Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 5 мая 2016 г. N ИП-04/6336
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в отсутствие представителя заказчика - ОАО "Казанская ярмарка", в присутствии представителя заявителя ООО <_> рассмотрев жалобу ООО <_>на действия заказчика - ОАО "Казанская ярмарка" при проведении открытых запросов котировок на предмет: "Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО "Казанская ярмарка"" (извещение N31603512438), "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка"" (извещение N31603512303), "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка" (извещение N31603512326), установила:
1. Извещение о проведении открытого запроса котировок N31603512438 на предмет: "Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО "Казанская ярмарка"" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 04.04.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 07.04.2016 17:30.
Дата и время рассмотрения заявок - 07.04.2016 17:30.
Начальная (максимальная) цена договора - 798 000,00 рублей.
2. Извещение о проведении открытого запроса котировок N31603512303 на предмет: "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка"" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 04.04.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 07.04.2016 17:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 07.04.2016 17:00.
Начальная (максимальная) цена договора - 350 000,00 рублей.
3. Извещение о проведении запроса котировок N31603512326 на предмет: "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка"" было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 04.04.2016 г.
Дата начала подачи заявок - 04.04.2016 г.
Дата окончания приема заявок - 07.04.2016 17:00.
Дата и время рассмотрения заявок - 07.04.2016 17:00.
Начальная (максимальная) цена договора - 627 000, 00 рублей.
Суть жалобы: по мнению заявителя, закупки проведены с нарушением норм действующего законодательства.
Данная жалоба рассматривается в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 223 - ФЗ от 18.07.2011 года "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закона о закупках), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
На основании части 1 статьи 2 Закон о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, закупочная деятельность данного заказчика регулируется Положением о закупках ОАО "Казанская ярмарка", утвержденного решением совета директоров ОАО "Казанская ярмарка" (протокол N2/15 от 30.10.2015 г.), а также Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
В ходе изучения технического задания котировочной документации по вышеуказанным открытым запросам котировок установлены требования на оказание услуг по интерьерной печати.
Согласно разделу 3.1 технического задания котировочной документации, установлено: "- Заявки, предназначенные к изготовлению, отправляются по электронной почте на адрес Исполнителя. Исполнитель своими силами доставляет результаты Работ на объект Заказчика в срок не более трех часов от поступления заказа и по адресу, указанным Заказчиком. Предоставление продукции только в рулонах завернутых на трубу (без заломов, без складок)
- Исполнитель обязан безвозмездно исправить по требованию Заказчика все указанные недостатки, ухудшившее качество работы, в течение 2-х часов и 3-х часов с учетом доставки с момента обнаружения дефектов. В случае несоблюдения сроков предоставления готовой продукции, услуги не оплачиваются и договор будет прерван в одностороннем порядке
- В случае возникновения "внеплановых" заданий, Заказчик вправе потребовать присутствия Исполнителя и вызвать его на территорию Заказчика. Исполнитель обязан прибыть на территорию Заказчика в течение 1 часа после получения информации в устной форме или письменной по электронной почте
- Время оказания услуг: в рабочие, праздничные и выходные дни вне зависимости от времени и условий доставки работы. Дата, время и место доставки готовой продукции определяются Заказчиком", данные требования, установленные заказчиком, по мнению заявителя, противоречат требованиям Законодательства о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции.
Согласно пояснениям представителя ООО "3 АРТ Компани", услуги Интерьерной печати с высоким разрешением на рулоновых материалах могут составлять до 500 кв. метров разового заказа, технически выполнить разовый заказ в 500 кв. метров за 3 часа не представляется возможным, ввиду того, что данное требование подразумевает собой определенное расстояние, которое необходимо будет преодолеть участнику закупки и выполнить работы, не более трех часов от поступления заказа физически невозможно.
