Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 8 апреля 2016 г. N 57-04-18.1/16
Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 апреля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 57-04-18.1/16 ООО "ХардМеталл" от 29.03.2016 вх. N 3839 на действия АО "СКБ "Турбина" (далее - Заказчик), выразившиеся в нераскрытии в аукционной документации понятия "специального производства" по позиции N 71 (вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034), а также в укрупнении лота путем включения товара "специального производства" без предоставления однозначной информации в один лот с обычными товарами, при проведении открытого одноэтапного аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку металлорежущего инструмента для нужд АО "СКБ "Турбина" (извещение N 31603342828), в присутствии представителей заказчика и заявителя, установила
При осуществлении закупочной деятельности АО СКБ "Турбина" руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех" с 01 октября 2015 года (далее - Положение о закупке).
20.02.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение N 31603342828 о проведении одноэтапного аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку металлорежущего инструмента для нужд АО "СКБ "Турбина" (далее - Аукцион) на электронной торговой площадке ООО "ЭТП" на сайте http://etprf.ru.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 14.03.2016 в 08:00.
Дата и место рассмотрения первых частей заявок 15.03.2016 по адресу: г. Челябинск, пр-т Ленина, 2 "б".
Место, дата и время начала проведения Аукциона - Электронная площадка ООО "ЭТП" (http://etprf.ru) 18 марта 2016 года в 12:00 (по местному времени заказчика).
Место и дата рассмотрения вторых частей заявок (подведения итогов Аукциона) 23 марта 2016 года по адресу: 454007, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 2 "б".
Предмет Аукциона - поставка металлорежущего инструмента (71 позиция).
26.02.2016 ООО "ХардМеталл" подана жалоба в АО "НПО "Высокоточные комплексы" с жалобой на действия Заказчика и просьбой исключить позицию N 71 (Вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034, производитель Vargus (возможно использование эквивалентов не Китайского производства и 100% удовлетворяющим заявленным характеристикам).
11.03.2016 ООО "ХардМеталл" подана заявка от 11.03.2016 исх. N 105 на участие в Аукционе, которой присвоен 3-ий порядковый номер.
Протоколом от 15.03.2016 N 1 в результате рассмотрения первых частей заявок, поступивших для участия в Аукционе, комиссией Заказчика принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе заявок N 3 и N 4.
Участнику, подавшему заявку с порядковым N 3 отказано в допуске к участию в Аукционе ввиду несоответствия требованиям, указанным в пункте 25.2 раздела 6 Документации (Информационная карта), а именно:
В заявке на участие не по всем позициям указана цена за единицу и стоимость предлагаемого к поставке инструмента, что противоречит требованиям Приложения N 2 к документации ("Требования к продукции");
В заявке на участие указан срок поставки инструмента "2-4 недели", что не соответствует требованиям приложения N 1 к документации ("Проект договора").
Основания для отклонения заявки участника указаны в пункте 4.13.9 Аукционной документации.
16.03.2016 Заключением N 2 АО "НПО "Высокоточные комплексы" отказало ООО "ХардМеталл" в удовлетворении жалобы, указав, что требования к продукции, установленные Аукционной документацией, разработаны с учетом специфики закупаемой продукции и с соблюдением принципов, указанных в пункте 10.3.5 Положения о закупке. В техническом задании при описании продукции предусмотрены слова "или эквивалент" и показатели эквивалентности.
Инструмент, указанный в технических требованиях (Приложение N 9) внедрен в производственную деятельность Заказчика. Использование общеизвестных (стандартных) показателей инструмента не представляется возможным в связи с тем, что в отношении данной продукции отсутствует нормативно-техническое регулирование. Все позиции инструмента, указанного в техническом задании, являются продукцией специального назначения и интеллектуальной собственностью производителя, вследствие чего предоставление чертежей не представляется возможным.
АО "НПО "Высокоточные комплексы" пришло к выводу о том, что в соответствии с положениями пунктов 10.3.2, 10.3.3 и 10.3.5 в техническом задании представлена исчерпывающая информация для понимания потребности Заказчика и указаны допустимые показатели эквивалентности.
Согласно протоколу от 18.03.2016 N 1 победителем Аукциона признано ООО "Ресурс Плюс".
