Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
от 27 апреля 2016 г. N Р-2/16
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Кузнецова К.С., специалист 1 разряда отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Мясникова А.Н.,
рассмотрев дело N Р-2/16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в январе 2016 года на телевизионных каналах "СТС", "РЕН-ТВ" и ТНТ-Тамбов рекламы клиники "ЦЕНТР ЭКО", содержащей признаки нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: - <_> установила:
Тамбовским УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением участниками рекламной деятельности законодательства Российской Федерации о рекламе установлено, что в январе 2016 года на телевизионном канале ТНТ-Тамбов телекомпании АО ТК "Все для Вас", а также на телевизионных каналах "СТС" и "РЕН-ТВ" телекомпании ООО "Олимп" распространялась реклама ООО "ЦЕНТР ЭКО", в содержании которой использовался рекламный слоган: "От нас без детей не уходят".
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "ЦЕНТР ЭКО" (ОГРН 1126732007324, адрес: г. Смоленск, ул. Генерала Паскевича, д. 19), согласно договору с ООО РА "Взгляд" от 25.12.2015, договору с ООО "Олимп" N 137/1 от 21.12.2015.
Поскольку в указанной рекламе в совокупности с фразой "От нас без детей не уходят" у потребителя формировалось мнение, что при обращении в клинику, беременность гарантированно наступит у женщин в любом возрасте и в любом случае, по признакам нарушения пункта 6 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе", в отношении ООО "ЦЕНТР ЭКО" определением от 03.02.2016 (исх. от 04.02.2016 N 58-3-06/401)возбуждено настоящее дело.
ООО "ЦЕНТР ЭКО" письмом (вх. от 03.03.2016 N 1076) сообщило, что Общество не согласно с выводами Тамбовского УФАС России, поскольку рекламный слоган ООО "ЦЕНТР ЭКО" "От нас без детей не уходят" является имиджевым и выражает исключительно философию компании, направленную на позитивный настрой женщины (бездетной пары) иметь ребенка (стать родителями) и благоприятный исход, как самого лечения, так и итогового результата. Указанный слоган является жизнеутверждающим и социально направленным. Кроме того, Общество указало, что реклама содержит оговорку "*не является гарантией положительного результата", что свидетельствует о добросовестности рекламы.
На рассмотрении дела 14.04.2016 представитель ООО "ЦЕНТР ЭКО" <_> подтвердила позицию, изложенную в письменных пояснениях (вх. от 04.03.2016 N 1104, вх. от 21.03.2016 N 1334) и указала, что слоган "От нас без детей не уходят" не гарантирует результат оплодотворения с помощью ЭКО, а подразумевает под собой различные программы лечения бесплодия, в том числе программу ЭКО, а также суррогатное материнство и др.
Изучив материалы и представленные доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Тамбовского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объект рекламирования - товар, средства его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Установлено, что с 01.01.2016 по 27.01.2016 года на телевизионном канале ТНТ-Тамбов телекомпании АО ТК "Все для Вас" по договору оказания услуг по размещению рекламы на телевидении с ООО РА "Взгляд" от 25.12.2015 распространялась реклама ООО "Центр ЭКО" следующего содержания: "Мечтаете о ребенке, а беременность не наступает уже больше года Одна из ведущих клиник "Центр Эко" на улице Горького, дом 16 с применением современных технологий поможет преодолеть бесплодие. Запишитесь на консультацию. "Центр Эко" - от нас без детей не уходят!". Под звуковую обработку текста на телевизионном экране появлялись графичесикие фразы: "Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста! Беременность не наступает. Центр ЭКО Тамбов. г. Тамбов, ул. м.Горького, д. 16 +7 (4752) 42-71-51 Лечение всех форм бесплодия. От нас без детей не уходят! г. Тамбов, ул. М. Горького, д. 16 +7 (4752) 42-71-51"
С 03.01.2016 по 26.01.2016 аналогичная реклама распространялась на телевизионных каналах "СТС" и "РЕН-ТВ" телекомпании ООО "Олимп" на основании заключенного договора N 137/1 от 21.12.2015.
