Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 8 апреля 2016 г. N 3-09/15-2016
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Комиссия Управления), в составе:
-. - председателя Комиссии, руководителя управления;
-. - члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти и рекламы;
-. - члена Комиссии, главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти и рекламы;
при участии:
со стороны муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - МКП "Теплоснабжение г. Пензы", Предприятие):
-. - заместителя директора Предприятия по общим вопросам и перспективному развитию, доверенность от 11.01.2016 N 33;
-. - представителя по доверенности от 23.03.2016 N 50;
со стороны ИП Д. заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Д. на действия Заказчика - МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (ул. Некрасова, д.34, г.Пенза, 440008) при проведении запроса ценовых предложений на разработку проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах по следующим адресам в г. Пензе: пр. Строителей, 166 (6 вводов), ул. Ладожская, 137 (4 ввода) (извещение N 31603421415), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 21.03.2016 года поступила жалоба индивидуального предпринимателя Д на действия Заказчика - муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ул. Некрасова, д.34, г.Пенза, 440008) при проведении запроса ценовых предложений на разработку проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах по следующим адресам в г. Пензе: пр. Строителей, 166 (6 вводов), ул. Ладожская, 137 (4 ввода) (извещение N 31603421415) (далее - Запрос ценовых предложений, Запрос предложений).
Из жалобы заявителя следует, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" в сети Интернет на официальном сайте www.zakupki.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении Запроса ценовых предложений. По мнению заявителя, установление в закупочной документации требования о проведении экспертизы сметы в ГАУ "Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве в Пензенской области" (далее - ГАУ "РЦЭЦС", Учреждение), срок проведения которой может составить до 46 дней, приводит к невозможности выполнения работ в срок, предусмотренный документацией и проектом договора, а именно, "не более 10 рабочих дней со дня подписания договора", что приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Правовая позиция МКП "Теплоснабжения г. Пензы" изложена в письме от 28.03.2016 N 1893/03.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением - требованием от 24.03.2016 N 946-3 назначено на 11 часов 15 минут 30.03.2016.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по жалобе ИП Д продлен до 08.04.2016, рассмотрение жалобы назначено на 14 часов 30 минут 08.04.2016.
На заседании Комиссии Управления представитель МКП "Теплоснабжение г. Пензы" с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что административный регламент проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденный приказом ГАУ "РЦЭЦС" от 26.02.2015 N 20/1-ОД (далее - Административный регламент N 20/1-ОД), на который ссылается заявитель в обоснование значительного срока выполнения экспертизы - до 46 дней, предусматривает организацию и проведение государственной экспертизы только проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий и не распространяется на проведение экспертизы смет и расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка. Указал, что согласно административному регламенту исполнения государственной услуги по проведению расчета индивидуального индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий момент и прогнозный период, утвержденному приказом ГАУ "РЦЭЦС" от 11.09.2014 N 17/2-ОД, (далее - Административный регламент N 17/2-ОД), максимальный срок предоставления услуги по расчету индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка, которая включает в себя также экспертизу сметы, составляет не более 10 рабочих дней. В связи с чем срок выполнения работ, установленный закупочной документацией, по мнению Предприятия, является разумным. Дополнил, что рассматриваемая закупка отменена, о чем на Официальном сайте 21.03.2016 размещено извещение N 31603421415 об отказе от проведения закупки
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
МКП "Теплоснабжение г. Пензы" относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которыми регулируется Законом о закупках.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках приказом директора Предприятия от 18.12.2013 N 77-а (с изм. и доп.) утверждено Положение о закупках МКП "Теплоснабжение г. Пензы" (далее - Положение о закупках), регламентирующее закупочную деятельность Заказчика и содержащее требования к закупке.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о закупках для проведения процедур закупок Заказчиком приказом директора Предприятия от 14.01.2013 N 12-а создана закупочная комиссия (с последующими изменениями, приказы от 08.08.2014 N 32/1-а, от 06.05.2015 N 39-а).
Как следует из представленных документов, 15.03.2016 Предприятием в сети Интернет на Официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31603390937 о проведении Запроса ценовых предложений и закупочная документация.
Согласно извещению (пункт 4) и закупочной документации о проведении Запроса предложений (пункт 1) предметом договора является разработка проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах по следующим адресам в г. Пензе: пр. Строителей, 166 (6 вводов), ул. Ладожская, 137 (4 ввода). Количество - 10 шт. Информация о характеристике и объемах поставляемого товара указана в техническом задании (Приложение N1 закупочной документации).
