Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/4837
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: "_"
в присутствии представителей уполномоченного органа -
"_",, муниципального заказчика -"_", в отсутствие представителя заявителя, рассмотрев жалобу: ООО "Стройинвест" (вх. N515/ж от 25.03.2016 г.) на действия уполномоченного органа - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района", муниципального заказчика - МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска" при проведении электронного аукциона N 0111300005116000367 на предмет: "Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов для МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона 0111300005116000367 на предмет: "Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов для МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска" было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 11.03.2016 года.
Уполномоченный орган - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района".
Муниципальный заказчик - МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска"
Начальная (максимальная) цена контракта - 54 998 802,44 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, положения аукционной документации содержат нарушения норм действующего законодательства, а именно: 1) заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением правительства N99 от 14 февраля 2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки"; 2) в документации отсутствует ограничение согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N1457.
Представители уполномоченного органа, муниципального заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, представили устные и письменные пояснения.
1. Относительно того, что заказчик не установил дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением правительства N99 от 14 февраля 2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривается, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N99 установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования согласно Приложения 1 к данному Постановлению.
Согласно пункту 2 Приложения 1 к Постановлению N99 для Выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2,42,43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
В ходе заседания Комиссии представители уполномоченного органа и муниципального заказчика пояснили, что согласно извещению о проведении электронного аукциона, предметом аукциона является ремонт лестничных клеток, пролетов, и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов. Данные виды работ включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту (утвержденному Постановлением Госстроя РФ N170 от 27.09.2003 г. "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда") и не являются реконструкцией, строительством и капитальным ремонтом.
Таким образом, поскольку постановление Правительства N 99 ставит необходимость установления дополнительного требования о наличии опыта в зависимости от вида осуществляемых работ -строительство, реконструкция или капитальный ремонт, то оно не подлежит применению в отношении работ по текущему ремонту.
Следовательно, довод заявителя является необоснованным.
2. Относительно довода об отсутствии в документации ограничений, установленных Постановлением Правительства N1457 от 29.12.2015 г.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик обязан был установить в извещении и документации при проведении электронного запрет и ограничение к участникам закупки о привлечении к выполнению работ работников из числа граждан Турецкой Республики, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с указанными работодателями, заказчиками, согласно вышеуказанному постановлению.
Вместе с тем, государственным заказчиком в Извещении и документации об электронном аукционе не установлены запреты, ограничения допуска работ, выполняемых иностранным лицами в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении N 1457.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, в ходе проведения выборочной внеплановой документарной проверки установлено следующее.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из требований части 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В ходе изучения материалов дела по пункту 8.8 проекта контракта заказчиком указано "В случае установления в ходе проведения контрольных обмеров несоответствий предъявленных Заказчику актов выполненных работ с фактически освоенными средствами (выполненными работами, примененными расценками и т.д.) на Подрядчика налагается штраф в размере 150/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы несоответствий. Подрядчик обязан документально устранить предъявленные замечания в течение 10 дней с момента их предъявления. В случае не устранения в указанный срок, Подрядчик уплачивает Заказчику пени в размере 30/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы несоответствий за каждый день просрочки. При этом, денежные средства, полученные Подрядчиком, в размере вы-явленного завышения объема работ, подлежат возврату Заказчику в течение 10 (десяти) календарных дней с момента выставления письменного требования".
При этом, Комиссия Татарстанского УФАС отмечает, что пункт 8.8 "Ответственность сторон" проекта контракта не соответствует требованиям частей 5, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Постановления от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, уполномоченным органом, муниципальным заказчиком допущено нарушение требований частей 5, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, Комиссия вынесла следующее, решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" (вх. N515/ж от 25.03.2016 г) на действия уполномоченного органа - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района", муниципального заказчика - МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска" при проведении электронного аукциона N 0111300005116000367 на предмет: "Выполнение работ по ремонту лестничных клеток, пролетов и мест общего пользования в подъездах жилых многоквартирных домов для МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска", частично обоснованной.
2. Признать уполномоченного органа - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района", муниципального заказчика - МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска" нарушившими требования пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31, частей 5, 7 и 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
3. Выдать уполномоченному органу - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района", муниципальному заказчику - МБУ "Дирекция единого заказчика города Нижнекамска" оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/4837
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016