29.03.2016 ООО "ХардМеталл" подана жалоба в Челябинское УФАС России на действия Заказчика, выразившиеся в нераскрытии в аукционной документации понятия "специального производства" по позиции N 71 (вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034), а также в укрупнении лота путем включения товара "специального производства" без предоставления однозначной информации в один лот с обычными товарами.
31.03.2016 Челябинским УФАС России на сайте www.chel.fas.gov.ru размещено уведомление о поступлении жалобы и направлено в адрес заявителя, ЭТП и Заказчика, которым стороны уведомлены о поступлении жалобы, назначении рассмотрения жалобы на 06 апреля 2016 на 13 часов 30 минут, а также о необходимости приостановить проведение Аукциона и заключение договора по итогам его проведения.
Письмом от 05.04.2016 вх. N 4260 Заказчиком представлены возражения на жалобу ООО "ХардМеталл", из которых следует, что договор по результатам проведенного Аукциона не заключен.
Заказчик полагает, что действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, при проведении Аукциона с его стороны не совершено.
Позиция N 71, как и остальные позиции, указанные в документации, описаны максимально подробно.
Под N 71 Заказчиком указана "Вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034 производителя Vargus" - Твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства. Диаметр хвостовика 7 мм, минимальный диаметр обрабатываемого отверстия 7,42 мм, рабочая часть 9,5 мм, общая длина 36 мм, радиус при вершине 0,4 мм. Передний угол 6° задний угол 60° Затыловка режущей части 3° Сплав VBX предназначен для обработки материалов всех групп по классификации ISO(P, M, K, N, S, H).
Предусмотрена возможность использования "эквивалентов не Китайского производства и 100% удовлетворяющим следующим заявленным характеристикам: твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства. Диаметр хвостовика 7 мм, минимальный диаметр обрабатываемого отверстия 7,42 мм, рабочая часть 9,5 мм, общая длина 36 мм, радиус при вершине 0,4 мм. Передний угол 6° задний угол 60° Затыловка режущей части 3° Сплав VBX предназначен для обработки материалов всех групп по классификации ISO(P, M, K, N, S, H)".
Заказчик пояснил, что "твердосплавный расточной мини-резец, левый должен иметь покрытие TiCN специального производства, то есть должно быть специальное покрытие, химический состав должен соответствовать TiCN, что является покрытием специального производства".
Также, Заказчик сообщил, что весь инструмент, закупаемый в ходе проведения Аукциона, является металлорежущим, следовательно, укрупнения лота либо объединения в один лот различных по назначению товаров не произведено.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними Положением о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Принцип информационной открытости закупки и равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в пункте 10.3.4 Положения о закупке указано, что при проведении закупки допускается указание товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, сопровождаемое словами "или эквивалент", поэтому в позиции N 71 предусмотрена возможность поставки эквивалентов "не Китайского производства и 100% удовлетворяющих следующим заявленным характеристикам: твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства. Диаметр хвостовика 7 мм, минимальный диаметр обрабатываемого отверстия 7,42 мм, рабочая часть 9,5 мм, общая длина 36 мм, радиус при вершине 0,4 мм. Передний угол 6° задний угол 60° Затыловка режущей части 3° Сплав VBX предназначен для обработки материалов всех групп по классификации ISO (P, M, K, N, S, H)".
В пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках указано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
Необходимость указания на право участника поставить эквивалент закупаемого товара предусмотрена пунктом 10.3.4 Положения о закупке, при этом, Заказчиком в техническом задании по позиции N 71 использовано словосочетание "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства".
ООО "ХардМеталл" в своей жалобе полагает, что нераскрытие понятия "специального производства" может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Представители Заказчика пояснили, что покрытие TiCN само по себе является специальным покрытием металлорежущего инструмента, а в аукционной документации понятие "специальное производство" относится именно к покрытию, а не к инструменту.
Заказчиком в Челябинское УФАС России на заседании Комиссии представлены все заявки, поступившие на участие в Аукционе.
Заявке ООО "ХардМеталл" присвоен порядковый N 3.
В заявках под порядковыми номерами N 3 и 4 по позиции N 71 участники не указали цену за единицу товара и итоговую стоимость.
В протоколе N 1 от 15.03.2016 заявка N 3 отклонена, в том числе по причине того, что не по всем позициям указана цена за единицу и стоимость предлагаемого к поставке инструмента, что противоречит требованиям Приложения N 2 к документации ("Требования к продукции").
