Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 7 апреля 2016 г. N 348
- Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России), рассмотрев протокол N 116 и материалы дела об административном правонарушении N 196, возбужденного в отношении должностного лица - Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия. по признакам нарушения части 3 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в присутствии представителей от.:. (доверенность N б/н от 22.03.2016 г.),. (доверенность N б/н от 28.03.2016 г.),. (доверенность N б/н от 28.03.2016 г.) установила:
На основании поступившего в Мордовское УФАС России заявления фл. (вх. N5423 от 11.11.2014 года) о неправомерном предоставлении ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" (в настоящее время правопреемником в отношении всех прав и обязанностей является ООО "НИИИС имени А.Н.Лодыгина") в аренду помещений АУ "Технопарк-Мордовия" без торгов рассмотрены изложенные в нем обстоятельства. Решением Мордовского УФАС России от 08.05.2015 г. N190 действия Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, Министерства промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, АУ "Технопарк-Мордовия", ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина", выразившиеся в заключении соглашения путем согласования договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012 и заключения договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012 года без проведения торгов в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", признаны нарушением статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании установленного факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении должностного лица - отношении Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия. был составлен протокол об административном правонарушении N 116 от 28.03.2016 г., согласно которому названному юридическому лицу вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.32. КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении N 116 от 28.03.2016 г. составлен в присутствии представителей от.:. (доверенность N б/н от 22.03.2016 г.),. (доверенность N б/н от 28.03.2016 г.),. (доверенность N б/н от 28.03.2016 г.).
Содержание протокола об административном правонарушении N 116 от 28.03.2016 г. соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, каких-либо нарушений при его составлении не выявлено.
Существо нарушения выразилось в следующем.
Автономное учреждение "Технопарк-Мордовия" и ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" 29.12.2012 года заключили договор аренды недвижимого имущества N3-Д (далее - договор N3-Д от 29.12.2012 года).
Согласно пункту 1.3 Устава АУ "Технопарк-Мордовия" (утв. приказом Минпромнауки по РМ N112 от 13.12.2012 года, согласовано приказом Госкомимущества РМ N385-У от 21.11.2012 года) (далее - Устав АУ "Технопарк-Мордовия") учредителем автономного учреждения является Республика Мордовия в лице Правительства РМ (учредитель).
В соответствии с пунктом 1.4 Устава АУ "Технопарк-Мордовия" функции учредителя в части распоряжения государственным имуществом выполняет Госкомимущество РМ.
В соответствии с пунктом 1.5 Устава АУ "Технопарк-Мордовия" автономное учреждение находится в ведении Минпромнауки РМ (вышестоящее ведомство). Вышестоящее ведомство является исполнительным органом государственной власти РМ, осуществляющим функции и полномочия учредителя по решению вопросов, указанных в разделе 6 настоящего Устава.
Согласно пункту 3.5 Устава АУ "Технопарк-Мордовия" автономное учреждение не вправе без согласия учредителя распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним или приобретенными за счет выделенных ему средств на приобретение этого имущества.
В соответствии с пунктом 6.3 Устава АУ "Технопарк-Мордовия" исполнительный орган государственной власти РМ, осуществляющий регулирование в области имущественных и земельных отношений, если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми актами:
- осуществляет контроль за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества РМ, закрепленного за Автономным учреждением;
- дает Автономному учреждению по согласованию с вышестоящим ведомством согласие на отчуждение, сдачу в аренду, передачу в безвозмездное пользование, в залог, в доверительное управление недвижимого имущества;
- решает иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 03.11.2006 года N174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Мордовия N946-р от 27.10.2008 года было создано ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина".
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1 Устава ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" (утв. приказом Минпромнауки от 18.08.2014 года N108, согласован приказом Госкомимущества РМ от 18.08.2014 года N308-У) (далее - Устав ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина") предприятие (ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина") является коммерческой организацией, создано в целях удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли.
Согласно пункту 1.4 Устава ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" предприятие находится в ведомственном подчинении Минпромнауки РМ. Собственником имущества предприятия является Республика Мордовия. Учредителем предприятия является Правительство Республики Мордовия. Функции учредителя предприятия осуществляют Госкомимущество РМ и Минпромнауки РМ в соответствии с действующим законодательством РФ и РМ.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно части 3 статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Исходя из вышеизложенного, передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями, должна осуществляться с использованием публичных процедур, обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу для хозяйствующих субъектов, - торгов.
