Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 5 мая 2016 г. N 108.04-14.32
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) Попов В.Г., рассмотрев материалы дела N 108.04-14.32 об административном правонарушении от 21.04.2016, возбужденного в отношении акционерного общества "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (далее - АО "ЕПСС ЖКХ ВО"; адрес: 394033, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 11; ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833) по части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии представителя АО "ЕПСС ЖКХ ВО" <> (доверенность от 11.01.2016 N 58),
У С Т А Н О В И Л:
15 мая 2015 г. Управлением по результатам рассмотрения дела N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства было принято решение, пунктом 1 которого действия АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и в том числе АО "УК Ленинского района" по заключению ограничивающего конкуренцию соглашения, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у АО "УК Ленинского района", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные АО "УК Ленинского района" жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО", а равно участие в нем признаны нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с принятием Комиссией Управления указанного решения, которым установлен факт нарушения АО "ЕПСС ЖКХ ВО" антимонопольного законодательства Российской Федерации, 21.04.2016 лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, в отношении АО "ЕПСС ЖКХ ВО" был составлен протокол N 108.04-14.32 об административном правонарушении, в котором зафиксирован факт совершения данным юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Рассмотрение настоящего дела было назначено на 05.05.2016.
До рассмотрения дела N 108.04-14.32 об административном правонарушении в Управление были предоставлены письменные пояснения АО "ЕПСС ЖКХ ВО" по делу (вх. от 28.04.2016 г., N 01-11/798), в которых АО "ЕПСС ЖКХ ВО" указало, что постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А14-7626/2015 решение Управления по делу N 37-11К от 15.05.2015 г. было признано недействительным, в связи с чем, АО "ЕПСС ЖКХ ВО" полагает, что решение Управления по делу N 37-11К от 15.05.2015 г. не может являться основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении и просит производство по делу N 108.04-14.32 об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела N 108.04-14.32 об административном правонарушении, установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в частности, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке.
Порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги определен в статье 155 ЖК РФ.
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 указанной статьи и статьей 171 ЖК РФ.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ одним из существенных условий договора управления многоквартирным домом является порядок внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил N 354).
Из вышеприведенных положений действующего жилищного законодательства Российской Федерации следует, что собственники помещений в многоквартирном доме должны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги управляющей организации, которая управляет данным домом. Плата за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) может вноситься ресурсоснабжающим организациям только на основании решения собрания собственников жилья.
При этом частью 15 статьи 155 ЖК РФ предусмотрена возможность участия платежных агентов и банковских платежных агентов, которые не являются стороной договорных отношений между управляющей организацией и собственниками жилых помещений, при осуществлении расчетов и при взимании платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон о платежных агентах) платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона о платежных агентах платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Частью 4 статьи 8 Закона о платежных агентах установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 указанного закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 Закона о платежных агентах, не допускаются.
Таким образом, по смыслу положений частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: 1) на счет исполнителя коммунальных услуг; 2) на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.
Из материалов дела N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства следует, что товарным рынком, на котором Управлением установлен факт заключения АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" антиконкурентного соглашения, является рынок услуг по управлению многоквартирными домами г. Воронежа.
Указанный товарный рынок является конкурентным. Согласно аналитическому отчёту Управления по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами от 17.03.2015 на территории города Воронежа на рассматриваемом рынке по состоянию на 01.01.2015 г. деятельность по управлению многоквартирными домами осуществлял 461 хозяйствующий субъект.
Как установлено материалами дела N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства, АО "УК Ленинского района" является управляющей организацией - одним из участников рынка услуг управления многоквартирными домами г. Воронежа.
