Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 4 марта 2016 г. N 1-00-374/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "КВВК ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО ВТБ 24 (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договоров на поставку и установку депозитарных сейфов (реестровый N 31603231248 лоты NN 1, 2) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО ВТБ 24 (далее - Положение о закупках).
22.01.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 22.01.2016 дата окончания подачи заявок - 02.02.2016, дата окончания рассмотрения заявок - 25.02.2016, дата подведения итогов Закупки - 25.02.2016.
Из протокола подведения итогов Закупки от 18.02.2016 N 31603231248/2 следует, что заявке Заявителя было отказано в допуске по следующим основаниям:
Лот N 1:
несоответствие заявки на участие в Закупке по составу требованию пункта 14.1.8 раздела 2 Информационной карты Закупочной документации, а именно: в составе заявки на участие в Закупке отсутствует отсканированный оригинал справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты ее предоставления в банк;
несоответствие заявки на участие в Закупке требованиям пункта 3.12.2.8 раздела 1 Закупочной документации, а именно: предложенные в заявке на участие в Закупке единичные расценки на товар ниже начальных (максимальных) цен за единицу товара более чем на 25% от указанных в Закупочной документации.
Лот N 2:
несоответствие заявки на участие в Закупке по составу требованию пункта 14.1.8 раздела 2 Информационной карты Закупочной документации, а именно: в составе заявки на участие в Закупке отсутствует отсканироанный оригинал справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты ее предоставления в банк.
Согласно доводам Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в необоснованном отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
непредоставления справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
представления Заявителем ценового предложения по единичной расценки на товар ниже начальных (максимальных) цен за единицу товара более чем на 25% от указанных в Закупочной документации;
в допущении Заказчиком ошибки при формировании начальной (максимальной) цены условного комплекта по лотам NN 1, 2.
В ходе заседания Комиссии, Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Заявитель не представил отсканированный оригинал справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты ее предоставления в банк (лоты NN 1, 2), а также не представил структуру цены на депозитарные сейфы и комплектующие и обоснование структуры цены в свободной форме (лот N 1). В связи с чем заявка Заявителя была отклонена.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1.1 Часть 2 статьи 2 Закона о закупках регламентировано, что положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупках могут быть предусмотрены иные (поимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупках порядок закупки указанными способами.
Согласно пункту 6.1.1 Положения о закупках участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку продукции, являющейся предметом закупки, в том числе:
быть правомочным заключать договор;
обладать лицензиями или иными документами, необходимыми для поставки продукции, являющейся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
не находиться в процессе ликвидации - для юридического лица, не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом) - для юридических и физических лиц.
Пунктом 6.1.2 Положения о закупках установлено, что банк (Заказчик) вправе установить в документации о закупке следующие требования к участникам процедур закупок:
о профессиональной компетентности, квалификации, надежности, обладании определенным опытом и репутацией;
об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, а также человеческими ресурсами, необходимыми для выполнения договора;
об отсутствии сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", и в реестре недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом;
не являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которого приостановлена по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию, в случае если он обжалует наличие задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;
иные требования, которые имеют значение для Банка в связи со спецификой закупаемой продукции.
Согласно пункту 6.1.3 Положения о закупках банк вправе устанавливать следующие квалификационные требования к участникам процедуры закупки, предварительно включив данные требования в документацию процедуры закупки:
о профессиональной компетентности, квалификации, надежности, обладании опытом и репутацией, при этом данные требования должны быть измеряемыми;
об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами, необходимыми для выполнения договора, при этом данные требования должны быть измеряемыми;
об отсутствии у участника процедуры закупки или аффилированных с ним юридических и физических лиц негативного опыта сотрудничества с Банком.
о включении участника процедуры закупки в перечень квалифицированных контрагентов, формируемый в соответствии с разделом 5.11 настоящего Положения.
Пунктом 3.12.2.3 Закупочной документации установлены следующие критерии отбора:
соответствие заявки требованиям документации по запросу котировок по существу по своему составу, согласно пункту 15 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок", и оформлению;
достоверность сведений и действительность документов, приведенных в заявке;
соответствие участника запроса котировок требованиям, установленным в пункте 11 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок";
соответствие заявленных участником запроса котировок субпоставщиков (в случае установления требований), требованиям, установленным в пункте 16 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок";
соответствие предлагаемых участником запроса котировок товаров требованиям, установленным в пункте 13 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок";
соответствие предлагаемых участником запроса котировок договорных условий (в том числе непревышения объявленной начальной (максимальной) цены договора / начальной (максимальной) цены за единицу товара) требованиям, установленным в пунктах 4, 5, 9 раздела 2 "Информационная карта запроса котировок" или иным условиям Проекта договора (раздел 6 Закупочной документации).
Согласно пункта 12.1 - 12.4 Информационной карты Закупочной документации участник Закупке должен быть, в том числе правомочным заключать договор; не находиться в процессе реорганизации, ликвидации, не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом); не являться лицом, на имущество которого наложен арест по решению суда, административного органа, и (или) экономическая деятельность которого приостановлена по основаниям, предусмотренным законодательством; не иметь задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с пунктом 14.1.8 Информационной карты Закупочной документации в качестве документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в пункта 12.1 - 12.4 Информационной карты Закупочной документации, должен быть представлен, в том числе отсканированный оригинал справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты ее предоставления в банк.
