Резолютивная часть решения объявлена 29.04.2016 г.
Полный текст решения изготовлен 29.04.2016 г.
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры административного обжалования в строительстве (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, Члены Комиссии,
в присутствии представителей заявителя: "_", "_" по доверенности "_".
в присутствии представителя Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" "_" по доверенности "_".
рассмотрев жалобу ИП "_" (далее - Заявитель) на действия сетевой организации - Муниципальное предприятие городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (далее - сетевая Организация), осуществляющей холодное водоснабжение, теплоснабжение при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, выразившейся в необоснованном отказе в выдачи технических условий на подключение к наружным инженерным сетям теплоснабжения и холодного водоснабжения в указанной Заявителем точке подключения и навязывание экономически невыгодного варианта подключения в иной точке. установила:
В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Заявителя на действие сетевой Организации.
В своей жалобе Заявитель указывает на следующие обстоятельства.
01.02.2016 года Заявитель обратился в сетевую Организацию о выдачи технических условий на подключение "Склада N1" находящегося в его собственности и подлежащего реконструкции на объект "Склад-Теплица" к наружным инженерным сетям теплоснабжения и холодного водоснабжения, однако при наличии технической возможности экономически выгодного для Заявителя варианта к точке подключения объекта, сетевая организация выдает технические условия с экономически невыгодной для Заявителя с точкой подключения, при этом не обосновав отказ в испрашиваемой точки подключения.
Заявление Чукотским УФАС России было принято к рассмотрению по основаниям предусмотренным подпунктом б) пункта 3 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, согласно которого:
- предъявлении к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае, если предусмотренная указанными актами процедура включена в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Рассмотрение жалобы было назначено на 25.04.2016 г. в ходе заседания Комиссии от сторон поступили ходатайства о переносе срока рассмотрения жалобы по существу в целях представления комиссии документов по рассматриваемому вопросу и выезду на место рассматриваемого подключения к инженерным сетям в целях всестороннего изучения вопроса.
Ходатайства были удовлетворены, Комиссией был объявлен перерыв заседания на 29.04.2016 г.
26.04.2016 г. был проведен осмотр территории в местах возможного подключения к инженерным сетям (видео материалы имеются в материалах дела).
В своих Пояснениях по жалобе сетевая Организация считает жалобу необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ и статьей 14 Федерального закона от 27.07.2009 г. N 190-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данными Федеральными законами и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, правилам водоснабжения.
Как следует из положений пункта 6 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83), обращение за выдачей технических условий допускается в случае, если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка. Заявителю жалобы 25.04.2014 г. были выданы технические условия на проектирование и присоединение к тепловым сетям объекта склад-теплица N 03-ТС/14, которые Заявителем не оспаривались и действовали на момент обращения за новыми техническими условиями.
Относительно технических условий на подключение к системе водоснабжения сетевая Организация поясняет, что, исходя из положений пункта 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 644), заявитель перед технологическим присоединением должен обратиться за выдачей технических условий. Порядок предоставления технических условий регламентирован в вышеуказанных Правилах определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83).
Согласно положениям пункта 9 указанных Правил, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 12 Правил, в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, или в случае обращения органа местного самоуправления в целях получения информации о земельных участках, находящихся в границах застроенных территорий, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия:
на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и приему сточных вод и пропускной способности сетей инженерно- технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа;
с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения;
- с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а в отношении сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения также с учетом схем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
При определении точки подключения Предприятием учитывались ранее выданные технические условия на присоединение к системе теплоснабжения реконструируемого объекта, точка подключения определена как ближайшая свободная точка к подключаемому объекту, не имеющая технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения, точка подключения предоставлена на земельном участке общего пользования, свободного от прав третьих лиц.
Точка подключения, требуемая Заявителем жалобы, находится на земельном участке, переданном в пользование "_", при этом в отношении данного земельного участка имеются наложенные арбитражным судом Чукотского автономного округа обеспечительные меры в рамках судебного процесса А80-35/2010 (определение суда от 25.08.2011 г.) в виде запрета отчуждения и изменения состояния земельного участка.
По мнению сетевой Организации, Заявитель фактически требует предоставить технические условия с целью возможности прокладки трубопроводов по земельному участку, не находящемуся в общем пользовании с целью обхода имеющихся обеспечительных мер через механизм выдачи ненормативного акта в отношении Предприятия.
При этом законодательством в сфере технологического присоединения не предусмотрена возможность абонента самостоятельно определять точку подключения своих объектов, в данном случае обязанность ее определения, как считает сетевая организация, отнесено к компетенции сетевой организации, с учетом положений пункта 12 вышеуказанных Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения.
Рассмотрев дополнительно представленные сторонами материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу, Комиссия пришла к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной по следующим основаниям.
01.02.2016 г. Заявитель обратился в сетевую организацию с просьбой выдачи технических условий на подключение тепловодоснабжения горячей, холодной воды Склада - теплицы, расположенного по ул. Рультытегина 24, с предлагаемой t+25+30 с точкой подключения к магистральным инженерным сетям, расположенным на муниципальном земельном участке с кадастровым N87:05:00000:243.
Сетевая Организация письмом от 05.02.2016 г. сообщила Заявителю о ранее выданных технических условиях на подключение к тепловым сетям "Склада-Теплицы" от 25.04.2014 г. за N10-09/1/1309 и дополнительно запросила необходимую информацию на основании пункта 8 Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N83 (Правил).
