Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/5368
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей заказчика <"_"> в присутствии заявителя <"_"> рассмотрев жалобу <"_"> на действия заказчика ОАО "Татавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 31603336687 на предмет: "Право заключения договора на поставку плоской двухосной экструдированной полипропиленовой георешетки с ячейками прямоугольной формы с разрывной нагрузкой в продольном направлении 20 кН/м в количестве 350000 кв.м.". установила:
Суть жалобы: по мнению заявителя, закупка осуществляется заказчиком с нарушением действующего законодательства, а документация о закупки не соответствует требованиям законодательства.
1. Заявитель жалобы указал, что заказчиком согласно протоколу N331603336687-01 заседания конкурсной комиссии ОАО "Татавтодор" по вскрытию, рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе и подведению итогов закупки от 15 марта 2016 г. заявка на участие в закупке <"_"> (регистрационный номер 3) признана несоответствующей требованиям документации о закупке:
- "в техническом предложении (формы 3.7 раздела 3 части 1 документации о закупке) участником закупки не в полном объеме предложены характеристики товара".
<"_"> изучив причину отклонения заявки, считает, что решение комиссии является необоснованным, так как требования заказчика к качественным, техническим, функциональным характеристикам товара установлены не в соответствии с требованиями ГОСТов, которые должны применяться производителями на территории Российской Федерации для выпуска данной продукции.
Заказчиком установлены требования к характеристикам товара согласно Отраслевого дорожного методического документа (ОДМ) 218.5.002-2008 "Методические рекомендации по применению полимерных геосеток (георешеток) для усилия слоев дорожной одежды из зернистых материалов".
ОДМ 218.5.002-2008 по своей юридической природе является актом, который носит рекомендательный характер и предназначен для использования органами управления автомобильных дорог и организациями, выполняющими работы по расчету, проектированию, строительству и содержанию дорожных одежд автомобильных дорог.
На территории РФ действуют ГОСТ Р 55029, ГОСТ Р 56338, ГОСТ Р 56419, ПНСТ-20, и производители геосинтетических материалов должны соблюдать требования предусмотренные данными ГОСТами:
1) ГОСТ Р 55029 Группа Ж81 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Дороги автомобильные общего пользования. МАТЕРИАЛЫ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ. Технические требования.
2) ГОСТ Р 56338 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Дороги автомобильные общего пользования. МАТЕРИАЛЫ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ НИЖНИХ СЛОЕВ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ. Технические требования.
3) ГОСТ Р 56419 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для разделения слоев дорожной одежды из минеральных материалов. Технические требования.
4) ПНСТ-20 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Дороги автомобильные общего пользования. МАТЕРИАЛЫ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ДРЕНИРОВАНИЯ. Общие технические условия.
ОДМы до 2010 года применяются лишь как рекомендации для расчетов дорожных конструкций с применением геосинтетических материалов.
Существуют исключения по ОДМ: ОДМ 218.2.046-2014, ОДМ 218.2.047-2014 устанавливают дополнительные требования к изделиям изготовленным по вышеуказанным ГОСТам и в соответствии с распоряжением И.Г. Астахова для применения гео синтетических материалов на объектах федерального дорожного строительства, допускаются геосинтетические материалы с коэффициентами запаса для оценки долговечности, которые и получаются в соответствии с указанными ОДМами.
В представленном техническом предложении ООО "НПК Протэкт (форма 3.7) в пунктах 5,6,7 конкретные показатели не указаны, так как при формировании технического предложения компания руководствовалась положениями ГОСТ Р 56338, а согласно данного ГОСТа указанные выше показатели не предусмотрены.
Учитывая вышеизложенное, считает, что заявка ООО "НПК Протэкт" может соответствовать заявленным требованиям документации о проведении открытого конкурса N 31603336687 т.к. при формировании запроса Заказчиком не была указана четкая информация области применения продукта, а также указания на нормативный документ, которым руководствовался Заказчик.
Представители заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя не согласились, представили устные и письменные пояснения сославшись на то, что в техническом задании (часть 3 документации) указаны все необходимые характеристики товара, поставка которого предполагается по результатам проведения конкурса, а именно: указаны наименования показателей и их значение.
ОАО "Татавтодор" осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ и Положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Татавтодор", утвержденным Советом директоров ОАО "Татавтодор" 03.09.2015.
