Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 4 мая 2016 г. N 46-10АМ3/16
Резолютивная часть оглашена 25 апреля 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 г. г. Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:
Председатель Комиссии:
Мерзлякова Наталия Валерьевна - руководитель Управления;
Члены Комиссии:
Проничева Наталия Ивановна - начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления;
Смышляева Ирина Александровна - заместитель начальника отдела по контролю антимонопольного законодательства и экономического анализа Управления,
рассмотрев дело N 46-10АМЗ/16 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Экспресс" (162480, г. Бабаево, ул. 1 мая, д. 76) части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции",
в присутствие на заседании генерального директора ООО "Экспресс" А.Н. Смелкова, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило заявление <_> (далее также - Заявитель) о признаках нарушения антимонопольного законодательства Общества с ограниченной ответственностью "Экспресс" (далее - Ответчик, Общество), выразившихся в незаконном и непредусмотренном законодательством взимании сбора за предварительную продажу билетов для проезда в междугородном сообщении.
В обоснование своих доводов Заявитель указал, что 02.11.2015 года им в кассе автостанции г. Бабаево был приобретен билет (копия кассового чека представлена в материалы дела) для проезда на автобусе по междугородному маршруту Бабаево - Вологда (отправление 04.11.2015 года.). При продаже билета с Заявителя помимо стоимости самого проезда в размере 597, 80 рублей дополнительно были взысканы денежные средства в размере 40 рублей в качестве комиссионного сбора за услуги по предварительной продаже этого билета, в билете именуемая как оплата резервирования, так как приобретение проездного документа осуществлялось не в день отправления автобуса. Заявитель полагает, что взимание Обществом дополнительной платы за услуги предварительного оформления проездных документов ("оплаты резервирования") является незаконным и нарушает антимонопольное законодательство.
Ответчик в письменных объяснениях, имеющихся в материалах настоящего дела, а также на заседании комиссии пояснил, что действительно в соответствии с приказом Общества N 3 от 10.01.2014 г. был установлен комиссионный сбор при предварительной продаже билетов в размере 40 рублей за 1 билет. Данный сбор с 01.12.2015 г. был отменен приказом Общества N 50 от 30.11.2015 г. Сумма сбора отражалась кассирами в ежедневных кассовых отчета и составила: за 2014 г. - 9 280 рублей; за 2015 г. - 13 440 рублей.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с аналитическим отчетом N 6 от 14.03.2016 г, составленным Вологодским УФАС России по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по продаже билетов для проезда автобусом по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении в кассах автостанции г. Бабаево, Общество на указанном товарном рынке занимает доминирующее положение.
Обществом приказом N 3 от 10.01.2014 "О введении комиссионного сбора при предварительной продаже билетов" был установлен соответствующий сбор в размере 40 рублей за 1 билет.
Приказом Общества N 50 от 30.11.2015 г. "Об отмене комиссионного сбора при предварительной продаже билетов" данной сбор был отменен с 01.12.2015 г.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав) и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112.
В соответствии с ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта" услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяют на две группы: услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее - услуги по перевозке); услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.
Услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке, включают в себя: услуги по продаже проездных документов (продажа, прием сдаваемых проездных документов, резервирование мест, доставка билетов по указанному адресу и т. п.); информационные услуги (предоставление зрительной и звуковой информации о месте и времени отправления автотранспортных средств, расписании движения, тарифах, правилах перевозок и т. п.); оказание услуг в медпунктах, комнатах матери и ребенка, помещениях отдыха пассажиров и т. п.; предоставление санитарно-гигиенических услуг; услуги по хранению и обработке багажа (упаковка багажа, услуги камер хранения, услуги носильщиков и т. п.).
Пунктом 1 статьи 24 Устава установлено, что продажа билетов определяется Правилами перевозок пассажиров.
На основании пунктов 42, 43 Правил перевозок проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам; билет должен содержать обязательные реквизиты.
В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51825-2001 оформление билета является частью услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств.
В соответствии с п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.
Таким образом, указанными актами не предусмотрена предварительная продажа билетов как основание для взимания за нее каких - либо сборов.
В соответствии с п.1 ст.789 Гражданского кодекса РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Услуги по продаже билетов, в том числе и по предварительной, предназначены для заключения договора перевозки транспортом общего пользования, который в силу ч. 2 ст. 789 ГК РФ является публичным договором.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Стоимость перевозки независимо от места приобретения пассажиром билета в кассе автовокзала или у водителя автобуса, а также независимо от времени покупки проездного билета должна быть одинакова.
Устанавливая плату за предварительную продажу билетов, Общество нарушает требования законодательства, предъявляемые к публичным договорам, ущемляет интересы неопределенного круга потребителей, пользующихся соответствующими услугами, и нарушает запрет, установленный ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции.
Комиссией установлено, что в период действия приказа Общества N 3 от 10.01.2014 г. Ответчиком получен доход за предварительную продажу билетов в общем размере 22 720 (двадцать две тысячи семьсот двадцать) рублей. Указанный доход получен Обществом вследствие нарушения антимонопольного законодательства и подлежит перечислению в федеральный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать общество с ограниченной ответственностью "Экспресс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Экспресс" предписание о перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 4 мая 2016 г. N 46-10АМ3/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016