На официальном сайте ООО "ЦЕНТР ЭКО" http://www.ivf68.ru/ в процентном соотношении указана вероятность наступления беременности у женщин моложе сорока лет, которая составляет:
- при переносе свежих эмбрионов - 46%;
- при переносе криоконсервированных эмбрионов - 63%.
Результативность ЭКО у пациенток старше сорока лет:
- при переносе свежих эмбрионов - 14%;
- при переносе криоконсервированных эмбрионов - 18%.
Таким образом, объектом рекламирования в настоящем деле выступают услуги по преодолению бесплодия и наступлению беременности в естественной форме, оказываемые в клинике "ЦЕНТР ЭКО".
Рассматриваемая реклама адресована неопределенному кругу лиц, направлена на продвижение медицинских услуг "ЦЕНТР ЭКО" по преодолению бесплодия и на привлечение клиентов неспособных самостоятельно забеременеть. Указанный в рекламе слоган, содержащий ключевую составляющую всего рекламного текста, воспринимается не просто как информация о клинике и ее услугах, а именно как утверждение о гарантированном наступлении беременности.
Согласно представленным пояснениям ООО "ЦЕНТР ЭКО" от 04.03.2016 (вх. N 1104), клиника применяет все методы лечения бесплодия, в том числе вспомогательные репродуктивные технологии. К современным вспомогательным репродуктивным технологиям (далее - ВРТ) относятся:
- базовая программа ВРТ (экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО);
- инъекции сперматозоида в цитоплазму ооцита (ИКСИ);
- использование донорских ооцитов;
- использование донорской спермы;
- использование донорских эмбрионов;
- суррогатное материнство;
- искусственная инсеминация спермой мужа (партнера) или донора (ИИ).
Как утверждает Общество, правильное использование одного из методов или их комбинирование фактически обеспечивает бездетной паре/женщине при достаточной настойчивости рождение ребенка. Слоган "От нас без детей не уходят" является имиджевым по спектру услуг и не гарантирует результат оплодотворения с помощью ЭКО. В данной фразе вообще отсутствуют такие слова как "гарантия", "обеспечение", "обязательства" и т.д.
Кроме того, реклама содержит оговорку "*не является гарантией положительного результата", что свидетельствует о ее добросовестности. Оговорка написана читаемым шрифтом, следовательно, доведена надлежащим образом до потребителей и свидетельствует о достоверности рекламы.
Также, рассматриваемая реклама сопровождается фразой "Имеются противопоказания, проконсультируетесь со специалистом" что указывает на вероятность того, что положительный эффект возможно не будет достигнут и что может и не быть полной безопасности и отсутствия побочных эффектов.
Комиссия полагает указанные доводы несостоятельными в силу следующего.
Общеизвестным является, что "рекламный слоган" - это ключевая лаконичная фраза, характеризующая рекламируемый продукт, отражающая основные положительные свойства объекта рекламы, служащая для привлечения внимания к нему на соответствующем рынке сбыта.
Указанный в рекламе слоган имеет прямое назначение и направлен на привлечение внимания к исключительному качеству услуг Общества, поскольку именно данная фраза в рекламе является ключевой и наибольшим образом акцентирует на себе внимание, способствует возникновению желания потребителя обратиться в клинику.
Реклама Общества с использованием такого словосочетания как "от нас без детей не уходят", несет смысловую нагрузку, связанную с выражением абсолютной уверенности в наступлении для пациента положительного результата. Форма выражения рекламной информации исключает двусмысленность ее восприятия, поскольку основными фразами, на которые в рекламе делается акцент являются "беременность не наступает уже больще года" и "Центр Эко с применение современных технологий поможет преодолеть бесплодие", что в совокупности с применением слогана "от нас без детей не уходят" подразумевает под собой положительный результат - наступление беременности обратившейся пациентки (супружеской пары) с применением технологии экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), и никак не указывает на то, что достижение такого результата возможно посредством оказания других услуг клиникой, в том числе, при помощи суррогатного материнства.
