Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 25 марта 2016 г. N 1-00-496/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
при участии:
от заявителя - ООО "Компания Сайтсофт":
от заказчика - АО "Корпорация "МСП":
рассмотрев жалобу ООО "Компания Сайтсофт" (далее - Заявитель) на действия заказчика - АО "Корпорация "МСП" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на выполнение работ по разработке автоматизированной системы анализа участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц и контроля проведения оценки и мониторинга соответствия (реестровый
N 31603325085) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске заявке Заявителя к участию в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Корпорация "МСП" в редакции, действующей на момент объявления Закупок (далее - Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
16.02.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 16.02.2016 дата окончания подачи заявок - 09.03.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 09.03.2016, дата подведения итогов - 18.03.2016.
Начальная (максимальная) цена договора - 16 878 334, 00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 11.03.2016
N 31603325085/02 (далее - Протокол) заявка Заявителя была отклонена от участия в Конкурсе на основании подпункта "в" пункта 10.9.4 Положения о закупках в связи с тем, что Заявитель не соответствует критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, поскольку в представленной Заявителем декларации "балансовая стоимость активов" превышают предельные, установленные действующим законодательством, значения.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик неправомерно отклонил его заявку от участия в Конкурсе (согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.03.2016
N 31603325085/02, размещенному на Официальном сайте 11.03.2016), поскольку она полностью соответствовала требованиям Конкурсной документации.
Заказчик с данным доводом жалобы Заявителя не согласился, представил при этом письменные возражения следующего содержания: декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (декларация), установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (Закон N 209-ФЗ), заполняется по форме согласно приложению к Положению. При этом при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Положения заказчик не вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками такой закупки, иные документы, помимо декларации, в целях подтверждения соответствия критериям, установленным статьей 4 Закона N209-ФЗ. В связи с этим Заказчик при рассмотрении заявок на участие в закупке обязан руководствоваться только сведениями, указанными в декларации. В случае, если в декларации содержатся противоречивые сведения, такие сведения не позволяют заказчику оценить правильность отнесения участника закупки к субъектам МСП. При этом в настоящее время данные о принадлежности того или иного лица к субъектам МСП не содержатся и в официальных открытых источниках. Исходя из формы декларации, установленной приложением к Положению, пункт 5 декларации, который является обязательным для заполнения, должен содержать сведения за последние 3 года о выручке от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов), в млн рублей. При этом в указанном пункте 5 декларации содержатся предельные значения, которые должны быть указаны субъектом МСП (120, 800 и 2000 млн рублей). Указанное требование обусловлено положениями Закона N 209-ФЗ, определяющими критерии отнесения лиц к субъектам малого и среднего предпринимательства. Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно сведениям, указанным в Декларации в составе заявки на участие в конкурсе Заявителя, были указаны следующие сведения о балансовой стоимости активов на конец каждого года из 3 (трех) предшествующих: 7616 млн. рублей, 12752 млн. рублей, 20222 млн. рублей соответственно. Указанные Заявителем сведения не соответствует предельным значениям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2015 N 702, а также предельным значениям, которые указаны в пункте 5 декларации. Таким образом, закупочной комиссией был сделан правомерный вывод о несоответствии заявки участника закупки требованиям, установленным закупочной документацией, и принято решение об отказе в допуске заявки участника ООО "Компания Сайтсофт" (что зафиксировано в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 11.03.2016 N31603325085/02).
Заказчик также на заседании Комиссии пояснил, что основания отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, изложенные в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 11.03.2016 N31603325085/02, не являются исчерпывающими по отношению к заявке отклоненного закупочной комиссией Заявителя. Так, в соответствии с подпунктом "б" пункта 8 главы I документации о закупке каждый документ (оригинал или копия, кроме нотариально заверенных копий и оригинала банковской гарантии, предоставленной в обеспечение заявки) должен быть подписан от имени участника закупки лицом, чьи полномочия определены согласно подпункту 3 пункта 8 настоящей Информационной карты, и скреплен печатью (при наличии печати в соответствии с законодательством РФ) в соответствии с документацией о закупке. При этом в составе заявки Заявителя (на страницах 150-275 заявки), в нарушение указанных требований Положения о закупках и закупочной документации, представлена копия Устава юридического лица, копии документов, подтверждающие полномочия лица, действовать от имени общества, не подписанные уполномоченным лицом и не скрепленные печатью юридического лица.