АО "УК Ленинского района" в материалы дела N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства предоставлены типовые договоры управления многоквартирным домом, заключаемые им с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
В соответствии с пунктом 3.1.9 договоров управления многоквартирным домом, заключенных с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах АО "УК Ленинского района" управляющая организация обязана принимать самостоятельно или через третьих лиц плату за жилое помещение, плату за коммунальные услуги от собственника, а также в соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ от нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Кроме того, АО "УК Ленинского района" предоставило информацию об отсутствии протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, учитывая условия указанных договоров управления многоквартирным домом, заключенных АО "УК Ленинского района" с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, а также положения действующего жилищного законодательства (в том числе частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ, пункта 63 Правил N 354), АО "УК Ленинского района" обязано принимать от собственников (нанимателей) помещений в многоквартирных домах, находящихся в ее управлении, плату за жилищно-коммунальные услуги самостоятельно либо через третьих лиц, являющихся платежными агентами или банковскими платежными агентами.
С учетом указанных положений законодательства конкуренция на рынке услуг управления многоквартирными домами в географических границах города Воронежа будет соблюдена лишь в том случае если управляющие компании г. Воронежа в отношении потребителей таких услуг самостоятельно и добросовестно будут выполнять обязательства о соблюдении норм ЖК РФ и Правил N 354, которыми установлены общие условия обращения товара (жилищно-коммунальных услуг) на товарном рынке.
30.04.2014 между АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" заключен договор N ИТ080 обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса.
В соответствии с предметом указанного договора обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса сторонами (АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района") осуществляется информационное и технологическое взаимодействие, в том числе:
"1.2.5. Распределение поступивших денежных средств в соответствие с требованиями действующего законодательства и настоящего договора среди АУМКД, РСО, ЛИУ пропорционально начислениям_
1.3.4. Организация сбора денежных средств путём привлечения банков, платёжных агентов, ФГУП "Почта России"_
1.3.6. Перечисление поступивших платежей ЛУМКД, РСО, ЛИУ в соответствие с произведённым распределением.
1.3.7. Доведение до Участников взаимодействия сведений о проведённых перерасчётах, об отклонениях в качестве/количестве коммунального ресурса/услуги_".
По договору обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, заключенному с управляющей организацией, АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (Организатор взаимодействия) обязуется ежемесячно:
"2.2.3.3. осуществлять доставку (рассылку) ЕПД до Плательщиков не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным. Доставка ЕПД осуществляется в почтовые ящики;
2.2.3.4. организовать прием денежных средств за услуги Жилищной организации, в том числе путем привлечения кредитных организации, платежных агентов и ФГУП "Почта России". Денежные средства, поступившие на счет Организатора взаимодействия от собственников, нанимателей/арендаторов жилых и нежилых помещений в счет оплаты услуг, оказываемых Жилищной организацией, не являются собственностью Организатора взаимодействия.
2.2.3.5. не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления от собственником, нанимателей/арендаторов жилых и нежилых помещений па расчетный счет Организатора взаимодействия денежных средств, но не ранее, чем сумма, поступивших средств составит 5 000 руб. или более, производить перечисление денежных средств на расчетные счета Жилищной организации, указанные в договоре, с предоставлением реестра, являющегося приложением к настоящему договору.
2.2.3.6. осуществлять своевременно и в полном объеме перечисление денежных средств, на расчетные счета Жилищной организации и иных Участников взаимодействия в виде распределенных платежей, поступивших от Плательщиков, размер которых определяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 г. N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг". Если у Организатора взаимодействия отсутствуют соответствующие сведения, то предполагается, что Жилищная организация оказывает Плательщикам все жилищные, коммунальные, информационные и иные услуги, непосредственно связанные с жилым и/или нежилым помещением_".
АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" при заключении договоров обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса определена форма единого платежного документа (приложение N 12 к указанным договорам), который является счетом за жилищно-коммунальные и прочие оказанные услуги, содержащим начисления за текущий расчетный период, а также задолженности и пени предыдущих периодов.
В разделе "Исполнитель" единого платежного документа (далее - ЕПД) указано наименование управляющей организации, ее ИНН, адрес, сайт, адрес электронной почты, адрес паспортного стола и телефон контакт-центра. При этом в указанном разделе отсутствуют реквизиты расчетного счета управляющей организации, на который плательщиком может быть внесена плата по ЕПД.
