Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 7 апреля 2016 г. N РНП-55-21/2016
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе: <_>
рассмотрев сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мега" (далее - ООО "СК "Мега", Общество, победитель, подрядчик), представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик) для включении сведений об ООО "Мега" в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 20.11.2015 N 2015.289, заключенного по результатам осуществления закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту тамбура в поликлинике" способом электронного аукциона (извещение N 0352300057715000296) (далее - электронный аукцион, контракт от 20.11.2015 N 2015.289);
в присутствии представителя заказчика - <_>
в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения обращения, установила:
1. В соответствии с частями 2 и 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России заказчиком были представлены (вх. N 2077 от 25.03.2016, N 2203 от 30.03.2016) материалы электронного аукциона и информация об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.11.2015 N 2015.289.
Из представленных материалов и информации следует, что 21.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение N 0352300057715000296 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 152506,74 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 30.10.2015 на участие в аукционе подано девять заявок, семь участников закупки допущены к участию в электронном аукционе.
В протоколе проведения электронного аукциона от 02.11.2015 указано, что в аукционе приняли участие три участника закупки, наименьшая цена контракта 129237,47 руб. предложена ООО "СК "Мега".
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 03.11.2015 следует, что заявки всех участников аукциона признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе; победителем электронного аукциона признано ООО "СК "Мега".
20.11.2015 между заказчиком и ООО "Строительная компания "Мега" заключен контракт N 2015.289.
20.01.2016 в связи с нарушением сроков исполнения контракта от 20.11.2015 N 2015.289 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от его исполнения и в тот же день указанное решение было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт).
2. Омским УФАС России было направлено в адрес Общества (исх. от 29.03.2016 N 03-1910) письмо о представлении в срок не позднее 07.04.2016 письменных пояснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с приложением подтверждающих документов, в данном письме также содержалось уведомление о рассмотрении 07.04.2016 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На запрос Омского УФАС России Обществом в срок до 07.04.2016 Обществом письменных пояснений и каких-либо документов не представлено, на заседание Комиссии представитель Общества не явился.
3. В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения заказчиком контракта от 20.11.2015 N 2015.289 и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия считает, что сведения об ООО "Строительная компания "Мега" не подлежат включению в реестр, учитывая следующее.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
На основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании части 6 указанной статьи в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов (часть 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.7 контракта от 20.11.2015 N 2015.289 предусмотрено: "Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с Гражданским законодательством".
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
В разделе "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг извещения N 0352300057715000296, пункте 14 приложения N 2 к контракту от 20.11.2015 N 2015.289 указано: "Начало: с момента заключения контракта. Окончание: сдать работы до 25 декабря 2015 г.".
К настоящему обращению заказчика приложена копия претензии (исх. N 746 от 01.12.2016), в которой, в частности указано: "_На сегодняшний день Подрядчик так и не приступил к работам, на телефонные звонки перестал отвечать.
Заказчик полагает, что Подрядчик не собирается производить работы, в связи с чем Заказчик обращает внимание на следующее:
1. В случае просрочки исполнения обязательств по контракту Подрядчик несет ответственность.
2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное БУЗОО "ККД" требует немедленно приступить к работам, выйти на связь по телефону, сообщить о причинах неисполнения своих обязательств по контракту".
В уведомлении об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 29 от 20.01.2016) в том числе указано, что 01.12.2016 данная претензия направлена Заказчиком в адрес Подрядчика на электронную почту Sk_mega14@mail.ru, 02.12.2016 заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения (почтовый идентификатор 64408591006667) на юридический адрес (он же почтовый адрес) Подрядчика: 644070, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 81, однако 13.01.2016 указанное почтовое отправление вернулось заказчику с отметкой об истечении срока хранения.
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 указанной статьи предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 26 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе Комиссия установила, что уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.01.2016 в этот же день размещено на официальном сайте.
21.01.2016 указанное уведомление заказчиком направлено ООО "СК "Мега" по адресу, указанному в контракте от 20.11.2015 N 2015.289: 644070, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 81 следующими способами:
- заказным письмом с уведомлением о вручении, однако 03.03.2016 данное почтовое отправление (почтовый идентификатор 64409902339368) вернулось заказчику с отметкой "Истек срок хранения";
- телеграммой, при этом 23.01.2016 заказчиком получено сообщение о том, что телеграмма не была доставлена адресату в связи с тем, что "такого учреждения нет".
Вместе с тем, в результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия установила, что пунктом 11.1 контракта от 20.11.2015 N 2015.289 предусмотрено, что "настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря 2015 года".
Таким образом, на момент принятия решения от 20.01.2016 об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 20.11.2015 N 2015.289, данный контракт уже прекратил свое действие. Возможность же расторжения контракта, срок действия которого истек, нормами гражданского законодательства Российской Федерации не предусмотрена.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062, Комиссия решила:
Сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Мега" (ИНН 5504226542, 644070, г. Омск, ул. Лермонтова, д. 81), представленные бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 20.11.2015 N 2015.289, заключенного по результатам осуществления закупки "Выполнение работ по капитальному ремонту тамбура в поликлинике" способом электронного аукциона (извещение N 0352300057715000296), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 апреля 2016 г. N РНП-55-21/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016