10.03.2016 г. Заявителем, были направлены запрошенные документы и расчеты.
17.03.2016 г. сетевая Организация повторно запросила дополнительную информацию по расчетам на хозяйственно питьевые нужды и противопожарные нужды.
Письмом от 25.03.2016 г. Заявитель представил запрошенные расчеты при этом сообщил, что "Склад N1" будет реконструирован на объект недвижимости "Склад-Теплица", который без наличия теплоснабжения (отопления) и водоснабжения (холодной воды) не может функционировать и просил выдать технические условия на подключение "Склада-Теплицы" к наружным сетям теплоснабжения (отопления) и к инженерным сетям холодного водоснабжения с точкой подключения на муниципальном земельном участке 87:05:000006:243.
11.04.2016 г. сетевой Организацией было выдано Разрешение и технические условия N2-ВК/16 на проектирование и присоединение к сетям водоснабжения от 08.04.2016 г. N10-09/2/1795 по зависимой схеме от существующих инженерных сетей, граница раздела точка "А" (на участке между УТ-7/8 и УТ7/9).
В обоснование своего несогласия по предложенной сетевой Организацией точки подключения в ходе рассмотрения Комиссии, Заявитель представил документ в виде Обращения к владельцам прилегающих земельных участках, которые выразили несогласие в проведении робот по прокладки трубопровода по предлагаемой сетевой организацией схеме.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения).
Согласно статьи 19 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных сетей, к централизованным системам горячего водоснабжения осуществляется в порядке, установленном статьей 18 Закона о водоснабжении, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Закона о водоснабжении, и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения).
Заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в сетевую Организацию в порядке пункта 88 Правил холодного водоснабжения.
Между тем, согласно пункту 53 Правил горячего водоснабжения при подключении объектов, объектов капитального строительства к сетям горячего водоснабжения заявитель обязан предварительно получить условия на подключение (присоединение).
В соответствии с пунктом 55 Правил горячего водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, определенная на основании схемы водоснабжения и водоотведения, обязана выдать условия на подключение (присоединение) либо направить мотивированный отказ в выдаче условий при отсутствии возможности подключения (присоединения) объекта.
Сетевая Организация фактически отказала Заявителю в выдаче технических условий в испрашиваемой точке подключения, не мотивируя свой отказ.
Мотивация отказа выдачи технических условий в испрашиваемой точке подключения, представленная в Пояснениях сетевой организации на рассмотрение Комиссии о ранее выданных действующих технических условиях в иной точке присоединения не состоятельны, так как хозяйствующий субъект не может быть необоснованно ограничен в планировании своей хозяйственной деятельности и реконструкции своей собственности.
Сетевая Организация оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в случае отсутствия технической возможности мотивированно отказывает и определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения возможно осуществляться подключение (технологическое присоединение).
Ссылка сетевой Организации на то, что точка подключения, требуемая Заявителем жалобы, находится на земельном участке, переданном в пользование "_", при этом в отношении данного земельного участка имеются наложенные арбитражным судом Чукотского автономного округа обеспечительные меры в рамках судебного процесса А80-35/2010 (определение суда от 25.08.2011 г.) в виде запрета отчуждения и изменения состояния земельного участка несостоятельна, так как участок не предоставлен "_", а Постановлением Администрации городского округа Анадырь от 29.10.2015 г. N569, дано разрешение на использование земельного участка для размещения отдельно стоящих ветроэнергетических установок и солнечных батарей.
В соответствии с ЗК РФ Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N1244, Постановления правительства Чукотского автономного округа от 24.07.2015 г. N413, "Об утверждении порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Чукотского автономного округа без предоставления земельных участков и установления сервитута" Заявитель имеет право получить разрешением в установленном порядке на прокладку водопроводов. Сетевая Организация не представила Комиссии документы подтверждающие невозможность прокладки трубопроводов заявителя по территории рассматриваемого земельного участка.
Невыдача условий на подключение (присоединение) организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, а также немотивированный отказ в выдаче условий на подключение (присоединение) содержит в себе признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции согласно, которой, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Признать жалобу ИП "_" на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (689000, Чукотский автономный округ, г.Анадырь, ул.Ленина, д.45, ИНН 8709007875, КПП 870901001) по выдачи технических условий на проектирование и присоединение к сетям водоснабжения обоснованной.
Выдать муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" обязательное для исполнение предписание.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 23/01-52/16
29 апреля 2016 г. г. Анадырь
Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры административного обжалования в строительстве (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, Члены Комиссии,
на основании Решения N 51/01-52/16 от 29.04.2016 г., руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Муниципальному предприятию городского округа Анадырь "Городское коммунальное хозяйство" (689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул.Ленина, д.45, ИНН 8709007875, КПП 870901001) в срок до 29 мая 2016 г. включительно:
Пересмотреть в установленном порядке заявление "_" о выдаче технических условий на подключение тепловодоснабжения (горячей, холодной воды) "Склада - Теплица", расположенной по адресу: Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, 24, с предполагаемой t+25+30 градусов с точкой подключения к магистральным инженерным сетям, расположенным на муниципальном земельном участке с кадастровым N 87:05:00000:243.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу N 51/01-52/16 (опубликовано 5 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016