Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Стельмах С.В. - Врио руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Поляковой Ю.А - начальника отдела контроля органов власти Наумовой В.В. - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
|
Кирилловой И.Г. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти; |
|
Бердникова Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, |
при участии:
- <_>- представителя КУМИ Гурьевского муниципального района, распоряжение о приеме на работу от 22.04.2015 г. N 127;
- <_>- генерального директора ООО ШФ "Салаир", приказ от 25.02.2016 г. N1,
- <_> - генерального директора ООО "Кайлас Финанс Групп", протокол от 27.11.2014 г. N 1,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ N 135-ФЗ), жалобы ООО "Статус-2", ООО "Кайлас Финанс Групп" и материалы по жалобам N 30/11-18.1-2016, N 31/11-18.1-2016 установила:
28.03.2016 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Статус-2" на действия организатора торгов комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района (далее - КУМИ Гурьевского района) при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг (извещение N 190216/0087986/01, сайт: https://torgi.gov.ru).
По мнению ООО "Статус-2", организатором торгов КУМИ Гурьевского района в конкурсной документации установлены необоснованные требования к участникам конкурса, а именно:
- вид деятельности должен соответствовать назначению (специализации) предмета торгов;
- государственная регистрация на территории Гурьевского муниципального района.
Кроме того, ООО "Статус-2" считает, что его необоснованно отстранили от участия в конкурсе в связи с несоответствием представленных документов требованиям конкурсной документации, а именно: представлением копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), не заверенной надлежащим образом.
28.03.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО "Кайлас Финанс Групп" на действия организатора торгов комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района (далее - КУМИ Гурьевского района) при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг (извещение N 190216/0087986/01, сайт: https://torgi.gov.ru).
По мнению ООО "Кайлас Финанс Групп", организатором торгов КУМИ Гурьевского района в конкурсной документации установлены необоснованные требования к участникам конкурса, а именно:
- вид деятельности должен соответствовать назначению (специализации) предмета торгов;
- государственная регистрация на территории Гурьевского муниципального района.
Уведомлениями от 30.03.2016 г. N 11/2871, N 2870 рассмотрение жалоб было назначено на 06.04.2016 г. на 10 часов 00 минут.
Присутствовавшая 06.04.2016 г. на заседании Комиссии представитель ООО "Кайлас Финанс Групп" поддержала доводы, изложенные в жалобе от 28.03.2016 г., а также пояснила, что конкурсной документацией были установлены ограничения для подачи заявки на участие в конкурсе, так как участник должен осуществлять вид деятельности, соответствующий назначению (специализации) предмета торгов, а также быть зарегистрирован на территории Гурьевского района. Полагая, что заявка ООО "Кайлос Финанс Групп" не соответствует указанным требованиям, а также не будет допущена организатором торгов для участия (отклонена), общество не подало заявку на участие в спорном конкурсе.
06.04.2016 г. представитель ООО "Статус-2", надлежащим образом уведомленный о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, в заседание комиссии не явился, защитника не направил.
На заседании Комиссии, состоявшемся 06.04.2016 г., представитель КУМИ Гурьевского района сообщила, что конкурсной документацией определен порядок проведения, условия участия, порядок расчетов при проведении конкурса на право заключения договора аренды движимого имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг, находящегося в муниципальной собственности Гурьевского района. Предметом торгов является временное возмездное владение и пользование имуществом, представляющим совокупность объектов имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг (швейное оборудование). Помещение, в котором находится указанное имущество, не является муниципальной собственностью. Требование о соответствии назначению (специализации) предмета договора обусловлено специальным назначением имущества - швейное оборудование, предназначенного для оказания бытовых услуг. Требование о государственной регистрации на территории Гурьевского района установлено с целью исключения возможности передвижения указанного имущества за пределы района, а также для осуществления контроля за его использованием по назначению, сохранностью.
Также представитель КУМИ Гурьевского района пояснила, что в соответствии с требованиями конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из ЕГРЮЛ или нотариально заверенную копию такой выписки. Заявка, представленная ООО "Статус-2", не отвечала данному требованию, в связи с чем была отклонена.
Представитель КУМИ Гурьевского района указала на то, что основания для отклонения заявок участников установлены в п. 4.2 конкурсной документации. Указанный перечень оснований является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. В случае подачи заявки хозяйствующим субъектом, не зарегистрированным на территории Гурьевского муниципального района, данная заявка не может быть отклонена.
Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Частью 1 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 ФЗ N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться в антимонопольный орган с жалобой на торги, если их права нарушены действием (бездействием) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, которые воспрепятствовали им подать заявку. При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка организации и проведения торгов.
18.02.2016 г. администрацией Гурьевского муниципального района принято решение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг, находящегося в муниципальной собственности Гурьевского муниципального района (постановление администрации Гурьевского муниципального района N 179).
19.02.2016 г. извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте торгов по адресу: http//torgi.gov.ru, N 190216/0087986/01.
Дата окончания приема заявок - 21.03.2016 г., дата и время вскрытия конвертов - 24.03.2016 г., дата рассмотрения заявок - 24.03.2016 г., дата подведения итогов - 29.03.2016 г., начальная (максимальная) цена - 1 506 372,9 руб.
Пунктом 1.12 конкурсной документации, утвержденной постановлением администрации Гурьевского муниципального района от 18.02.2016 г. N 179 (далее - конкурсная документация), установлено, что назначение использования объектов конкурса - предназначено для оказания бытовых услуг.
