Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/2528 (опубликовано 5 мая 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2016
Решение изготовлено в полном объеме 05.05.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов:
Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) В. И. Шкиля (по доверенности),
Индивидуального предпринимателя Кудоярова Андрея Сергеевича (далее - Заявитель) И. М. Ларионова (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 21.04.2016 N 12 (вх. N288/10 от 21.04.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме "Масла моторные М-14В2, М-14 Г2ЦС" (извещение N 31603488325) (далее - Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса предложений. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившихся в отклонении заявки, поданной на участие в Запросе предложений.
Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 220.04.2016 N06/2333, направленное Заявителю, Заказчику, Электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", утвержденным приказом ФГУП "КЖД" от 25.02.2016 N_ВР-68/Н (далее - Положение о закупках). Положением о закупках предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно извещению об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 30.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений;
3) дата и время окончания подачи заявок: 07.04.2016 13:00; дата открытия доступа к поданным заявкам: 07.04.2016; дата рассмотрения заявок, оценки заявок и подведения итогов: 12.04.2016;
4) начальная (максимальная) цена договора - 7 974 050,00 российских рублей;
5) на участие в Запросе предложений поданы 3 заявки, 2 заявки признаны не соответствующими требованиям документации закупки.
1. По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, выразившихся в отклонении заявки, поданной на участие в Запросе предложений.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе предложений N3769 от 14.04.2016 закупочная комиссия Заказчика признала заявку под порядковым N3 (Заявитель) несоответствующей требованиям, установленным Заказчиком в документации Запроса предложений, по причине: "_
Комиссия рассмотрела заявки, поданные на участие в закупке, и приняла решение:
Порядковый номер заявки |
Решение о соответствии или несоответствии заявки на участие требованиям |
Обоснование решения |
_ |
_ |
_ |
3 |
Не соответствует требованиям |
Несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки: - в нарушение Приложения N 5 документации "Техническое задание" в составе заявки предоставлены Декларации соответствия таможенною союза, выданные ООО "Газпромнефть-смачочпыс материалы" на их же продукцию, а не сертификаты (декларации) соответствия (система ГОСТ Р) либо информационное письмо о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации |
_" (цитата из протокола).
В силу пунктов 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Комиссия, изучив "Документацию о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку масел дизельных моторных М-14В2 и М-14 Г2ЦС" (далее - Документация), установила, что в Техническом задании Документации Заказчик указал: "Поставляемый товар должен соответствовать ГОСТ, иным нормативным документам, а также действующему законодательству Российской Федерации _ К заявке должны быть приложены следующие документы: копии сертификатов (деклараций) соответствия на поставляемые товары, подлежащие обязательной сертификации (заверенные печатью претендента и подписью уполномоченного лица) либо информационное письмо Претендента о том, что продукция не подлежит обязательной сертификации (в свободной форме)" (цитата).
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что "в заявке Заявитель указал о соответствии масел дизельных моторных ГОСТ 12337-84 и ГОСТ 1510-84. Вместе с тем, Заказчиком в Документации не указано о необходимости предоставления, именно, сертификата ГОСТ Р, а Декларацию Соответствия Таможенного союза запрещено" (цитата).
Таким образом, Заказчик установил вышеуказанные требования в разрез действующему законодательству Российской Федерации, т.к. закупаемая продукция не подлежит обязательной сертификации и, следовательно, участнику Запроса предложений не следует подтверждать данный факт.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 3, пункты 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в связи с чем доводы Заявителя нашли свое подтверждение.
2. На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что по результатам проведенного Запроса предложений Заказчик 21.04.2016 заключил договор N59102157783160000140000 с победителем - ООО "Центр смазок", с ценой договора - 7 479 000,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения указанных целей, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках, участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии, в том при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом
В силу частей 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия антимонопольным органом жалобы к рассмотрению, организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования является ничтожным.
Следовательно, установление Заказчиком в Документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики при осуществлении закупок руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также положением о закупках, регламентирующим правила закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно вышеуказанным положениям действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг разрабатываемое положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд заказчиков не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Положение о закупках должно соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации, их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган, в процедуре, установленной статьей 181 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия, изучив Положение о закупках, установила, что Заказчик в Положении о закупках установил:
"п. 5.6.8. Заключение договора по итогам процедуры закупки осуществляется в сроки и в порядке, указанные в документации, но не позднее 20-ти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в процедуре закупки.
5.6.9. Сроки заключения договора и порядок его заключения не должны противоречить требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации" (цитата).
Вместе с тем, в Документации Заказчик установил срок заключения договора после определения победителя: "Не позднее 10 (десяти) дней, после публикации протокола подведения итогов запроса предложений" (цитата), что лишает участника Запроса предложений права обжаловать в антимонопольный орган действия Заказчика либо Комиссии по закупке Заказчика в законодательно установленный десятидневный срок.
Учитывая изложенное, исходя из положений статей 2, 3 Закона о закупках и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не предусмотревшего в Положении о закупках десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, Комиссии по закупке Заказчика, а также по установлению в Документации срока заключения договора, содержащего сокращение законодательно установленного десятидневного срока на обжалование участником в антимонопольный орган действий Заказчика, Комиссии по закупке Заказчика, являются нарушением требований части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями) Комиссия решила:
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Признать Заказчика нарушившим требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3, пунктов 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
Передать материалы дела N06/650-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 22.04.2016 N 06/2333.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание
по делу N06/650-16
об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
28.04.2016 |
г. Симферополь |
Резолютивная часть предписания объявлена 28.04.2016
Предписание изготовлено в полном объеме 05.05.2016
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 28.04.2016 по делу N06/650-16 по итогам рассмотрения жалобы Индивидуального предпринимателя Кудоярова Андрея Сергеевича от 21.04.2016 N 12 (вх. N288/10 от 21.04.2016) на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме "Масла моторные М-14В2, М-14 Г2ЦС" (извещение N 31603488325) в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику привести срок заключения договора по результатам проведенных процедур закупок, определенный Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога", утвержденным приказом ФГУП "КЖД" от 25.02.2016 N_ВР-68/Н, в соответствие с положениями Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. Заказчику исполнить настоящее предписание и в срок до 31.05.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
3. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 22.04.2016 N 06/2333.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/2528 (опубликовано 5 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016