Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 18 февраля 2016 г. N 4-14.3-5/77-16
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве ***, рассмотрев протокол от 28.01.2015 и материалы дела N 4 14.3 5/77-16 об административном правонарушении, возбужденного в отношении должностного лица - старшего менеджера отдела по работе с рекламными агенствами ЗАО "Аргументы и факты" ***, по факту размещения в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789) 18-24 февраля 2015 года на странице 18 рекламы "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров.
8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва,
ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама", с нарушением части 5 статьи 26 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившимся в распространении рекламы гражданского оружия в печатном издании не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера и не являющегося специализированным печатным изданием для пользователей гражданского оружия, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отсутствие *** (информация о надлежащем уведомлении в материалах дела отсутствует), установил:
Решением Комиссии Московского УФАС России от 17.12.2015 по делу
N 3-26-221/77-15 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в действиях ЗАО "Аргументы и факты" при распространении рекламы "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама", размещенной в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18, установлен факт нарушения требований части 5 статьи 26 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы гражданского оружия в печатном издании не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера и не являющегося специализированным печатным изданием для пользователей гражданского оружия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о рекламе, товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама размещалась на в газете "Аргументы и Факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18.
Рассматриваемая реклама выполнена в виде макета прямоугольной формы, вытянутого горизонтально, и содержала следующий текст: "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама".
В соответствии с представленными в адрес Московского УФАС России сведениями (вх. N 17986 от 27.05.2015), газета "Аргументы и факты" является зарегистрированным средством массовой информации (свидетельство ПИ N ФС77-27097). Учредителем газеты "Аргументы и факты", в соответствии с данным свидетельством является ЗАО "Аргументы и факты". В примерную тематику и (или) специализацию данной газеты входят вопросы внутренней и внешней политики страны; светская хроника, интервью со "звездами" театра и кино, музыки и спорта, театральные и кинопремьеры, материалы зарубежной печати; публикация материалов по принципу плюрализма мнений, отражений точки зрения читателей по обсуждаемым вопросам; реклама до 40%. Территорией распространения являются Российская Федерация и зарубежные страны.
Таким образом, установлено, что печатное издание газета "Аргументы и факты" является общедоступным для неопределенного круга лиц потребителей рекламы. Каких-либо ограничений по территории распространения и кругу лиц-потребителей рекламы Комиссией Московского УФАС России не установлено.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация распространялась неопределенному кругу лиц, исходя из способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (стреляющему электрошокеру), а следовательно является рекламой в понимании пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, что не оспаривается.
В соответствии с представленными в материалах дела документами и сведениями, спорная реклама была распространена в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 на основании договора, заключенного между ЗАО "Аргументы и факты" и ООО "РА "Концепт".
В соответствии с пунктом 1 названного договора, ЗАО "Аргументы и факты" обязуется оказать ООО "РА "Концепт" комплекс рекламных услуг.
Также, факт распространения спорной рекламы, подтверждается платежным поручением N 130, представленным ЗАО "Аргументы и факты". Согласно данному платежному поручению ООО РА "Концепт" оплатило ЗАО "Аргументы и факты" счет Е-47455 от 06.02.2014 за размещение рекламно-информационных материалов в "АИФ Еженедельник".
Согласно части 5 статьи 26 Закона о рекламе, реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, допускается только: в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в специализированных печатных изданиях для пользователей гражданского оружия; в местах производства, реализации и экспонирования такого оружия, а также в местах, отведенных для стрельбы из оружия; в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ
"Об оружии" (далее - Закон об оружии), к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях. Гражданское оружие подразделяется на оружие самообороны, спортивное оружие, охотничье оружие, сигнальное оружие, холодное клинковоеоружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации, оружие, используемое в культурных и образовательных целях. Электрошоковые устройства, согласно названной статье Закона об оружии, относятся к гражданскому оружию, предназначенному для самообороны.
Как установлено ранее, газета "Аргументы и факты" не относится к специализированным на сообщениях и материалах рекламного характера изданиям, а также к специализированным печатным изданиям для пользователей гражданского оружия.
Согласно письменным пояснениям ЗАО "Аргументы и факты", Общество ходатайствует о прекращении производства по делу N 3 26 221/77 15 по следующим основаниям.
