Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 13 апреля 2016 г. N 28-11843-15/6
Резолютивная часть решения оглашена "30" марта 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России Клинковой Ю.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Суровушкина И.М., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ледяевой Ю.М.,
рассмотрев дело N 28-11843-15/6 по признакам нарушения ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" (ГБУЗ "СОНД") части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в необоснованном установлении цен на услуги медицинского освидетельствования на предоставления допуска на ношение оружия.
в присутствии на заседании Комиссии: представителей ГБУЗ "СОНД" П.М.А. (доверенность от 28.12.2015 г. N 19), И.М.П. (доверенность от 28.12.2015 г. N 25), установила:
В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление С.Е.В., содержащее информацию о наличии в действиях ГБУЗ "СОНД" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно доводам заявителя за проведение медицинского осмотра на предоставление допуска на ношение огнестрельного оружия ГБУЗ "СОНД" установлена стоимость 950 рублей. Заявителем отмечено, что данный вид услуги предоставляется только ГБУЗ "СОНД". Альтернативные варианты получения необходимого медицинского заключения в целях оформления разрешения на оружие отсутствуют. При этом, по мнению заявителя, вышеуказанная стоимость услуги, установленная ГБУЗ "СОНД", является необоснованной.
Руководствуясь частью 4 статьи 44 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в целях получения дополнительных документов и сведений для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России был направлен запрос о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес ГБУЗ "СОНД".
По результатам анализа полученной информации антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ГБУЗ "СОНД" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном установлении цены за оказание услуг медицинского осмотра на предоставление допуска на ношение оружия.
На основании изложенного, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России был издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 10.11.2015 г. N 364.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Как следует из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обязательным условием для установления в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушения антимонопольного законодательства является наступление неблагоприятных последствий на том или ином товарном рынке в виде недопущения, ограничения, устранения устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В целях установления доминирующего положения ГБУЗ "СОНД" Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по медицинскому освидетельствованию на предоставление допуска на ношение оружия.
Указанный анализ был проведен Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (далее - Порядок проведения анализа).
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат среди прочих медицинская деятельность.
Перечень работ (услуг) составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию определен в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности". В указанный перечень входит медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Из пункта 4 части 2 статьи 65 Закона об основах охраны здоровья граждан следует, что одним из видов медицинского освидетельствования является освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.
Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) граждане Российской Федерации имеют право на приобретение оружия на основании соответствующей лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации, и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия (статья 13 Закона об оружии).
В соответствии со статьей 13 Закона об оружии для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Исходя из анализа положений действующего законодательства, получение лицензии на приобретение оружия и разрешение на ношение оружия предусматривает обязательное предоставление гражданином соответствующего медицинского заключения.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 г. N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" в целях упорядочения деятельности лечебно-профилактических учреждений установлен порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия. В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты-психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что гражданин, который намерен получить лицензию на право приобретения оружия, обязан представить в лицензирующий орган медицинское заключение специалиста-нарколога по результатам медицинского освидетельствования.
Согласно пункту 11 Правил организации деятельности наркологического диспансера, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 г. N 1034н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" наркологический диспансер (наркологическая больница) осуществляет, среди прочих, функцию по участию в проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, медицинских освидетельствований; организационно-методическое руководство, оценка качества и эффективности работы медицинских организаций по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации лиц с наркологическими расстройствами, а также по медицинскому освидетельствованию.
ГБУЗ "СОНД" имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 26.11.2014 г. N ЛО-63-01-002897. Согласно указанной лицензии среди прочих услуг ГБУЗ "СОНД" оказывает услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.
Как следует из материалов дела N 28-11843-15/6, ГБУЗ "СОНД" с потребителями в 2014 г. было заключено 8 229 договоров на оказание платной медицинской услуги на предоставление допуска на ношение оружия. Сумма полученного дохода от оказания данных услуг составила 5 019 690 руб.
Как установлено Комиссией, граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории г. Самары, могут получить необходимое медицинское заключение, только обратившись в ГБУЗ "СОНД". Иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности предоставить данную услугу ввиду отсутствия необходимой базы данных лиц, состоящих на учете у врача-нарколога. Следовательно, альтернативные варианты для получения названной услуги у граждан г. Самары отсутствуют.