Данный открытый конкурс проводится на "Право заключения договора на поставку плоской двухосной экструдированной полипропиленовой георешетки с ячейками прямоугольной формы с разрывной нагрузкой в продольном направлении 20 кН/м в количестве 350000 кв.м." N 31603336687 (далее - Закупка).
По данной Закупке предусматривалась поставка плоской двухосной экструдированной полипропиленовой георешетки с ячейками прямоугольной формы с разрывной нагрузкой в продольном направлении 20 кН/м в количестве 350000 кв.м. Требования к качеству, техническим характеристикам товара, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара были указаны в Части 3 документации о закупке (Техническое задание).
При заполнении технических показателей товара в заявке, участники в обязательном порядке должны были руководствоваться показателями материала, который они будут поставлять в случае победы на объявленном конкурсе.
Указанные технические характеристики установлены ОАО "Татавтодор" с учетом исследований собственных лабораторий и, руководствуясь положениями ОДМ 218.5.006- 2010 "Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли"
В установленные сроки подачи заявок от участников закупки запросы разъяснения документации о закупке, в том числе по техническим характеристикам товара, не поступали. Заявка ООО <"_"> была не допущена к участию в конкурсе в связи с тем, что в техническом предложении (форма 3.7 раздела 3 части 1 документации о закупке) не в полном объеме предложены характеристики поставляемого товара, что не позволяет определить соответствие предлагаемого товара требованиям к товару, установленным заказчиком. При этом заявки на участие в закупке остальных 4 участников закупки содержал техническое предложение (форма 3.7 раздела 3 части 1 документации о закупке) с указанием всех необходимых показателей поставляемого товара.
Согласно действующего законодательства не предусмотрена обязанность заказчиков, которые проводят закупки в рамках закона N223-ФЗ"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в техническом задании указывать ссылки на нормативный документ, которым руководствуется заказчик. Требованием для документации и составления технического задания является установление его полных, четких параметров, не ограничивающих конкуренцию. Как было указано в п.1 настоящих пояснений, в документации ОАО "Татавтодор" указал все значения требуемых показателей технических характеристик товара.
ОДМ 218.5.006-2010 "Рекомендации по методикам испытаний геосинтетических материалов в зависимости от области их применения в дорожной отрасли" содержит все необходимые пояснения к порядку проведения испытаний геосинтетических материалов, в частности описан порядок отбора проб для испытаний и условия проведения испытаний геосинтетических материалов; порядок определения линейных размеров, плотности и материалоемкости геосинтетических материалов; порядок определения механических свойств геосинтетических материалов; методики определения свойств геосинтетических материалов при действии различных эксплуатационных факторов. Таким образом, участнику закупки необходимо было лишь отразить в заявке на закупку фактические параметры своего товара, как это было сделано иными участниками закупки.
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком не нарушены требования согласно п.2,4.1. ст. 3 Закона N 223-ФЭ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В месте с тем в ходе проведения выборочной внеплановой проверки Комиссией Татарстанского УФАС выявлены иные нарушения при проведении открытого конкурса, а также нарущения Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Татавтодор", а именно:
В части 9 пунктом 9.7.6 Положения о закупке товаров, работ, услуг ОАО "Татавтодор" договор по итогам закупки заключается с участником закупки в срок, предусмотренный в документации о закупке, но не более тридцати дней со дня подписания протокола, на основании которого заключается договор.
В документации о закупке установлен срок заключения договора по результатам закупки: Не более 20 (двадцати) дней со дня принятия заказчиком решения о заключении договора.
По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением ст.1,ч.10 ст.3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции. В соответствии со ст.1 Федерального Закон о закупках N223-ФЗ следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.Частью 10 ст.3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом заказчиком не установлен минимальный срок для подписания договора, а установленные лишь максимальные сроки заключении договора, что дает возможность заказчику заключить договор до истечения десяти дневного срока со дня подведения итогов торгов. В связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.20 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <"_"> на действия заказчика - ОАО "Татавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 31603336687 на предмет: "Право заключения договора на поставку плоской двухосной экструдированной полипропиленовой георешетки с ячейками прямоугольной формы с разрывной нагрузкой в продольном направлении 20 кН/м в количестве 350000 кв.м." необоснованной.
2. Признать заказчика - ОАО "Татавтодор" нарушившим требования, статьи 1 Закона о закупках, части 10 статьи 3 Закона о закупках, с части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать организатору торгов - ОАО "Татавтодор" предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/5368
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016