Изучив заявку ООО "ХардМеталл", Комиссия установила, что цена за единицу и стоимость предлагаемого к поставке инструмента не указана только по позиции N 71.
Представитель заявителя пояснил, что цена за единицу и стоимость предлагаемого к поставке инструмента не указана только по позиции N 71, ввиду неопределенности в словосочетании "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства" при формировании заявки участник не смог определиться с предлагаемым товаром и его стоимостью.
Изучив Аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не соблюдены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, путем нераскрытия в документации понятия "специального производства" в словосочетании "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства" при описании эквивалентов по позиции N 71, что может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, и является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод ООО "ХардМеталл" относительно необходимости Заказчику в позиции N 71 при описании эквивалента раскрыть понятие "специального производства", признается Комиссией обоснованным.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Заказчиком при формировании аукционной документации совершены действия по несоблюдению требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, путем нераскрытия в документации понятия "специального производства" в словосочетании "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства" при описании эквивалентов по позиции N 71 (вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034), которые содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Также, ООО "ХардМеталл" полагает, что объединение в один лот обычных товаров и товаров "специального производства" может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что весь инструмент, закупаемый в ходе проведения Аукциона, относится к металлорежущему инструменту, что свидетельствует о том, что со стороны Заказчика не совершено действий по нарушению антимонопольного законодательства и укрупнению лота.
Заслушав представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что довод ООО "ХардМеталл" относительно того, что объединение в один лот обычных товаров и товаров "специального производства" может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции не находит своего подтверждения, поскольку весь закупаемый Заказчиком инструмент в ходе проведения Аукциона относится к металлорежущему и используется в едином технологическом процессе.
В пункте 20.2.1 Положения о закупке указано, что договор по итогам процедуры закупки заключается в случае проведения торгов - не позднее 30 (тридцати) дней после официального размещения протокола, если иной срок не был указан в извещении и/ или документации о закупке.
В пункте 20.2.4 Положения о закупке также указано, что проект договора, заключаемого по итогам закупки, направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в рамках дела N А60-28335/2014 пришла к выводу о том, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, должно быть призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
При осуществлении закупочной деятельности АО СКБ "Турбина" с 01 октября 2015 года руководствуется Единым Положением о закупке Государственной корпорации "Ростех", которое утверждено Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех" (протокол от 18.03.2015 N 2).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости направления в ФАС России информации о выявленном нарушении в целях инициирования внесения изменений в Положение о закупке, утвержденное Наблюдательным советом Государственной корпорации "Ростех", в части приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства и не допускать заключение договора по результатам проводимых торгов до истечения десяти дневного срока со дня размещения итогового протокола в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Допущенные Заказчиком нарушения в ходе проведения Аукциона, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, и возвращении закупки на стадию формирования аукционной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ХардМеталл" от 29.03.2016 вх. N 3839 на действия АО "СКБ "Турбина", выразившиеся в несоблюдении требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, путем нераскрытия в документации понятия "специального производства" в словосочетании "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства" при описании эквивалентов по позиции N 71 (вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034) при проведении Аукциона, обоснованной.
Признать действия АО "СКБ "Турбина", выразившиеся в несоблюдении требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, путем нераскрытия в документации понятия "специального производства" в словосочетании "твердосплавный расточной мини-резец, левый, с покрытием TiCN специального производства" при описании эквивалентов по позиции N 71 (вставка M772GR R030 L09L VBX 268/034) при проведении Аукциона, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать АО "СКБ "Турбина" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, и возвращении закупки на стадию формирования аукционной документации.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 57-04-18.1/16
06 апреля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 06.04.2016 по итогам рассмотрения жалобы N 57-04-18.1/16 ООО "ХардМеталл" на действия АО "СКБ "Турбина" (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку металлорежущего инструмента для нужд АО "СКБ "Турбина" (извещение N 31603342828) - далее Аукцион, предписывает:
1. Заказчику в течение десяти рабочих дней с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания совершить следующие действия:
аннулировать результаты Аукциона;
отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона;
возвратить закупку на этап формирования аукционной документации.
Электронной торговой площадке ООО "ЭТП" обеспечить Заказчику возможность исполнения настоящего предписания.
Заказчику в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы / информацию, подтверждающую его исполнение.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 8 апреля 2016 г. N 57-04-18.1/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016