При этом ГБУЗ "СОНД" в материалы дела представлены договоры, заключенные между ГБУЗ "СОНД" и иными хозяйствующими субъектами (ООО "Ваш добрый доктор", ООО "Машинери"). Из пункта 1 указанных договоров следует, что ГБУЗ "СОНД" принимает на себя обязательства по оказанию медицинских услуг: профилактический медицинский осмотр у врача психиатра-нарколога (на водительские права, трудоустройство), профилактический медицинский осмотр у врача психиатра-нарколога (на ношение оружия), с оформлением медицинского заключения на каждого осмотренного человека. Согласно пункту 2.1 данных договоров заказчик обязуется предоставить в пользование кабинет врача психиатра-нарколога, направлять лиц на прохождение медицинских осмотров врачом психиатром-наркологом, производить оплату за оказанные ГБУЗ "СОНД" медицинские услуги. Стоимость за проведение осмотра одного человека составляет 950 рублей (пункт 3.1 договоров).
Из анализа существенных условий договоров следует, что услуга по проведению медицинского освидетельствования на предоставление допуска на ношение оружия оказывается ГБУЗ "СОНД" по месту своего нахождения, по цене, определенной ГБУЗ "СОНД" в соответствующем прейскуранте. При этом указанные хозяйствующие субъекты не производят медицинское освидетельствование самостоятельно. На данный факт также указано в заявлении, явившемся основанием для возбуждения настоящего дела.
Документальных доказательств, свидетельствующих о фактах выдачи медицинского заключения по результатам медицинского освидетельствования на предоставление допуска на ношение оружия в г. Самара, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что продуктовые границы рынка можно определить как рынок услуг медицинского освидетельствования на предоставление допуска на ношение оружия. Как установлено Комиссией, при необходимости получения медицинского заключения на право допуска к ношению оружия потребители, имеющие место регистрации в г. Самара, в том числе заявитель по настоящему делу, могут обратиться только в ГБУЗ "СОНД". При этом граждане, не зарегистрированные на территории г. Самара, могут получить указанный документ в соответствующем медицинском учреждении по месту регистрации, где они состоят на учете. Так, жителям г. Тольятти данные услуги оказываются ГБУЗ Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер".
При указанных обстоятельствах географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы г. Самара (с учетом места регистрации лица).
Таким образом, по результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что доля ГБУЗ "СОНД" на указанном товарном рынке составляет 100%. На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ГБУЗ "СОНД" является доминирующим.
Исходя из положения ГБУЗ "СОНД" на указанном товарном рынке, Учреждению предоставлена возможность оказывать решающее влияние на общие условия оказания таких услуг, в том числе на установление стоимости услуги.
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее - Правила). Согласно пункту 2 Правил платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 3 Правил платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Как следует из пункта 8 Правил порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.
Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.06.2011 г. N 774 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.4-1.6 Порядка учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу и т.д. Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. При этом учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги, руководствуясь настоящим Порядком. Разделом 2 Порядка установлена процедура определения размера цены за единицу услуги. В пункте 2.2 Порядка закреплены прямые и накладные затраты, которые включаются в стоимость платной медицинской услуги.
Комиссия отмечает, что данные нормативно-правовые акты определяют необходимость получения медицинского заключения специалиста-нарколога для получения лицензии на приобретение оружия и разрешения на его ношение, условия предоставления платных медицинских услуг, а также порядок расчета их стоимости.
Главным врачом ГБУЗ "СОНД" утверждено Положение об оказании платных медицинских услуг в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Самарский областной наркологический диспансер" от 31.01.2013 г. N 122 (далее - Положение).
В силу пункта 11 Положения цены на платные медицинские услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и должны обеспечивать полное возмещение финансовых затрат диспансера на их оказание. Как следует из пункта 12 Положения, основанием для оказания платных медицинских услуг является отсутствие соответствующих услуг в территориальной программе государственных гарантий.
Главным врачом ГБУЗ "СОНД" утвержден Прейскурант цен на платные медицинские услуги от 01.02.2015 г. Как следует из названного Прейскуранта, стоимость услуги "Профилактический медицинский осмотр у врача психиатра-нарколога (на ношение оружия)" составляет 950 рублей. При этом в рамках рассмотрения настоящего дела ГБУЗ "СОНД" также представлены выписки из Прейскурантов цен на платные медицинские услуги, действовавших ранее (от 01.10.2012 г., от 01.10.2013 г.). Из указанных Прейскурантов следует, что в период с 01.10.2012 г. по 01.10.2013 г. цена данной услуги составляла 591 рубль, а в период с 01.10.2013 г. по 01.02.2015 г. - 610 рублей.
