Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
от 28 марта 2016 г. N 06-04/2067
Резолютивная часть решения оглашена 23 марта 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 марта 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N34 в составе:
<_>
в присутствии от:
заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары - <_>
уполномоченного органа - Чебоксарского городского комитета по управлению имуществом администрации города Чебоксары - <_>
в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - ООО "Стройинвест") на положения аукционной документации заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары при проведении электронного аукциона на строительство многоквартирного жилого дома в мкр. "Соляное" (многоквартирный жилой дом поз.9) (изв. N 0315300020016000121) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установила:
В Чувашское УФАС России 22.03.2016 обратилось ООО "Стройинвест" с жалобой на положения аукционной документации заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары при проведении электронного аукциона на строительство многоквартирных жилых домов в мкр. "Соляное" (многоквартирный жилой дом поз.9) (изв. N 0315300020016000121), (далее - Электронный аукцион).
В жалобе ООО "Стройинвест" сообщает, что положения аукционной документации объявленной закупки не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, по следующим основаниям:
1. Техническое задание аукционной документации Заказчика содержит указание на товарный знак, без обязательной оговорки об эквивалентности;
2. Пунктом 2.6 проекта контракта установлены сроки оплаты, ограничивающие количество участников закупки;
3. Аукционная документация Заказчика содержит некорректную и неопределенную информацию в части указания источника финансирования закупки;
4. Проект контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.
Представители Заказчика и уполномоченного органа нарушения законодательства о контрактной системе не признали, считают, что положения аукционной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком, осуществляющим закупку, выступило Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары (далее - Заказчик).
01.03.2016 в 16 час. 54 мин. Уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115300020016000121 о проведении электронного аукциона на строительство многоквартирного жилого дома в мкр. "Соляное" (многоквартирный жилой дом поз.9).
По доводу заявителя о наличии в техническом задании аукционной документации указания на товарный знак, без обязательной оговорки об эквивалентности Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к техническим характеристикам товаров, предполагаемых для использования при выполнении работ, установлены Заказчиком Техническим заданием аукционной документации.
Согласно документации Заказчика, в указанной Заявителем позиции наименование товара указано следующим образом:
V. Наружная отделка
Наружная отделка стен - облицовка силикатным кирпичом с расшивкой швов с применением охристого, красного кирпича.
Отделка цоколя - кремнийорганическая эмаль по штукатурке.
Кровля - плоская из Технопласт ЭКП (ТУ 5774-003-00287852-99)
Окна - пластиковые белого цвета.
Согласно информации с официального сайта www.tmdn.org Технопласт является товарным знаком.
Таким образом, Техническое задание аукционной документации Заказчика содержит указание на товарный знак и не содержит указания "или эквивалент" Комиссия признает Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что пунктом 2.6 проекта контракта установлены сроки оплаты, ограничивающие количество участников закупки, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены заказчиком в пункте 2.6 раздела 2 "Цена контракта и порядок расчетов" и в разделе 3 "Сроки выполнения работ и порядок приемки выполненных работ" проекта контракта.
Пунктом 2.6. Проекта контракта установлено, что оплата выполненных работ производится путем безналичного расчета в пределах лимита бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год по мере выделения средств из бюджета в течение 45 банковских дней на основании подписанных Сторонами акта о приёмке выполненных работ формы N КС -2, справки о стоимости выполненных работ и затрат формы N КС -3, на основании счёта-фактуры (счёта) представленного Генеральным подрядчиком, а также все документы, подтверждающие фактическое выполнение и необходимые для оплаты счета-фактуры (акты на скрытые работы, расчеты, фотографии объекта, пояснительные записки о соответствии выполненных работ от строительного контроля и авторского надзора и другие документы).
Условия сроков оплаты выполненных работ определяются по общим правилам статей 190, 191 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, сформулированное условие по оплате выполненных работ в муниципальном контракте не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку участниками закупки не выступают субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, а срок оплаты определен периодом времени.
По доводу заявителя о наличии в аукционной документации Заказчика некорректной и неопределенной информации в части указания источника финансирования закупки, Комиссия установила следующее.
Содержание документации об электронном аукционе регламентируется статьей 64 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение, об осуществлении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2014 N 136н утвержден Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками (далее - Порядок).
Пунктом 16 Порядка установлено, что при формировании информации об источнике финансирования указываются следующие сведения:
- наименование бюджета бюджетной системы Российской Федерации, бюджетные ассигнования которого предусмотрены на финансовое обеспечение закупки (в случае, если финансовое обеспечение контракта осуществляется из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
- код территории муниципального образования Российской Федерации, соответствующий бюджету бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (в случае, если финансовое обеспечение контракта осуществляется из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
- код и наименование вида бюджета бюджетной системы Российской (в случае, если финансовое обеспечение контракта осуществляется из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), принимающие следующие значения:
11 - федеральный бюджет;
12 - бюджет субъекта Российской Федерации;
13 - местный бюджет;
14 - бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
15 - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
16 - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
17 - бюджет территориального государственного внебюджетного фонда;
- код и наименование внебюджетных средств (в случае, если финансовое обеспечение контракта осуществляется за счет средств бюджетных, автономных учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий), юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, принимающие следующие значения:
21 - средства бюджетных учреждений;
22 - средства автономных учреждений;
23 - средства государственных (муниципальных) унитарных предприятий;
24 - средства юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
- код(ы) классификации расходов бюджетов, по которому(ым) осуществляется финансовое обеспечение контракта.
Комиссией установлено, что пункт 11 Информационной карты аукционной документации Заказчика содержит следующее:
11 |
Источник финансирования закупки |
За счет бюджетных источников финансирования всех уровней. |
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком при формировании информации об источнике финансирования закупки не учтены требования пункта 16 Порядка, Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем исполнении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По доводу заявителя о том, что проект контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Таким образом, Заказчик, руководствуясь положениями статьи 30 Закона о контрактной системе, включил в проект контракт пункт 4.3.37. следующего содержания:
- "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 20% от цены контракта".
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).
Заказчик установил минимально допустимый предел объема работ, который необходимо выполнить силами субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), при этом Заказчик предоставил Подрядчику право за пределами 20% выполнять работы своими силами и (или) силами любых иных субподрядчиков.
На основании изложенного, довод заявителя о том что Заказчик не установил конкретный размер привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) не соответствует действительности, так как Заказчик установил конкретное число в размере 20%.
Таким образом, пункт 4.3.37. проекта контракта полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части.
В связи с тем, что на момент проведения проверки электронный аукцион на строительство многоквартирного жилого дома в мкр. "Соляное" (многоквартирный жилой дом поз.9) (изв. N 0315300020016000121) признан несостоявшимся, осуществление Комиссией действий направленных на устранение нарушений, не представляется возможным.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" обоснованной в части.
Признать в действиях Заказчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия от 28 марта 2016 г. N 06-04/2067
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016