В соответствии с п. 3.2 конкурсной документации участник конкурса должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам, и соответствовать следующим критериям:
- вид деятельности должен соответствовать назначению (специализации) предмета договора;
- государственная регистрация на территории Гурьевского муниципального района.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 24.03.2016 г. N 16 поступило две заявки: ООО Статус-2", ООО ШФ "Салаир". Комиссией принято решение о начале процедуры рассмотрения заявок на соответствие требованиям конкурсной документации.
Согласно протоколу от 24.03.2016 г. N 1 комиссией принято решение об отстранение ООО "Статус-2" от участия в конкурсе, так как представленные документы не соответствуют требованиям конкурсной документации, а именно: представленная копия выписки из ЕГРЮЛ не заверена надлежащим образом.
Пунктом 17 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (лале - Приказ N 67) установлено, что участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора.
Согласно п. 3.1 конкурсной документации принять участие в конкурсе может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующее на заключение договора, а также получают статус участника конкурса после рассмотрения поданных заявок конкурсной комиссией.
Таким образом, положения N 67, п. 3.1 конкурсной документации не содержат ограничений для тех или иных лиц (юридических, физических) на участие в аукционе или конкурсе. В свою очередь, данные положения указывают на возможность участия в конкурентной процедуре всех заинтересованных лиц вне зависимости от их правового статуса, положения, места регистрации юридического лица, и, соответственно, не позволяет организатору торгов ограничивать таких лиц на реализацию законодательно закрепленного права.
Организатор торгов, включив в конкурсную документацию пункт 3.2, нарушил требования п. 17 Приказа N 67.
Комиссия Кемеровского УФАС России исследовала вопрос об отказе в допуске к участию в конкурсе в случае несоответствия участника требованиям, указанным в п. 3.2 конкурсной документации, в связи с чем приходит к следующим выводам:
Пунктом 24 Приказа N 67 установлено, что заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях:
- непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
- несоответствия требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил;
- невнесения задатка, если требование о внесении задатка указано в извещении о проведении конкурса или аукциона;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе или аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
- подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным частями 3 и 5 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.
Отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пунктах 24 и 24.1 настоящих Правил, не допускается (п. 25 Приказа N 67).
В соответствии с пунктом 4.2 конкурсной документации заявитель не допускается к участию в конкурсе в случаях:
- непредставления документов, определенных требованиями конкурса, либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
- несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота);
- наличия решения о ликвидации заявителя - юридического лица или наличие решения арбитражного суда о признании заявителя - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
- наличие решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
Отказ в допуске к участию в конкурсе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 4.2. настоящих условий, не допускается (п. 4.3 конкурсной документации).
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что условия допуска к участию в конкурсе, содержащиеся в конкурсной документации, соответствуют условиям допуска, установленным пунктом 24 Приказа N 67. Требования о соответствии вида деятельности назначению предмета договора и государственной регистрации на территории Гурьевского района не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе.
Следовательно, в случае подачи заявки хозяйствующим субъектом, не зарегистрированным на территории Гурьевского муниципального района, а также не осуществляющим деятельность, соответствующую предмету договора, данная заявка не может быть отклонена организатором конкурса и подлежит оценке.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в п. 3.2 конкурсной документации спорных требований не препятствовало потенциальным участникам подать заявки на участие в конкурсе.
Любой потенциальный участник имеет возможность обратиться к организатору торгов с соответствующей заявкой, требованием о необходимости представления тех или иных разъяснений, дополнительных документов (данное обстоятельство также указано в извещении о проведении конкурса). Вместе с тем ООО "Кайлас Финанс Групп" указанным правом не воспользовалось.
Довод ООО "Статус-2" о его незаконном отстранении от участия в конкурсе в связи с несоответствием представленных документов требованиям конкурсной документации, Комиссия Кемеровского УФАС России считает необоснованным исходя из следующего:
Согласно подпункту б пункта 52 Приказа N 67 заявка на участие в конкурсе должна содержать полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 7.3. конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе: полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на сайте извещения о проведении конкурса.
Таким образом, пунктом 52 Приказа N 67, пунктом 7.3 конкурсной документации установлено требование о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ либо нотариально заверенной копии.
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в заявке ООО "Статус-2" представлена копия выписки из ЕГРЮЛ, которая не заверена надлежащим образом. Следовательно, решение конкурсной комиссии об отстранении ООО "Статус-2" от участия в конкурсе является обоснованным, не противоречит требованиям п. 52 Приказа N 67, п. 7.3 конкурсной документации.
Учитывая изложенное, а также то, что требования, установленные пунктом 3.2 конкурсной документации, не являются основанием для отстранения претендента от участия в конкурсе, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Руководствуясь статьей 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Кемеровского УФАС России решила:
1. Признать жалобы ООО "Статус-2", ООО "Кайлас Финанс Групп" на действия организатора торгов - комитета по управлению муниципальным имуществом Гурьевского муниципального района при проведении торгов в форме открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущества, предназначенного для оказания бытовых услуг (извещение N 190216/0087986/01) обоснованными.
2. Признать организатора торгов - КУМИ Гурьевского муниципального района нарушившим пункт 17 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждённого Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67.
3. Предписание КУМИ Гурьевского муниципального района не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
С.В. Стельмах
|
Члены Комиссии:
Отпуск, приказ N 35-о от 30.03.2016 г. |
Ю.А. Полякова В.В. Наумова И.Г. Кириллова Е.А. Бердников |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 6 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016