Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 29 апреля 2016 г.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия);
с участием представителей
ПАО "Ленэнерго" (далее - Организатор торгов);
ООО "ЭТС-Проект" (далее - Заявитель);
ПАО "ФИЦ";
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.N9410-ЭП/16 от 20.04.2016) ООО "ЭТС-Проект" на действия закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон, установила:
19 февраля 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - Официальный сайт) было опубликовано извещение N31603340682 о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку Комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018), включая документацию на проведение открытого конкурса (далее - Закупочная документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках) в версии от 12.01.2016, утвержденным согласно Протоколу от 31.12.2015 N30, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Закупочной документацией.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
48 361 214,40 руб |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
19.02.2016 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
28.03.2016 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
05.04.2016 в 17:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, г. Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.1, каб. 735 |
2. Заявитель в жалобе сообщает, что по его мнению закупочной комиссией Организатора торгов (далее - Закупочная комиссия) допущено нарушение порядка проведения Закупки вследствие неправомерного отклонения заявки ООО "ЭТС-Проект" от участия в процедуре Закупки.
Заявитель в жалобе отмечает, что согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.04.2016 NОК-16/1 Б-5 Закупочная комиссия отказала в участии в процедуре Закупки ООО "ЭТС-Проект" со следующим пояснением:
"В соответствии с экспертным заключением предложение участника не соответствует требованиям, установленным в п. 2.4.8. Конкурсной документации - обоснованности снижения цены договора более 20%. По решению конкурсной комиссии в соответствии с п.п 2.4.8.3 Конкурсной документации, конкурсная заявка ООО "ЭТС-Проект" к дальнейшему рассмотрению не принимается".
Заявитель полагает, что решение об отказе в участии вынесено в нарушение условий Закупочной документации.
Заявитель в жалобе также указывает о том, что основание для отклонения его заявки не предусмотрено Положением о закупках, что также является нарушением по мнению Заявителя.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением N78/8375/16 от 25.04.2016 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Закупочную документацию, документы, представленные к заседанию Комиссии, позицию, изложенную в жалобе Заявителя, и доводы представителя Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
ПАО "Ленэнерго" относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Следуя указанному в ч. 2 ст. 2 Закона N223-ФЗ, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона N223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок от 11.04.2016 NОК-16/1 Б-5 Закупочная комиссия отказала в участии в процедуре Закупки заявке ООО "ЭТС-Проект" со следующим пояснением:
"В соответствии с экспертным заключением предложение участника не соответствует требованиям, установленным в п. 2.4.8. Конкурсной документации - обоснованности снижения цены договора более 20%. По решению конкурсной комиссии в соответствии с п.п 2.4.8.3 Конкурсной документации, конкурсная заявка ООО "ЭТС-Проект" к дальнейшему рассмотрению не принимается".
В соответствии с п. 2.4.8. Закупочной документации Организатором торгов указано следующее:
2.4.8. Существенно заниженная цена Конкурсной заявки Участника
2.4.8.1. Под существенно заниженной ценой Заявки Участника понимается предложение цены Договора (цена лота) на 20 (двадцать) и более процентов ниже относительно начальной (максимальной) цены, определенной Заказчиком.
2.4.8.2. Факт подачи Участником заявки с существенно заниженной ценой, либо получения существенно заниженной цены в ходе проведения переторжки служит основанием для дополнительной экспертизы цены на предмет ее обоснованности. Организатор конкурса имеет право отправить Участнику запросы о предоставлении обоснования существенно заниженной цены.
2.4.8.3. Конкурсная комиссия имеет право отклонить Конкурсную заявку Участника как несоответствующую требованиям Конкурсной документации, если существенно заниженная цена, заявленная Участником, является экономически необоснованной и может повлиять на качество работ, предусмотренное Конкурсной документацией".
Также, в соответствии с п. 2.4.1.1 Закупочной документации при снижении стоимости более чем на 20 (двадцать) % Участник конкурса обязан предоставить пояснительную записку с приложением обосновывающих материалов по данному снижению. По решению Закупочной комиссии непредставление вышеперечисленных документов может служить основанием для отклонения Предложения Участника.
