Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 5 апреля 2016 г. N 5-2/54-16
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Мерзлякова Н.В. - председатель комиссии, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Васянович Ю.Р. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля государственных закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок,
рассмотрев жалобу ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" на действия Заказчика - БУЗ ВО "Вологодская областная детская клиническая больница" Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Вологодской области при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Заказчика - Сачунов Е.Н. по доверенности N 1 от 04.04.2016;
от Уполномоченного органа - Кривошеина Е.В. по доверенности N 13 от 30.03.2015, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО "Вологодская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N 0130200002416000296 на поставку комплекса реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно:
1. В Техническом задании документации об аукционе установлено требование
к остаточному сроку годности на всю продукцию - не менее 80% от нормативного срока годности.
Заявитель считает, что установление Заказчиком требований к срокам годности в процентах ставит в неравное положение хозяйствующих субъектов,
и приводит к ограничению количества участников закупки.
Данная позиция неоднократно высказывалась Федеральной антимонопольной службой (письма от 26.08.2014 N АК/34487/14, от 31.10.2014 N АЦ/44495/14,
от 09.06.2015 N АК/28644/15). Аналогичной позицией Минэкономразвития России относительно установления заказчиками сроков годности в процентах в отношении продуктов питания (письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 N ОГ-Д28-11718).
2. Техническое задание документации об электронном аукционе содержит неоднозначное требование к количеству тестов товара "Альбумин": 300 (4100).
В пункте 12 Технического задания "Кальций" Заказчик установил требование к диапазону измерения: 0,2-5,00 _моль/л. Однако определение кальция в сыворотке, плазме крови человека и моче измеряется в ммоль.
3. 28.03.2016 Общество посредством функционала электронной торговой площадки РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru) подало Заказчику запрос о даче разъяснений. Ответа не получено.
Представитель Заявителя на рассмотрения жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заявитель извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил:
1. Заказчик самостоятельно определяет свою потребность и составляет описание объекта закупки. Позиции ФАС России и Минэкономразвития России относятся к конкретным объектам закупки, в частности к закупкам лекарств и продуктов питания, а также не являются нормативно-правовыми актами, требующими обязательного применения.
2. Как ранее указывалось в разъяснениях положений документации об электронном аукционе к участию в аукционе будут допущены участники закупки, предложившие как 300 тестов, так и 400 тестов. Таким образом действия Заказчика не могут повлечь негативных последствий для участников закупки. Следовательно, имеет место незначительная техническая ошибка, которая не может является причиной не участия в закупке для потенциальных участников.
Согласно общепринятым правилам, концентрацией растворенного вещества (не раствора) называют отношение количества растворенного вещества или его массы к объему раствора (моль/л, г/л), то есть это отношение неоднородных величин. В рассматриваемом случае концентрация указана в ммоль/л - миллимоль/литр.
3. Заявитель подал запрос о даче разъяснений за пределами срока, установленного Законом о контрактной системе.
Уполномоченный орган в возражениях пояснил, что Заказчик самостоятельно устанавливает условия контракта, а именно функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, информацию о месте доставки товара, сроках и условиях поставки товара, которые включаются в документацию об электронном аукционе.
При этом, согласно ч. 3.3 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 26.12.2013 г. N 1395 "Об органе исполнительной государственной власти области, уполномоченном на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", извещение и документация об аукционе в электронной форме утверждается руководителем уполномоченного органа в части, не относящейся к информации, предоставляемой заказчиком.
Заказчик и Уполномоченный орган представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующему выводу.
29.02.2016 в Единой информационной системы в сфере закупок была опубликована закупка N 0130200002416000296.
Способ определения поставщика: электронный аукцион.
Наименование объекта закупки: выполнение работ по объекту: поставка комплекса реагентов и расходных материалов для лабораторных исследований.
Начальная (максимальная) цена контракта: 8 183 966, 44 рублей.
1. Согласно п.п. 2 п. 2 раздела II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе остаточный срок годности реагентов на момент поставки Заказчику "Не менее 80% от нормативного срока годности".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик исполнил.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчик не указывает товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Заявитель не представил доказательств ограничения количество участников в установке остаточного срока годности в % в указанном конкретном случае.
Письма ФАС России и Минэкономразвития России к указанной закупке отношений не имеют, так как разъясняют позицию федеральных органов исполнительной власти по иным объектам закупки.
Таким образом, в данной части жалоба ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" необоснованна.
2. В п.п. 9 "Альбумин" п. 1 раздела II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе по показателю "Количество тестов" указанно значение "300 (4 х 100). В п.п. 12 "Кальций" п. 1 раздела II. "Техническое задание" документации об электронном аукционе показатель "Диапазон измерения" указан в единицах измерения "_моль/л".
В разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 25.03.2016 NРД3 в том числе указанно: "по пункту 9 Технического задания (Альбумин) к участию в аукционе будут допущены участники закупки, предложившие, как 300 тестов, так и 400 тестов, таким образом, основания для внесения изменений в документацию аукциона отсутствуют, поскольку разъясняя настоящее требование документации, Заказчик не ущемляет права потенциальных Поставщиков, и его действия не могут повлечь негативных последствий для участников закупки".
Заказчик признал наличие технической ошибки в описании объекта закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
На основании изложенного жалоба ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" в указанной части обоснованна.
3. Согласно изменениям в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе от 10.03.2016 дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе изложена: 30 марта 2016 г. до 08:00
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе поступил 28.03.2016, то есть за пределами срока, предусмотренного указанной выше нормой. Заявитель не представил доказательств невозможности направления данного запроса ранее, а также доказательств того, что ответ на запрос мог повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, жалоба ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" в указанной необоснованна.
На основании изложенного жалоба ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" частично обоснованна.
Вместе с тем, согласно п. 3.36. административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия УФАС в соответствии с ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Иных нарушений не установлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб, принимая во внимания, что из-за допущенной Заказчиком технической ошибки участники закупки отклонены не были, решила:
Признать жалобу ООО "МИРУС МЕДИКАЛ СЕВЕРО-ЗАПАД" частично обоснованной.
Признать Заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 5 апреля 2016 г. N 5-2/54-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016