В свою очередь в разделе "Оператор по расчету платежей" ЕПД содержится информация об АО "ЕПСС ЖКХ ВО", в том числе реквизиты его расчетного счета.
При оплате плательщиком ЕПД по его штрих-коду денежные средства поступают на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО" (р/с 40702810713000014883 в ЦЧБ Сбербанка РФ г. Воронеж).
Таким образом, АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района", заключив договор обеспечения информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса N ИТ080, пришли к соглашению о том, что все собираемые денежные средства за оказанные названой управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги поступают не на расчетный счет этой управляющей организации, а на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО". При этом при осуществлении сбора указанных денежных средств на свой расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО" выступает от своего имени.
В результате указанных действий АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах искусственно были созданы обязательства перед АО "ЕПСС ЖКХ ВО", которое не является ни исполнителем коммунальных услуг, ни ресурсоснабжающей организацией, ни представителем управляющих организаций, ни платежным агентом и которое в нарушение требований действующего жилищного законодательства самостоятельно производит расчеты за исполнителя коммунальных услуг.
АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района", реализуя заключенное между ними соглашение, необоснованно в одностороннем порядке воздействовали на общие условия обращения жилищно-коммунальных услуг на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа путем установления нового порядка внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, что согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является ограничением конкуренции.
АО "УК Ленинского района" прекратило самостоятельное осуществление своей функции (своих действий), предусмотренной жилищным законодательством на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа по приему платы за жилищно-коммунальные услуги, передав ее осуществление иному постороннему (с точки зрения ответственности перед жильцами) лицу, не являющемуся исполнителем указанных услуг, платежным агентом либо банковским платежным агентом - АО "ЕПСС ЖКХ ВО", что также является ограничением конкуренции (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Заключение указанного соглашения фактически привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у АО "УК Ленинского района", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанными управляющими организациями жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО", так как порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, как существенное условие договоров управления многоквартирным домом, был изменен без воли собственников помещений многоквартирных домов. Более того, порядок внесения платы за жилищно-коммунальные услуги, установленный соглашениями АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" противоречит действующему жилищному законодательству.
Факт заключения ограничивающих конкуренцию соглашения подтверждается содержанием договора об обеспечении информационного и технологического взаимодействия по расчетам с собственниками и нанимателями жилых помещений и поставщиками коммунального ресурса, заключенного между АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" (пункты 1.2.5, 1.3.4, 1.3.6, 1.3.7).
Факт участия АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" в ограничивающем конкуренцию соглашении подтверждается платежными документами, предоставляемыми АО "ЕПСС ЖКХ ВО" потребителям жилищно-коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, действия АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении, которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у АО "УК Ленинского района", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО", решением Комиссии Управления от 15.05.2015 по делу N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства признаны нарушением пункта 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьей 14.32 КоАП РФ, заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Оценка всех в совокупности обстоятельств и доказательств по делу позволяет сделать вывод о том, что действия АО "ЕПСС ЖКХ ВО" по заключению и участию в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО "УК Ленинского района", которое привело к навязыванию собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении у АО "УК Ленинского района", необоснованных условий о перечислении денежных средств за оказанные указанной управляющей организацией жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет АО "ЕПСС ЖКХ ВО" содержат в себе состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что у АО "ЕПСС ЖКХ ВО" имелась фактическая возможность для соблюдения требований антимонопольного законодательства (пункт 1 часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции), в частности, не заключать и не участвовать в ограничивающем конкуренцию соглашении с АО "УК Ленинского района".
Однако, АО "ЕПСС ЖКХ ВО" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований Закона о защите конкуренции, а именно: по обеспечению заключенного с АО "УК Ленинского района" соглашения требованиям антимонопольного законодательства.