Спорная реклама размещалась в газете "Аргументы и факты" N 8 во вкладке "АиФ Деловая среда". Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-30402 от 23.11.2007, "АиФ Деловая среда" является рекламным изданием. Следовательно реклама "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама", являющаяся рекламой гражданского оружия могла размещаться в данном печатном издании.
Комиссией Московского УФАС России данные доводы не приняты ко вниманию в связи со следующим.
ЗАО "Аргументы и факты" не представлено достаточных доказательств, на основании которых можно сделать вывод о распространении рекламы в указанном обществом рекламном издании. О размещении же рекламы в газете "Аргументы и факты" свидетельствует первоначальный ответ
ЗАО "Аргументы и факты", Общество подтверждает факт размещения спорной рекламы именно в газете "Аргументы и факты", а именно в номере
N 8 (1789) за 2015 год. Также данный факт подтверждается платежными поручениями, где в качестве назначения платежа значится оплата услуг по размещению рекламно-информационных материалов в "АИФ Еженедельник".
Следовательно Комиссией Московского УФАС России установлено, что в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18, не являющейся специализированным средством массовой информации, размещалась реклама гражданского оружия, предназначенного для самообороны, а именно электрошокеровых устройств.
На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России установлен факт нарушения части 5 статьи 26 Закона о рекламе, при распространении рассматриваемой рекламы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама", содержащая нарушение части 5 статьи 26 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Как установлено ранее, спорная реклама распространялась на основании договора, заключенного между ЗАО "Аргументы и факты" и ООО РА "Концепт". В соответствии с данным договором в совокупности с платежным поручением, и исходя из контекста договора, лицом, осуществившим распространение рекламы, оговоренным в договоре способом, является ЗАО "Аргументы и факты".
На основании изложенного, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о том, что рекламораспространителем спорной рекламы является
ЗАО "Аргументы и факты". Данный вывод Комиссии Московского УФАС России не оспаривается.
Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 26 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Таким образом, ответственность за нарушение в рекламе электрошокеров части 5 статьи 26 Закона о рекламе несет ЗАО "Аргументы и факты".
Место совершения административного правонарушения: территория распространения газеты "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля
2015 г., в том числе город Москва.
Время совершения административного правонарушения - 18 февраля 2015 года (первый день распространения газеты "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с документами, представленными ЗАО "Аргументы и факты" в адрес Московского УФАС России, старший менеджер отдела по работе с рекламными агентствами ЗАО "Аргументы и факты" *** является лицом, ответственным за размещение ЗАО "Аргументы и факты" в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 рекламы "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама", с нарушением части 5 статьи 26 Закона о рекламе.
В соответствии с должностной инструкцией старшего менеджера отдела по работе с рекламными агентствами, в обязанности *** входит: осуществление контроля за соответствием предоставленных рекламодателями или изготовленных по договорам с рекламодателями рекламных материалов, предназначенных для публикации в издании ЗАО "Аргументы и факты" требованиями действующего законодательств.
Таким образом, *** является должностным лицом ЗАО "Аргументы и факты", ответственным за распространение в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 рекламы стреляющего шокера.
На основании вышеизложенного установлено нарушение *** требований части 5 статьи 26 Закона о рекламе.
Вина *** состоит в распространении в газете "Аргументы и факты" N 8 (1789), 18-24 февраля 2015 г., на стр. 18 рекламы "ЗАЩИТНИКАМ! Подарок ко Дню защитника отечества должен быть. каким Соответствующим! Например, стреляющий шокер: отлично поможет защитить близких! Гарантия - 2 года, большой выбор аксессуаров. 8-800-100-62-78 (бесплатно с моб.) ООО "МАРТ ГРУП", 107258, г. Москва, ул. Бухвостова 1-я, д. 12/11, корп. 53. ОГРН 1057747130385. Реклама" с нарушением требований части 5 статьи 26 Закона о рекламе. Московским УФАС России не установлено объективных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
При этом, согласно части 2 статьи 4.8 КоАП РФ, срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года.
Таким образом, *** подлежит привлечению к административной ответственности за вменяемое правонарушение в срок до 18.02.2016 включительно.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, должностное лицо Московского УФАС России приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу N 4-14.3-5/77-16 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, статьи 29.9, статьи 29.10, КоАП РФ, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 4 14.3 5/77 16 в отношении должностного лица - старшего менеджера отдела по работе с рекламными агенствами ЗАО "Аргументы и факты" *** прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 февраля 2016 г. N 4-14.3-5/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016