламируемом объекте.
Немаловажен и тот факт, что большая часть граждан Мурманска оценивающая восприятие спорной рекламы, на официальном сайте Мурманского УФАС России сочла рекламу не пристойной, содержащей бранное слово.
Большинство из опрошенных граждан в социальной сети также посчитали, что рассматриваемая реклама подталкивает их додумать бранное слово.
Кандидат филологических наук, доцент кафедр английского языка гуманитарного факультета Южного Федерального университета Амири Людмилы Петровны в своей статье: "Текстовые деликаты или шоковые способы воздействия на потребителя в креолизованных рекламных текстах" даёт понятие креолизованным рекламным текстам, способ их воздействия на потребителя, а также исследует механизма формирования двусмысленности в креолизованных рекламных текстах.
Креолизованный текст - текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык).
К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, соседствующие с вербальными и оказывающие существенное влияние на интерпретацию текста, а также все технические моменты оформления текста, влияющие на его смысл. Среди них: шрифт, цвет, фон текста(цветной или иллюстрированный), средства орфографии, пунктуации и словообразования, иконические печатные символы (пиктограммы, идеограммы и т. п.), графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и т. п.).
Комиссия считает, что в рассматриваемом рекламном тексте подтекст запланированный автором выражен невербально, но он обладает маркерами, которые сигнализируют потребителю о "нужном" инотолковании, то есть подтекст реализуется в таких контекстно-ситуативных условиях, которые являются предпосылками для "нужного" восприятия рекламного текста. Детальное рассмотрение рекламы показывает, что для усиления вульгарного подтекста используются: символы в виде смайликов, которые разрывают слово после буквы "о", заменяя буквы в слове и создавая эффект многоточия, что подталкивает додумать слово. Границы подтекста в креолизованном рекламном тексте обозримы, так как нацеленность автора на восприятие подтекста потребителем достигнута, потребители рекламы обратили на неё внимание и уловили подтекст этой рекламы.
Исходя из понятия креолизации, в рассматриваемой рекламе сам текст, апеллирует к обсценному слову.
Обсценная лексика(англ. obscene, от лат. obscenus - отвратительный, неприличный), непристойная, нецензурная лексика (в том числе мат). В этот разряд слов и выражений входят лексико-фразеологические единицы из "внелитературной" сферы языка: из просторечия, жаргонов, территориальных диалектов.
Учитывая, что реклама предназначена для широкого круга потребителей (в данном случае для участников дорожного движения), вышеназванная реклама для некоторых категорий граждан в силу религиозных, философских и иных убеждений является оскорбительной, нарушает общепринятые нормы морали, гуманности, нравственности. При этом, не исключено, что данную рекламу обозревали лица несовершеннолетнего возраста.
Принимая во внимание сложившиеся в обществе понятия этики, морали и культуры, реклама, распространенная Обществом, является ненадлежащей, поскольку содержит слово, которое можно рассматривать в качестве обсцеонизма (бранного слова) и относящееся к ненормативной лексике.
Вместе с тем, частью 6 статьи 1 Федеральный закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации" определено, что при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани), за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 3 Закона о государственном языке РФ Государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе.
Таким образом, исследуя данную рекламную информацию Комиссия оценила содержание рекламы в совокупности с обстоятельствами ее размещения способом и формой доведения рекламной информации до потребителя и количеством людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.
Таким образом установлено, что директор ООО "ПИК"Треф" <> в целях продвижения своей организации и услуг определил содержание рекламы "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 ", оплатил услуги по её изготовлению и разместил 28.01.2016 на стекле заднего стекла собственного автомобиля"Renault Logan" государственный регистрационный номер <> с нарушением части 6 и части 11статьи 5 Закона о рекламе.
На основании вышеизложенного Комиссия признала рекламу ненадлежащей, нарушающей требования части 6 и части 11статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 и части 11статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ несет рекламодатель - директор ООО "Пик Треф" ( ОГРН 1085190014920 от 20.11.2008 г, ИНН 5190193050,юридический адрес: г. Мурманск, ул.Ломоносова, д.2,кв.34 ) <>
Рекламодатель директор ООО "Пик Треф" <> инициируя изготовление и размещение рекламы, должен был предпринять все меры по соблюдению Федерального закона "О рекламе" и Федерального закона "О государственном языке Российской Федерации" и не допустить к распространению рекламу, которая несет двусмысленность и сигнализирует потребителю о нецензурном слове.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу: "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 ", распространявшуюся 28.01.2016 на стекле заднего стекла автомобиля"Renault Logan" государственный регистрационный номер <> в г. Мурманске на ул. Воровского ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям части 6 и части 11статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "ПикТреф" предписание о прекращении нарушения и соблюдении требований части 6 и части 11статьи 5 Закона о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО "Пик Треф" <>
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня изготовления решения в полном объеме.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе по делу N 08-04-16/08
14.04.2016 года
г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - заместитель руководителя управления - Попова Ирина Николаевна;
Членов комиссии: начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Коптев А.С., главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Мороз С.В.
На основании своего решения по делу N 08-04-16/08 от 14.03.2015 о признании рекламы: "О ЕННОЕ ТАКСИ* СКИДКИ!!! Тел. 25*00*25 ", распространенной 28.01.2016 в г. Мурманске на заднем стекле автомобиля "Renault Logan" государственный регистрационный номер <> ненадлежащей, нарушающей части 6 и части 11статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ, и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламодателю ООО "Пик Треф" ( ОГРН 1085190014920 от 20.11.2008 г, ИНН 5190193050,юридический адрес: г. Мурманск, ул.Ломоносова, д.2,кв.34 ) прекратить нарушение частей 6 и 11 статьи 5 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ и обеспечить соблюдение указанных норм при размещении рекламы, а именно
в рекламе не допускать использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использования слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка (в том числе нецензурной брани)
2. Об исполнении предписания и принятых мерах сообщить в УФАС по Мурманской области до 30 апреля 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 14 апреля 2016 г. N 08-04-16/08
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016