С учетом указанных обстоятельств, вина АО "ЕПСС ЖКХ ВО" в результате совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ (заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения с АО "УК Ленинского района", а равно участие в нем), при рассмотрении настоящего дела находит свое подтверждение.
Административное правонарушение, совершенное АО "ЕПСС ЖКХ ВО" имеет высокую степень общественной опасности, что фактически выражается в ограничении конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами г. Воронежа.
При этом угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении АО "ЕПСС ЖКХ ВО" к формальным требованиям публичного права, антиконкурентное соглашение, в котором АО "ЕПСС ЖКХ ВО" принимает участие, нарушает не только требования законодательства о защите конкуренции, но и права граждан-потребителей, которые являются контрагентами АО "УК Ленинского района" по договорам управления многоквартирным домом.
В результате АО "УК Ленинского района" получило необоснованное преимущество в виде "внешнего" банковского счета (который не подвержен рискам имущественных претензий к управляющей организации со стороны кредиторов) по сравнению с другими управляющими компаниями добросовестно и самостоятельно действующими на товарном рынке, а собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов, находящихся на обслуживании у АО "УК Ленинского района" были навязаны невыгодные условия договора управления многоквартирным домом.
При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения АО "ЕПСС ЖКХ ВО" от административной ответственности.
Довод АО "ЕПСС ЖКХ ВО" о том, что в связи с признанием постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А14-7626/2015 решения Управления по делу N 37-11К от 15.05.2015 г. недействительным, данное решение Управления не может являться основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении отклоняется за несостоятельностью, поскольку решение по делу N 37-11К о нарушении антимонопольного законодательства вступило в законную силу с момента его изготовления в полном объеме, то есть с 15.05.2015 г. При этом, право на возбуждение дела об административном правонарушении существует у антимонопольного органа независимо от того, обжаловано ли соответствующее решение в судебном порядке или нет. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30.
При назначении административного наказания юридическому лицу, в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Пунктом 4 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ установлено, что пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) организация лицом, совершившим административное правонарушение, ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий;
2) принуждение лицом, совершившим административное правонарушение, иных лиц к совершению административного правонарушения либо к продолжению участия в ограничивающих конкуренцию соглашении или согласованных действиях.
Согласно примечания 3 статьи 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:
1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;
2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;
3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.
В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что совершенное АО "ЕПСС ЖКХ ВО" административное правонарушение является длящимся, так как договор N ИТО80 от 29.01.2015, в соответствии с которым АО "ЕПСС ЖКХ ВО" и АО "УК Ленинского района" пришли к антиконкуретному соглашению был заключен более года назад, что в соответствии с пунктом 1 примечания 3 статьи 14.31 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Согласно пункту 3 Примечания к статье 14.32 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
1) лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;
2) лицо, совершившее административное правонарушение, не приступило к исполнению заключенного им ограничивающего конкуренцию соглашения.
В ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельств смягчающих либо исключающих административную ответственность, не установлено.
Учитывая то обстоятельство, что АО "ЕПСС ЖКХ ВО" не осуществляет деятельность на рынке управления многоквартирными домами г. Воронежа, а, соответственно, не имеет выручки от оказания услуг по управлению многоквартирными домами, а также то обстоятельство, что санкция части 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусматривает назначение административного штрафа не менее 100 000 рублей (ста тысяч рублей), в настоящем деле, необходимо назначить административный штраф в размере 101 000 тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 и статьей 29.10 КоАП РФ, постановил:
1. Признать акционерное общество "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" (адрес: 394033, г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д. 11; ОГРН 1133668054574, ИНН 3662196833) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 руб. 00 коп. (Сто одной тыс. руб. 00 коп.).
2. Направить акционерному обществу "Единая процессинг-сервисная система жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области" настоящее постановление для исполнения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ и в соответствии со статьями 30.1-30.3 КоАП РФ может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, вышестоящему должностному лицу или в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Примечание: Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в силу.
В указанный срок Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области подлежит уведомлению об исполнении постановления.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 5 мая 2016 г. N 108.04-14.32
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016