Согласно п. 2.9.1.1. Закупочной документации установлено следующее:
"По результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:
1. Поданы с нарушением порядка подачи Заявок, установленным в настоящей документации:
2. не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке, в том числе если Участник (в т.ч. один или несколько членов коллективного участника, один либо несколько привлекаемых Участником субподрядчиков) не предоставил справку о всей цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных);
3. поданные Участниками, не представившими финансовое обеспечение обеспечения исполнения обязательств Участника;
4. поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации одному либо нескольким отборочным критериям;
5. содержат технические предложения, не соответствующие установленным в настоящей Конкурсной документации требованиям;
6. поданы Участниками Конкурса, которые не согласились с предложениями Конкурсной комиссии по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их Конкурсных заявках;
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заявителем была предложена цена со снижением более чем на 20% от начальной (максимальной) цены, при этом в составе заявки на участие в Закупке была представлена пояснительная записка с приложением обосновывающих материалов согласно требованиям Закупочной документации, а сам Заявитель соответствовал требованиям к участникам Закупки, предъявляемым Организатором торгов согласно Закупочной документации.
При этом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Закупочная документация не содержит как такового порядка проведения экспертной оценки представляемого участниками Закупки обоснования снижения цены, не регламентирует состав, полномочия экспертной группы, равно как и какие-либо критерии или параметры для получения положительного или отрицательного экспертного заключения.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России полагает, что вывод Закупочной комиссии о том, что заявка ООО "ЭТС-Проект" не является экономически необоснованной и может повлиять на качество работ, предусмотренное Конкурсной документацией противоречит требованиям Закупочной документации и сделан в порядке, не предусмотренном Закупочной документацией.
Кроме этого, согласно п. 8.1.6.3 Положения о закупках размер обеспечения обязательств по договору определяется в конкурсной документации. Заказчиком, по согласованию с ЦЗО ПАО "Россети" могут быть установлены случаи, размер и порядок предоставления дополнительного обеспечения исполнения договора (в том числе в случае предоставления заявки с аномально низкой ценой, при этом под аномально низкой ценой понимается ценовое предложение участника закупки, сниженное на определенный процент от начальной (максимальной) цены закупки, устанавливаемый ОРД Заказчика).
Вместе с тем, Положение о закупке не предусматривает условия, соглансо которым предложение аномально низкой цены, в том числе и без представления обосновывающих документов, может являться основанием для отклонения участника Закупки.
Исходя из изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Закупочная комиссия отказала ООО "ЭТС-Проект" в участии в процедуре Закупки в порядке, не установленном Закупочной документацией, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии по неправомерному отказу ООО "ЭТС-Проект" в участии в процедуре Закупки нарушение принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, определенного п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N223-ФЗ, а также нарушение ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившееся в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные при проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.N9410-ЭП/16 от 20.04.2016) ООО "ЭТС-Проект" на действия закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, допущенные при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать жалобу (вх.N9410-ЭП/16 от 20.04.2016) ООО "ЭТС-Проект" на действия закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682) нарушения п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона N223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные вследствие неправомерного отказа ООО "ЭТС-Проект" в участии в процедуре Закупки по основаниям и в порядке, не предусмотренным Закупочной документацией.
3. Организатору закупки ПАО "Ленэнерго" и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями Закупочной документации, Положения о закупках и нормами Закона N223-ФЗ.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
29 апреля 2016 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) на основании решения Комиссии от 29.04.2016 по жалобе N Т02-261/16 на действия закупочной комиссии организатора торгов ПАО "Ленэнерго" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682, далее - Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. Организатору торгов ПАО "Ленэнерго" и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений организации и проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку комплексной программы развития электрических сетей напряжением 35 кВ и выше (Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики) на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области на пятилетний период 2016-2020 гг. и на период до 2030 г. с перспективой до 2050 г. (161349) (615018) (извещение N31603340682) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с требованиями документации о Закупке, Единого стандарта закупок ПАО "Россети" и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 27 мая 2016 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016