Подача заявок на участие в Закупке осуществляется с 22.01.2016 по 02.02.2016, то есть 11 дней (7 рабочих дней).
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в Закупочной документации установлено обязательное требование о предоставлении участникам Закупки отсканированного оригинала справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов по состоянию на дату не ранее чем за 30 дней до даты ее предоставления Заказчику.
В соответствии с пунктом 161 Приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентом о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков с боров и налоговых агентов, полномочия налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" (далее - Приказ Минфина России) основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с письменным запросом о представлении справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (далее - Cправка) в инспекцию ФНС России по месту его учета.
При этом согласно пункту 163 Приказа Минфина России Справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
Как следует из представленных документов и сведений, период времени с момента размещения извещения о проведении Закупки до даты окончания подачи заявок на участие в Закупке составляет 7 рабочих дней.
Таким образом, участник Закупки, подавший запрос в налоговый орган на получение требуемой справки ФНС России, может получить ее в срок за пределами даты окончания подачи заявок на участие в Закупке.
Вместе с тем, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя справка, требуемая Закупочной документацией, отсутствует, однако Заявителем в составе заявки было представлено письмо, согласно которому новая справка была запрошена и будет предоставлена Заказчику незамедлительно после ее получения из ФНС России, а также отсканированный запрос в ФНС России о выдаче необходимой справки.
В ходе заседания Комиссия установила, что Заявитель получил требуемую Закупочной документацией справку только 12.02.2016, и в тот же день отсканированная справка была отправлена Заявителем в адрес Заказчика посредством функционала электронной торговой площадки в ответ на запрос Заказчика по уточнению поданных заявок по лотам NN 1, 2.
Комиссия отмечает, что наличие у Заказчика права самостоятельно определять способы и порядок осуществления закупочной процедуры не освобождает его от обязанности соблюдать иные требования действующего законодательства.
Действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако, любое отступление от названных требований должны иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.
В настоящем случае каких-либо доказательств наличия у Заказчика объективной необходимости в установлении такого требования Заказчиком представлены не были.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что, установив в Закупочной документации требование о предоставлении соответствующей справки об отсутствии задолженности, получаемой в больший период времени, чем был установлен срок с момента размещения извещения о проведении Закупки до даты окончания подачи заявок на участие в Закупке, Заказчик изначально ограничил количество потенциальных участников Закупки, поставив их в зависимость от действий третьего лица - налогового органа, поскольку несвоевременное исполнение последним своей обязанности по предоставлению соответствующей справки способно привести к невозможности участия лица в Закупке.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно необоснованного отклонения Заявителя от участия в Закупке по основанию непредоставления справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Из пункта 9 Информационной карты Закупочной документации следует, что предельная цена по лоту N 1 составляет 19 265 513,00 рублей с учетом НДС 18%. По лоту N 2 - 16 829 964,00 рублей с учетом НДС 18%.
Начальная (максимальная) цена условного комплекта по лоту N 1 составляет 5 318 725,84 рублей. По лоту N 2 - 6 540 981,95 рублей.
В ходе заседания Комиссия установила, что ценовое предложение по лоту N 1 Заявителя составляет 3 771 884,79 рублей.
В соответствии с пунктом 3.12.2.8 Закупочной документации помимо оснований, указанных в пункте 3.12.2.7 Закупочной документации, Заказчик вправе отказать участнику в допуске к дальнейшему участию в Закупке, в отношении рассматриваемого лота, если предложенная в заявке на участие в Закупке цена договора (цена за единицу товара) ниже начальной (максимальной) цены договора (начальной (максимальной) цены за единицу товара) более чем на 25%, указанной Заказчиком в извещении о проведении Закупки и Закупочной документации.
Исходя из вышеизложенного, Заявитель снизил свое ценовое предложение более чем на 25% от цены, указанной Заказчиком в Закупочной документации.
Учитывая изложенное, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя по данному основанию.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно необоснованного отклонения заявки Заявителя по основанию представления Заявителем ценового предложения по единичной расценке на товар ниже начальных (максимальных) цен за единицу товара более чем на 25% от указанных в Закупочной документации.
Согласно тексту жалобы Заявителя, им также обжалуется порядок формирование начальной (максимальной) цены договора.
Вместе с тем, Комиссия сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с формированием начальной (максимальной) цены договора.
В связи с изложенным у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в части довода относительно допущения Заказчиком ошибки при формировании начальной (максимальной) цены условного комплекта по лотам NN 1, 2.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно необоснованного отклонения Заявителя от участия в Закупке по основанию непредоставления справки из ФНС России об исполнении налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно необоснованного отклонения заявки Заявителя по основанию представления Заявителем ценового предложения по единичной расценки на товар ниже начальных (максимальных) цен за единицу товара более чем на 25% от указанных в Закупочной документации. В остальной части жалобу оставить без рассмотрения.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 марта 2016 г. N 1-00-374/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016