Таким образом, в ходе изучения технического задания закупочной документации, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что указанные требования установленные заказчиком являются заведомо невыполнимыми, приводят к ограничению конкуренции и нарушают требования пункта 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссией Татарстанского УФАС выявлены нарушения в Положении о закупках ОАО "Казанская ярмарка".
1. В пунктом 68.5 раздела 68 Положения о закупках ОАО "Казанская ярмарка" установлено, срок подписания договора победителем, участником, с которым заключается договор не должен превышать срока, указанного в документации о закупке.
По мнению комиссии Татарстанского УФАС порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, а ограничение процедуры является нарушением статьи 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, и части 4 статьи 18.1 Федерального закона о защите конкуренции.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закон о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках, для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, а частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлены требования регулирования данного обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. Таким образом обжалование в антимонопольном органе в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2016 года N 309-КГ15-14384 отмечено, что Положение о закупке должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которым порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика(организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1.Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчиком в Положении о закупках не установлен минимальный срок для подписания договора, что позволяет заключить договор сразу же после опубликования протокола подведения итогов торгов, в связи с чем, иные участники закупки лишены возможности обжалования результатов проведенных торгов по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, установленный в Положении о закупке срок заключения договора по результатам закупки, не учитывает закрепленную в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуру административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает возможности обращения с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
2. В соответствии с пунктом 67.2.25 раздела 67 Положения о закупках ОАО "Казанская ярмарка", осуществляется закупка на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;
67.2.26. наличие срочной необходимости в товарах, работах, услугах, в связи с чем проведение иных процедур нецелесообразно;
67.2.27. продукция может быть получена только от одного поставщика (подрядчика, исполнителя) и отсутствует ее равноценная замена, в том числе заключение договора с лицом, производящим закупаемую продукцию в условиях естественной монополии;
67.2.29. при приобретении дополнительных работ или услуг, не включенных в первоначальный проект договора, но не отдаляемых от основного договора без значительных трудностей и необходимых виду непредвиденных обстоятельств;
67.2.33. осуществляется закупка на оказание услуг по организации питания в учреждениях социального обслуживания населения и учреждениях начального и среднего профессионального образования;
67.2.36. необходимо проведение дополнительной закупки и смена поставщика не целесообразна по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, учитывая эффективность первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика и ограниченный объем предлагаемой закупки по сравнению с первоначальными закупками (не более 30 % первоначального объема в сумме по всем предлагаемым дополнительным соглашениям с сохранением начальных цен за единицу продукции), разумность цены и непригодность товаров или услуг, альтернативных рассматриваемым;
67.2.38. закупки товаров и иных активов по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), когда такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени.
Таким образом, заказчик выбирает поставщика (исполнителя, подрядчика) на свое усмотрение, исходя из своего субъективного мнения, а не исходя из наиболее выгодных предложений участников, в том числе о цене контракта. Такой выбор заказчика приводит к коррупционным рискам.
Это противоречит основным целям Закона о закупках, таким как эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Действия по заключению договоров с единственными поставщиками, в отмеченных выше пунктах Положения заказчика, являются антиконкурентными, приводят к ограничению числа участников, имеющих намерение участвовать в торгах, более того отсутствует экономия денежных средств.
При закупке товаров, работ, услуг Заказчики должны руководствоваться:
1) информационной открытостью закупки;
2) равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевой и экономически эффективным расходованием денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствием ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <_> на действия заказчика - ОАО "Казанская ярмарка" при проведении открытых запросов котировок на предмет: "Оказание услуг печати на пленке самоклеющейся Orajet или эквивалент для ОАО "Казанская ярмарка"" (извещение N31603512438), "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка"" (извещение N31603512303), "Оказание услуг по интерьерной печати для ОАО "Казанская ярмарка" ((извещение N31603512326), обоснованной.
2. Признать заказчика - ОАО "Казанская ярмарка" нарушившим требования пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать заказчику - ОАО "Казанская ярмарка" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о закупках.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 5 мая 2016 г. N ИП-04/6336
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016