Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
от 10 марта 2016 г. N 43-А
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - "УФАС по КЧР") Бабаев К.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Ч." (ОГРН -., ИНН/КПП -./., ОКВЭД - 70.32.1,ОКПО - 03255373, ОКТМО - 91701000, ОКОГУ - 49001, ОКФС - 14, ОКАТО - 91401000000) (далее ОАО "УКЖХ г. Черкесска"), установил:
ОАО "УКЖХ г.Черкесска" совершено правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14 ФЗ "О защите конкуренции", установленное решением комиссии УФАС по КЧР от 25.09.2015 исх. N1443-1/12, которым установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
29 июля 2015 года в УФАС по КЧР поступило заявление от Открытого акционерного общества "Водоканал" (далее - ОАО "Водоканал") на действия Открытого акционерного общества ""Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" (далее - ОАО УКЖХ г. Черкесска) по уклонению в передаче технической документации на многоквартирный дом N 176 по ул. Международная вновь избранной управляющей организации.
Комиссией установлено следующее.
25 марта 2015 года протоколом N 1 общего собрания собственников помещения многоквартирного дома N 176 по ул. М. ОАО "Водоканал" был избран управляющей организацией. В адрес прежней управляющей организации - ОАО "УКЖХ г. Черкесска" 31. Марта 2015 года ОАО "Водоканал" направило письмо о передаче технической и иной документации на многоквартирный дом N 176 по ул. М. 12 мая 2015 года председатель собрания собственников помещений многоквартирного дома N 176 по ул. М. Ц. А.В. направила уведомление о выборе новой управляющей организации и передаче технической документации. 13 мая 2015 года ОАО "Водоканал" направило в соответствии с постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 29.07.2014 г. N 1248 "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных домов в управление" заявление о передаче технической документации. Однако до настоящего времени ОАО "УКЖХ г. Черкесска" уклоняется от передачи технической документации новой управляющей организации ОАО "Водоканал".
В соответствии с ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документов вновь выбранной управляющей организации. Со стороны ОАО "УКЖХ г. Черкесска" обязанность исполнена не была.
Поскольку собственники помещений дома N 176 по ул. М. заключили договор управления многоквартирным домом с ОАО "Водоканал" с 01 апреля 2015 года, в соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РФ у ОАО "Водоканал" возникла обязанность приступить к управлению многоквартирным домом.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следовательно, создание либо избрание новой управляющей организации и, соответственно, наделение ее всеми правами означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Согласно части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, установлен в пунктах 18 - 23 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416).
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения. Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес (пункт 18 Правил N 416).
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая соответствующее уведомление, передает в порядке, установленном Правилами N 416, в том числе техническую документацию на многоквартирный дом организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, по акту приема-передачи не позднее срока, установленного в части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Свой отказ в передаче технической документации ОАО "УКЖХ г. Черкесска" обосновывает наличием протокола N 176 от 15 апреля 2015 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 176 по ул. М., согласно, которому они якобы вновь были избраны в качестве управляющей организации. Однако данный протокол N 176 вызывает у антимонопольного органа сомнение в подлинности, так как в протоколе проставлена подпись давно умершего (29.12.2012 г.) П. В. В., о чем свидетельствует "Свидетельство о смерти" выданное 09 января 2013 г. и приложенное в материалах дела. Кроме того, лист с подписями, который прилагается к протоколу, не имеет каких-либо опознавательных отличий, т.е. невозможно определить под, чем именно подписывались жильцы дома. Учитывая изложенное, указанный протокол не может являться основанием для отказа в передаче технической документации.
На заседании комиссии председатель собрания собственников помещений многоквартирного дома N 176 по ул. М. Ц. А.В. сообщила следующее: собственники помещений решили перейти к ОАО "Водоканал" из-за того, что у них очень сильная техническая база. С 06 апреля 2015 года работники ОАО "Водоканал" поменяли полностью канализационную систему, трубы, стояки задвижки, а так же поменяли полностью холодное водоснабжение. В настоящее время меняется все подвальное техническое сооружение. Кроме того, было вывезено тринадцать машин мусора, двор покосили, покрасили бочки. ОАО "УКЖХ г. Черкесска" только раздает платежные квитанции на оплату.
С учетом выбора собственниками в качестве новой управляющей организации ОАО "Водоканал" Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Общества и о возникновении у ОАО "УКЖХ г. Черкесска" обязанности передать заявителю техническую документацию на дом.
