Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия
N 1 (опубликовано 26 февраля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия, Карачаево-Черкесское УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:
Г.П. Авраховой - заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Ф.А. Кубановой - специалиста - эксперта отдела контроля госзакупок и рекламы;
Ю.В. Бондаренко - специалиста 3 разряда отдела контроля госзакупок и рекламы,
рассмотрев дело N1 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту нарушения микрофинансовой организацией Обществом с ограниченной ответственностью "Касса взаимопомощи Юг" (юридический адрес: 356800, СК, г. Буденновск, 8 мкр. д.33 А; фактический адрес: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 30. ИНН 2624801012, КПП 262401001 ОГРН 1122651016652), фирменное название "Деньги Юга" (далее - МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг"), п. 4 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
В присутствии надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела представителя МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" по доверенности (исх.N60 от 25.02.2016 г. Л. Е. А. (паспорт гражданина Российской Федерации. N., выдан Отделом внутренних дел гор. Кисловодска Ставропольского края 20.02.2003 г. код подразделения 262-013, адрес регистрации: г. Кисловодск, ул. А. Рубина, д.17, кв.54) (далее - Л. Е.А.)
УСТАНОВИЛА:
В ходе мониторинга рекламной информации, распространяемой на территории г. Черкесска Карачаево - Черкесской Республики, проводимого Управлением Федеральной антимонопольной службы России по Карачаево-Черкесской Республике на предмет соблюдения требований Законодательства о рекламе выявлено распространение рекламных материалов (далее - реклама) на фасаде здания, расположенного по ул. Кавказская, 30. Реклама распространяется с помощью рекламной вывески и имеет следующее содержание: "Денежные займы; Самый низкий процент!; Только паспорт!; За 5 минут; 8-928-955-17-52; 8963-264-60-74; Вход".
05 февраля 2016 г. Карачаево-Черкесским УФАС России было возбуждено дело N1 в отношении МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Рассмотрение дела N1 было назначено на 25 февраля 2015 года на 11 ч. 30 мин.
МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела N1 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
На рассмотрение дела N1 в назначенное время явилась Л. Е.А.
В ходе рассмотрения дела Л. Е.А. представила разъяснение по условиям предоставления денежных займов в МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг". В разъяснении сказано, что процентная ставка в МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" относительно других микрофинансовых организаций, является более выгодной, так как варьируется от 0,1% до 2% в день от суммы займа (в других не меньше 2%). Доказательства и подтверждения указанной информации на момент рассмотрения дела N1 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе представлены не были. Л. Е.А. признала вменяемые МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" нарушения требований ФЗ "О рекламе" и пояснила, что данное нарушения произошло ненамеренно.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и заслушав доводы Л. Е.А., установила следующее.
Из текста указанной рекламы можно сделать вывод, что информация, адресована неопределенному кругу лиц и направленна на привлечение внимания к объекту рекламирования, в данном случае к услуге предоставления денежного займа Обществом с ограниченной ответственностью "Касса взаимопомощи Юг" (Юридический адрес: 356800, СК, г. Буденновск, 8 мкр. д.33 А; Фактический адрес: 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, д. 30. ИНН 2624801012, КПП 262401001 ОГРН 1122651016652), фирменное название "Деньги Юга" (далее - ООО "Касса взаимопомощи Юг") по "самым низким процентам". Данная реклама, не сопровождается какой-либо дополнительной подтверждающей информацией, следовательно, имеются основания считать ее недостоверной, как содержащую не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно статье 5 ФЗ "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая: содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ "О рекламе", недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Статьей 14.3 Федеральный закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения.
Согласно пункту 1 статьи 14.3 ФЗ "О защите конкуренции", не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший" "первый" "номер один" "самый" "только" "единственный" иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.
В отсутствии дополнительной информации, обосновывающей данное сообщение, реклама направлена на получение преимущества МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" перед конкурентами, так как может повлиять на намерение потенциального клиента воспользоваться рекламируемым предложением и обратиться именно к МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг".
Из вышеизложенного следует, что МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" допустило нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение требований, установленных п. 4 ч. 2 ст. 5, п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 ФЗ "О рекламе", согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем в данном случае является МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (далее - Правила), Комиссия решила:
1. Признать рекламу МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг", распространяемую на фасаде здания, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 30. и имеющую следующее содержание: "Денежные займы; самый низкий процент!; Только паспорт!; За 5 минут; 8-928-955-17-52; 8963-264-60-74; Вход", ненадлежащей.
2. Выдать рекламодателю МФО ООО "Касса взаимопомощи Юг" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.П. Аврахова
Члены Комиссии Ф.А. Кубанова
Ю.В. Бондаренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карачаево-Черкессия N 1 (опубликовано 26 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 27.4.2016