Вместе с тем, данное основание не получило отражения в указанном протоколе.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя сведены к обжалованию неправомерного отказа в допуске к участию в Конкурсе согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 11.03.2016 N31603325085/02, в соответствии с которым заявка Заявителя отклонена от участия в Конкурсе только на основании несоответствия критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 7 Информационной карты Конкурсной документации участник закупки должен соответствовать критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Участник закупки подтверждает соответствие требованиям, установленным подпунктом "з" настоящего пункта по форме 8 "Декларация соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства", установленной Конкурсной документацией.
Форма 8, установленная приложением N 5 Конкурсной документации, включает, в том числе, следующие пункты:
|
Период, за который представляются указанные в пунктах 6 - 8 сведения:
***Заполняется вновь созданным юридическим лицом |
На конец каждого года из 3 (трех) предшествующих
|
||
__.__г |
__.__г |
__.__г |
||
7 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС (млн. руб.): |
|
|
|
8 |
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) (млн. руб.): |
|
|
|
Пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, установленного (далее - Положение о МСП).
Согласно пункту 11 Положения о МСП участники закупки, осуществляемой в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения (участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства), обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства. Декларация о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", содержащая в том числе сведения о производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товарах, работах, услугах и их видах деятельности, заполняется по форме согласно приложению.
Приложением к Положению о МСП установлена форма декларации, включающая, в том числе, следующий пункт:
N п/п |
Наименование сведений |
Малые предприятия |
Средние предприятия |
Показатель |
5 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за последние 3 года, млн. рублей |
800 |
2000 |
указывается в млн. рублей (за каждый год) |
120 в год - микропредприятие |
|
|
Таким образом, форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства утверждена приложением к Положению о МСП и не может быть изменена Заказчиком самостоятельно.
При этом, Заявитель в составе своей заявки указал в графе вышеуказанной форме декларации, установленной Заказчиком, следующие значения:
|
Период, за который представляются указанные в пунктах 6 - 8 сведения:
***Заполняется вновь созданным юридическим лицом |
На конец каждого года из 3 (трех) предшествующих
|
||
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
7 |
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС (млн. руб.): |
125 |
190 |
130 |
8 |
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) (млн. руб.): |
7616 |
12752 |
20222 |
Таким образом, выручка от реализации товаров (работ, услуг) Заявителя не превышала установленные действующим законодательством предельные значения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, Заказчик в Конкурсной документации установил форму декларации, противоречащую форме декларации, установленной Положением о МСП, и, в дальнейшем, неправомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Конкурсе по данному основанию. В связи с чем, Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 11 Положения о МСП, устанавливающего форму декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, пункта 2 части 1, пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 Положения о МСП, пункта 2 части 1, пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ООО "Компания Сайтсофт"
105082, Москва, Спартаковская пл., д. 14, стр. 2
АО "Корпорация "МСП"
109240, Москва, пл. Славянская, д. 4, стр. 1
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 1-00-496/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
25.03.2016 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 25.03.2016 по делу N 1-00-496/77-16,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО "Корпорация "МСП" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке автоматизированной системы анализа участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц и контроля проведения оценки и мониторинга соответствия (реестровый N 31603325085) (далее - Конкурс), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных проколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт).
Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 25.03.2016 по делу N 1-00-496/77-16.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 25.03.2016 по делу N 1-00-496/77-16.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 05.05.2016.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.05.2016 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 марта 2016 г. N 1-00-496/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016