Согласно материалам дела N14 ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" арендует имущество у АУ "Технопарк-Мордовия" по договору N3-Д от 29.12.2012 года по согласованию с Госкомимуществом РМ и Минпромнауки РМ. При этом документов, подтверждающих соблюдение требований статьи 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" при предоставлении вышеуказанного имущества АУ "Технопарк-Мордовия" не представлено. Исследованием сайта АУ "Технопарк-Мордовия" (www.technopark-mordovia.ru) Комиссией установлено, что информация по предоставлению недвижимого имущества, являющегося предметом договора N3-Д от 29.12.2012 года, в аренду и проведению торгов не размещалась. Договор N3-Д от 29.12.2012 года заключен без торгов по результатам длительной предварительной переписки между ответчиками.
Согласно статье 16 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Проанализировав переписку Госкомимущества РМ, Минпромнауки РМ, АУ "Технопарк-Мордовия", ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина", комиссия приходит к выводу о наличии договоренности между ответчиками, которая привела к согласованию и заключению договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012 года.
В результате предоставления имущества в аренду без использования публичных процедур (торги), обеспечивающих равный доступ к данному ресурсу, ГУП РМ "НИИИС имени А.Н.Лодыгина" поставлено в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Минпромнауки РМ, заключив соглашение путем согласования договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012 г., нарушило статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответственность за совершение вышеуказанных действий устанавливается частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 Положения "О Министерстве промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия", утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 28 мая 2012 года N201, Министерство возглавляет Заместитель Председателя Правительства - Министр промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия (далее - Министр), назначаемый на должность Главой Республики Мордовия по согласованию с Государственным Собранием Республики Мордовия.
Министр осуществляет руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.
В соответствии с Указом Главы Республики Мордовия N116-УГ от 22.05.2012 года Заместителем Председателя Правительства - Министром промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия является.
Ввиду вышеизложенного, в действиях (бездействии) Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия., выразившихся в заключении соглашения путем согласования заключения договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 14.61, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом,., являясь Министром промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, также является должностным лицом, подлежащим административной ответственности по ч. 3 ст. 14.32 КоАП РФ в связи с совершением действий (бездействия), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ определено, что административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Исследовав и оценив обстоятельства настоящего дела в их совокупности, уполномоченное должностное лицо территориального антимонопольного органа пришло к следующим выводам.
Министр промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия. имел возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, следствием чего стало: противоправное действие, выразившееся в заключении соглашения путем согласования заключения договора аренды недвижимого имущества N3-Д от 29.12.2012.
Местом совершения рассматриваемого правонарушения является место нахождения Министерства (430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 33/2).
Дата совершения административного правонарушения: не позднее декабря 2012 года.
В силу части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
На дату вынесения настоящего постановления срок привлечения к административной ответственности по статье 14.32 КоАП РФ не истек.
Согласно письму Минпромнауки РМ N01-27/265 от 05.04.2016 г. (вх. N1696 от 05.04.2016 г.) на момент рассматриваемых отношений согласование сдачи в аренду недвижимого имущества государственных учреждений, а также контроль за эффективным использованием и сохранностью государственного имущества Республики Мордовия, закрепленного за государственным учреждениями, отнесены к компетенции Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (подпункт 1 пункта 20 постановления Правительства Республики Мордовия от 01.11.2010 г N424 (в редакции от 22.10.2012 г., действовавшей на момент рассматриваемых отношений).
Подпунктом 2 пункта 20 постановления Правительства Республики Мордовия от 01.11.2010 г N424 (в редакции от 22.10.2012 г., действовавшей на момент рассматриваемых отношений) закреплены полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, осуществляющих функции учредителя (собственника) в отношении унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в их владении. Вопросы согласования сдачи в аренду недвижимого имущества государственных учреждений на момент рассматриваемых отношений к компетенции исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия подпунктом 2 пункта 20 вышеуказанного постановления отнесены не были.
Таким образом, в действиях Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.отсутствует состав административного правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 24.5, 29.9, 29.10, а также частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, постановила:
1. Производство по делу об административном правонарушении N196, возбужденному в отношении должностного лица - Министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия.по части 3 статьи 14.32 КоАП прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статье 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя Управления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 7 апреля 2016 г. N 348
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016