В рекламе отсутствуют указания на разделения пациентов, желающих получить услуги с помощью программы Эко, ИКСИ, ИИ или суррогатного материнства. Кроме того, оценивая содержание рекламы в совокупности всех ее элементов, можно отметить, что обозначение клиники - Центр ЭКО воспринимается потребителем рекламы, как центр оказания услуг по проведению экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), что вместе с фразой "от нас без детей не уходят" также указывает, что при обращении клиента в клинику будет проведена услуга по программе ЭКО, в результате которой беременность гарантированно наступит у женщин в любом возрасте и в любом случае.
В целях всестороннего рассмотрения дела, а также объективности оценки содержания рассматриваемого видеоролика, Тамбовским УФАС России был проведен Экспертный совет по рекламе. В обсуждении приняли участие представители Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, Управления Росздравнадзора по Тамбовской области и Комитета по информационной политике Администрации города Тамбова.
Члены Экспертного Совета по рекламе в результате изучения всех тем и материалов, вынесенных на Экспертный совет, в том числе просмотра видеоролика Центра ЭКО, пришли к единогласному выводу, что слоган "От нас без детей не уходят" в рекламе ООО "ЦЕНТР ЭКО" звучит как уверенность в наступлении беременности женщин в любом возрасте, фраза "*не является гарантией положительного результата" не является читаемой и заметной на телевизионном экране, поскольку выполнена мелким белым шрифтом на белом фоне, при просмотре на телевизионном экране сливается в одно целое белое пространство и не может быть заметной, даже при 100% зрении человека.
В соответствии со статьей 5 Закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.
Использование в рекламе указания на гарантированно положительный результат при оказании услуг клиники, путем употребления вышеуказанного утверждения, должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется утверждение, и который имеет объективное подтверждение.
Реклама формирует положительный образ указанного центра, а также предлагаемых им услуг по преодолению бесплодия и обязательного положительного результата после проведения лечения и способствуют возникновению желания обратиться в эту клинику именно для последующего наступления беременности естественной формы.
ООО "ЦЕНТР ЭКО" не представило в качестве доказательства сведений о том, что каждый обратившийся к ним пациент, после обращения в клинику за услугой ЭКО, получил положительный результат - беременность и рождение ребенка.
Поскольку ООО "ЦЕНТР ЭКО" не доказало, что использованный в рекламе слоган "от нас без детей не уходят" является достоверным, реклама услуг Общества в силу пункта 6 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" является недостоверной.
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, указанная реклама в соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" является ненадлежащей.
Статьей 38 Закона "О рекламе" установлено, что за нарушение части 3 статьи 5 Закона "О рекламе" ответственность несет рекламодатель.
Распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено.
ООО "Олимп" 17.03.2016 (вх. N 1308) представило в материалы дела новый рекламный видеоролик ООО "ЦЕНТР ЭКО", транслируемый с 01.03.2016, в котором слоган "от нас без детей не уходят" отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона "О рекламе", пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 августа 2006 N 508, Комиссия решила:
Признать ненадлежащей рекламу ООО "ЦЕНТР ЭКО", в содержании которой использовался рекламный слоган: "От нас без детей не уходят", распространявшуюся на телеканале ТНТ-Тамбов телекомпании ООО РА "ВЗГЛЯД" в период с 01.01.2016 по 27.01.2016, на телевизионных каналах "СТС" и "РЕН-ТВ" телекомпании ООО "Олимп" с 03.01.2016 по 26.01.2016, поскольку в ней были нарушены требования пункта 6 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В связи с тем, что распространение указанной ненадлежащей рекламы прекращено, предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Мазаева
Члены Комиссии К.С. Кузнецова
А.Н. Мясникова
Исп. Мясникова А.Н.,
8(4752) 72-93-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 27 апреля 2016 г. N Р-2/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016