Пунктом 3 Закупочной документации предусмотрен срок выполнения работ - не более 10 (десяти) рабочих дней со дня подписания договора.
Согласно пункту 7 "Состав работ по проектированию" Технического задания на проектирование (Приложение N 1 Закупочной документации) (далее - Техническое задание) состав работ по проектированию включает в себя, в том числе, сметный расчет.
В пункте 11 "Указание о необходимости согласований" Технического задания установлено: Проведение экспертизы сметы в ГАУ "РЦЭЦС" с представлением расчета индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка.
Доводы заявителя о том, что в соответствии с Административным регламентом N 17/2-ОД в течение 10-ти рабочих дней осуществляется расчет индивидуального индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка, в рамках которого проводится также экспертиза сметы, являются несостоятельными.
Из анализа Административного регламента N 17/2-ОД следует, что данный регламент согласно пункту 1 устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги, оказываемой в рамках осуществления Учреждением, по предоставлению государственной услуги по проведению расчета индивидуального индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка на текущий момент и прогнозный период, порядок взаимодействия между должностными лицами, взаимодействия с заявителем, органами государственной власти, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.
Пунктом 9 Административного регламента N17/2-ОД предусмотрено, что в течение 10-ти рабочих дней со дня получения от Заявителя документов, указанных в пункте 8 регламента, Учреждение осуществляет расчет индекса при наличии оплаты.
Экспертиза сметы данным регламентом не предусмотрена.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Административного регламента N17/2-ОД заявители представляют в Учреждение заявление (письмо-заявку) на расчет Индекса с приложением утвержденных смет на бумажном и электронном носителе по 1 экземпляру.
Порядок проведения экспертизы сметы в ГАУ "РЦЭЦС" осуществляется в соответствии с Административным регламентом от 26.02.2013 N 20/1-ОД, который определяет процедуру предоставления государственной услуги, оказываемой в рамках осуществления полномочий в области организации и проведении государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и последовательность действий.
Пунктом 24 Административного регламента N 20/1-ОД установлены сроки проведения государственной экспертизы:
- проектной документации до 55 дней;
- результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации до 43 дней;
- проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, не относящихся к уникальным объектам до 43 дней;
- проектной документации повторного применения (привязка) до 35 дней.
В соответствии с пунктами 21, 22, 23 Административного регламента N 20/1-ОД в течение 3 рабочих дней со дня получения от Заявителя документов, указанных в пункте 18 регламента, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы. Проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителя заключения государственной экспертизы.
Исходя из изложенного, проведение экспертизы сметы в установленный Закупочной документацией срок выполнения работ - 10 рабочих дней после подписания договора - является невозможным.
Кроме того, из анализа действующего законодательства РФ, в том числе, Градостроительного кодекса РФ следует, что экспертиза сметы на установку общедомовых (коллективных) приборов учета не является обязательной, в связи с чем ее проведение возлагает дополнительные необоснованные обязанности на Исполнителя (участника закупок) по ее проведению и может привести к неисполнению заключенного договора на проектирование в установленный срок.
Установление неисполнимого в предусмотренные Закупочной документации сроки необоснованного требования о проведении экспертизы сметы может привести к отсутствию предложений (заявок) на участие в Запросе ценовых предложений, признанию закупки в соответствии с пунктом 10.15 Положения о закупках несостоявшейся и осуществлению прямой закупки (у единственного поставщика) (пп. 6.6, 13.2 Положения о закупках), а, следовательно, недопущению конкуренции на рынке выполнения работ по разработке проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с Общероссийским классификаторм видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) (утв. постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17) (в ред. изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП) деятельность по разработке проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах входит в группировку "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции" - 4560000, которая включает в себя, виды деятельности, связанные с проектированием, технико-экономическими обоснованиями и экспертизой строительной продукции на всех стадиях ее создания.
Таким образом, с учетом предусмотренного проектом договора срока выполнения работ (10 рабочих дней со дня подписания договора) установление Заказчиком в Закупочной документации необоснованного требования о проведении экспертизы сметы приводит (может привести) к недопущению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Управления, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Д обоснованной.
Признать Заказчика - муниципальное казенное предприятие "Теплоснабжение г. Пензы" (ул.Некрасова, д.34, г.Пенза, 440008) при проведении запроса ценовых предложений на разработку проектной документации на установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии на отопление в многоквартирных домах по следующим адресам в г. Пензе: пр. Строителей, 166 (6 вводов), ул. Ладожская, 137 (4 ввода) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выдать Заказчику предписание о недопущении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии Управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 апреля 2016 г. N 3-09/15-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016