ГБУЗ "СОНД" в материалы дела представлен действующий в Учреждении ГБУЗ "СОНД" порядок осуществления медицинского освидетельствования на предоставление допуска на приобретение и ношение оружия, утвержденный главным врачом ГБУЗ "СОНД".
В соответствии с пунктом 3 указанного порядка осмотр врачом психиатром-наркологом осуществляется в два этапа: первый - первичный осмотр врачом психиатром-наркологом; второй - проведение химико-токсилогических исследований, проводимых в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 27.01.2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсилогических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ". По результатам осмотра врачом психиатром-наркологом на отдельном бланке выдается соответствующее медицинское заключение.
Исходя из письменных пояснений ГБУЗ "СОНД" от 15.09.2015 г. N 907, стоимость данной услуги формируется из затрат на проведение медицинского осмотра гражданина, проведение химико-токсилогического исследования биологических сред, а также проведения врачебной комиссии по итогам полученных результатов осмотра и исследования. Проведение данных процедур предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.
В материалах настоящего дела имеется Положение о порядке использования средств, полученных от платных медицинских услуг в ГБУЗ "СОНД", утвержденное главным врачом Учреждения, согласно которому поступившие от оказания услуг средства возмещают прямые и накладные затраты, произведенные в процессе лечения и обследования пациента. К прямым затратам относятся затраты на оплату труда (заработная плата и начисления) непосредственных исполнителей платных услуг, медикаменты и перевязочные средства, питание, амортизация или износ оборудования и мягкого инвентаря. Накладные расходы включают в себя расходы по оплате труда административно-управленческого и хозяйственно-обслуживающего персонала, также оплату коммунальных, хозяйственных и текущих расходов, капитального и текущего ремонта.
Материалы дела N 28-11843-15/6 содержат расчет затрат на медицинское освидетельствование, представленный ГБУЗ "СОНД" письмом от 14.12.2015 г. N 1307. Указанный расчет включает следующие статьи затрат: оплата труда основного медицинского персонала, расходный материал, мягкий инвентарь, суммы начисленной амортизации основных средств; заработная плата прочего персонала учреждения, начисления на выплаты по оплате труда прочего персонала учреждения, суточные, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, затраты по оплате арендной платы за пользование имуществом, работу и услуги по содержанию имущества, прочие услуги (услуги вневедомственной охраны, учеба, услуги в области информационных технологий, аттестация рабочих мест, оплата труда по договорам подряда, установка системы оповещения, охрана комнаты для хранения лекарств, влияющих на центральную нервную систему, проведение медицинского осмотра для работников учреждения, обезвреживание и утилизация медицинских отходов, установка приточно-вытяжной вентиляции, лабораторные услуги по исследованию крови, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, плата за загрязнение окружающей среды, государственная пошлина), увеличение стоимости основных средств и материальных запасов.
По результатам анализа указанной информации Комиссия приходит к выводу о том, что затраты, включенные ГБУЗ "СОНД" в состав цены за оказание услуги по медицинскому освидетельствованию на предоставление допуска на ношение оружия, соответствуют положениям пункта 2.2 Порядка. Документов и сведений, указывающих на включение ГБУЗ "СОНД" в состав рассматриваемой цены затрат, непредусмотренных данным пунктом Порядка, в материалы настоящего дела представлено. Иные доказательства, свидетельствующие о необоснованности цены на услугу по профилактическому медицинскому осмотру у врача психиатра-нарколога (на ношение оружия), установленной ГБУЗ "СОНД", отсутствуют.
Таким образом, Комиссия считает, что имеющиеся в деле документы и сведения не свидетельствуют о том, что вышеназванная цена была установлена ГБУЗ "СОНД" с нарушением пункта 2.2 Порядка.
При указанных обстоятельствах нарушение в действиях ГБУЗ "СОНД", выразившиеся в необоснованном установлении цены за оказание услуг медицинского осмотра на предоставление допуска на ношение оружия, Комиссией не усматривается.
Таким образом, Комиссия полагает, что рассматриваемые действия ГБУЗ "СОНД" не являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Прекратить производство по делу N 28-11843-15/6 в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ "СОНД" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Председатель Комиссии: Ю.А. Клинкова
Члены Комиссии: И.М. Суровушкин
Ю.М. Ледяева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 апреля 2016 г. N 28-11843-15/6
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016