ОАО "УКЖХ г. Черкесска" и ОАО "Водоканал" являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на одном товарном рынке, то есть являются прямыми конкурентами на рынке оказания услуг управления многоквартирными жилыми домами. В этой связи следует признать, что уклонение ОАО "УКЖХ г. Черкесска" от передачи технической документации на вышеуказанные многоквартирные дома противоречат антимонопольному законодательству, нарушают нормы гражданского и жилищного законодательства, не соответствуют обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, причиняют или могут причинить ОАО "Водоканал" убытки путем снижения объемов получаемых платежей, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае имеет место не только нарушение прав хозяйствующего субъекта - конкурента ОАО "Водоканал", но и прав жильцов многоквартирных домов, поскольку техническая документация является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и находится у управляющей организации лишь на хранении и ведении.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Оценив материалы дела, устные пояснения лиц, участвующих в деле, исходя из фактических обстоятельств, сложившихся на момент рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу о том, что уклоняясь от передачи технической документации многоквартирного дома N 176 по ул. М., ответчик нарушает запрет, установленный частью 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ в соответствии с которой, недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решением Комиссии УФАС по КЧР от 25.09.2015 (исх. N1443-1/12) ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" было признано нарушившим п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции"
Таким образом, в действиях ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ, недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.1.2 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства, принятое комиссией, подлежит оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом может оглашаться только его резолютивная часть. Решение должно быть изготовлено в полном объеме в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения. Копии такого решения немедленно направляются или вручаются лицам, участвующим в деле. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
27.01.2016 в адрес ОАО "УКЖХ г. Черкесска" было направлено уведомление (исх. N150-2/14) о том, что "_ законному представителю ОАО "УКЖХ г. Черкесска" надлежит явиться 17.02.2016 в 09-00 для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении_" (уведомление от 27.01.2016 исх. N150-2/14 ОАО "УКЖХ г. Черкесска" получено 01.02.2016, о чем имеется почтовое уведомление).
04.02.2016 в адрес УФАС по КЧР поступило письмо исх. N43 от 04.02.2016, в котором ОАО "УКЖХ г. Черкесска" давало объяснения по факту административного правонарушения. В частности, ОАО "УКЖХ г. Черкесска" сообщает, что 20.10.2015 в УФАС по КЧР было направлено уведомление об исполнении предписания N 39 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства УФАС по КЧР от 25.09.2015, содержащее в себе сведения об исполнении выданного предписания. По акту приема - передачи была передана техническая документация на многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Черкесск, ул. Международная, 176. Считают, что _поскольку предписание N39 от 25.09.2015 нами было исполнено в установленные сроки, основания для составления протокола об административном правонарушении _по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ отсутствуют".
17.02.2016 в отсутствии представителя ОАО "УКЖХ г. Черкесска" (надлежаще извещенного), должностным лицом УФАС по КЧР был составлен протокол об административном правонарушении, в котором, в частности, указывалось, что рассмотрение дела об административном правонарушении N43-а состоится 10.03.2016 в 09-20 по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 38, каб. N1.
10.03.2016 ОАО "УКЖХ г. Черкесска", надлежаще извещенное, не направило на рассмотрение дела об административном правонарушении N43-а законного представителя. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N43-а, возбужденное в отношении ОАО "УКЖХ г. Черкесска" по ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ заместителем руководителя УФАС по КЧР Бабаевым К.А. установлено следующее.
В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.
При этом, при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения, но и положения статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Объектом административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в связи с являющейся необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, составляет недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.3 и ч. 2 ст. 14.33 КоАП РФ.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, могут быть юридическое лицо, а также руководители и другие работники такого юридического лица, ненадлежащим исполнением обязанностей которых обусловлено совершение административного правонарушения. Административное правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, совершается умышленно.
Исходя из изложенного выше, следует, что административная ответственность наступает за факт совершения недобросовестной конкуренции, установленный в решении антимонопольного органа. Кроме того, в действиях ОАО "УКЖХ г. Черкесска" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.33 КоАП РФ (решение Комиссии УФАС по КЧР от 25.09.2015 исх. N1443-1/12).
Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность при рассмотрении дела, не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 14.33, статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, а также учитывая характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, постановил:
Признать ОАО "Управляющая компания жилищного хозяйства г. Черкесска" (ОГРН -., ИНН/КПП -./., ОКВЭД - 70.32.1,ОКПО - 03255373, ОКТМО - 91701000, ОКОГУ - 49001, ОКФС - 14, ОКАТО - 91401000000) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
УФК по Карачаево-Черкесской республике
(7900 Карачаево-Черкесское УФАС России)
Р/счет 40101810900000010001
В ГРКЦ НБ КАРАЧ.-ЧЕРКЕССК. РЕСП. БАНКА РОССИИ г. ЧЕРКЕССК
БИК 049133001
ИНН 0901024631
КПП 090101001
Код 161 1 16 02010 01 6000 140
ОКТМО 91 701 000 001
Назначение платежа "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти".
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа, подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшее постановление.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель Руководителя
управления К.А.Бабаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия от 10 марта 2016 г. N 43-А
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016