Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 27 апреля 2016 г. N 119-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель Председателя комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Азарова Е.И. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителя МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад N 196" (далее - Организатор торгов, Заказчик) А.Н.В. (доверенность.), в присутствии представителя ООО "ГЕРМЕС" (далее -Заявитель) С. Д.А. (доверенность.), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку молока и молочной продукции (извещение N31603533025 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ООО "Гермес" на действия МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад N 196" при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку молока и молочной продукции (извещение N31603533025 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Информация о рассмотрении жалобы размещена на официальном сайте Краснодарского УФАС России www.krasnodar.fas.gov.ru.
Рассмотрение жалобы состоялось 27.04.2016 в 11-00 по адресу: г. Краснодар, ул. Коммунаров, 235, ком.1
Заявитель оспаривает закупочную документацию, указывает, что заказчиком установлены противоречивые требования к поставляемому товару, что ограничивает круг участников закупки и делает невозможным подачу заявок на участие в закупке, в связи с чем, просит признать незаконными действия Организатора торгов и выдать предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Краснодарского УФАС России, изучив представленные материалы, выслушав доводы сторон, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
Извещением N31603533025 опубликованным на сайте www.zakupki.gov.ru, Заказчиком объявлен запрос котировок на право заключения договора на поставку молока и молочной продукции.
Срок подачи заявок по запросу котировок с 08.04.2016 по 19.04.2016, срок подачи заявок установлен согласно Положению о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад N 196". Срок предоставления разъяснений по документации и извещению с 08.04.2016 15.09 по 14.04.2016 23:59 (время московское), установлен согласно Положению о закупках товаров, работ и услуг для нужд МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад N196". В установленные документацией сроки запросы на разъяснения не поступали.
Требования, установленные Заказчиком в техническом задании запроса котировок, предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок и не создают преимущественных условий участия в закупке какому-либо конкретному участнику закупки, о чем косвенно свидетельствует факт подачи 3-х котировочных заявок, отраженный в протоколе по оценке заявок 18.04.2016 г. Участники запроса котировок (3 Участника) подали по одной заявке, подписав её электронной цифровой подписью, тем самым подтвердив своё намерение участвовать в запросе котировок, и согласились с требованиями и условиями закупочной документации и технического задания.
От Заявителя запросы на разъяснения относительно формирования НМЦ или относительно разъяснений по техническому заданию в период размещения извещения, не поступали. Претензии о нарушении его прав им не высказывались и не поступали в адрес МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад N 196". Таким образом, можно сделать вывод, что заявителем были приняты как приемлемые условия подачи заявки, порядок заполнения документации, информация, содержащаяся в техническом задании, условия проведения закупки и вносимые в закупку изменения, если таковые имелись. Заявитель не подавал заявку на участие, а также не направил запрос на разъяснения Организатору закупки.
В документации о запросе котировок указан остаточный срок годности - не менее 70%, поскольку срок годности поставляемого товара должен обеспечивать его реализацию после приемки. Из пояснений Заказчика следует, что, к примеру, сыр и масло сливочное в заявке заказывается поставщику не на один день, а на несколько дней. Если вышеуказанные продукты будут поставлены в последний день срока годности, в следующие дни не будет возможным дать детям поставленные продукты, т.к. они будут уже просрочены. А это грозит массовым отравлением детей. МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад N196" не нарушает Федеральный закон 223-ФЗ от 18.07.2011 г., т.к. в законе 223-ФЗ нет правила описания объекта закупки, нет запрета на указание остаточного срока годности в процентном соотношении. Заявитель ссылается на Письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 NОГ-Д28-11718. Но письмо Минэкономразвития России от 04.09.2015 NОГ-Д28-11718 не является правовым нормативным документом, оно основано на ФЗ-44, а не 223-ФЗ и в самом письме сказано, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Молочные продукты, сделанные по ГОСТу, имеют одинаковый срок годности независимо от товарного знака, что ставит поставщиков в равные условия. Таким образом, требования поставлять продукцию с остаточным сроком годности не ограничивает количество участников запроса котировок.
В техническом задании позиция "Бифидок 2,5%, фасовка не менее 500г" полностью соответствуют характеристикам, указанным в ГОСТ Р 52687-2006 "Продукты кисломолочные, обогащенные бифидобактериями бифидум". В ГОСТ Р 52687-2006 есть характеристики бифидока: кефир, обогащенный бифидобактериями, и детский кефир, обогащенный бифидобактериями: Кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей, обогащенный бифидобактериями Bifidobacterium bifidum. По определению Бифидо?к - кисломолочный продукт, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путём кисломолочного брожения с применением кефирных "грибков" (симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей) и с добавлением бифидобактерий. Документ, по которому работают все ДОУ - СанПиН 2.4.1.3049-13 прил.11 содержит слово "Бифидок", но там нет кефира, обогащенного бифидобактериями. Как пояснил представитель Организатора торгов, на пачке бифидока, поставкой которого занимается ООО "Гермес", указано: "Бифидок. Кефир, обогащенный бифидобактериями 2,5% ОАО Маслосырзавод "Славянский"" ГОСТ Р 52687-2006".
На всех молочных продуктах общепринято производителями ставить % жирности, но не всегда писать на этикетке слова "жирность" или "м.д.ж.". Подобным образом была указана жирность продуктов в техническом задании. Заказчик признает допущение ошибки при описании жирности продукта в техническом задании, при этом считает общепринятым классификацию молочных продуктов по массовой доле жирности, а не по кислотности, плотности, массовой доли белка. С этими параметрами и условиями согласились все участники запроса котировок, не выявив нарушений в описании продукции в техническом задании со стороны Заказчика. В любом случае приёмка товара будет вестись в соответствии с указанными ГОСТами.
Заявитель в жалобе указывает, что документация Заказчика содержит противоречивую информацию, которая сделала невозможным подать свою заявку на запрос котировок, проводимый МАДОУ МО г.Краснодар "Детский сад N 196". Однако, из представленных Заказчиком на заседание комиссии Краснодарского УФАС России по делу N 119-Т/2016 документов, подобная противоречивая информация, не помешала в марте 2016 г. Заявителю подать 14 (четырнадцать) заявок на 14 (четырнадцать) запросов котировок ряда автономных МАДОУ, и в некоторых из них стать победителем. Во всех вышеуказанных запросах котировок в документации прописан остаточный срок годности в процентах (от 80% до 95%), тем не менее, Заявитель не посчитал это ограничением конкуренции и принял участие 14 раз в запросах котировок.
Законом о защите конкуренции определены основания, по которым могут быть обжалованы действия заказчика при проведении закупок в антимонопольные органы, при этом основания Заявителя данным критериям не отвечают, так как согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате не соблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновение у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен в ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ. Такое ограничение субъектного состава предполагает также наличие у подателя жалобы действительного (а не мнимого) интереса и законных прав, подлежащих публичной (государственной) защите в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Таким образом, установлено, что действия Организатора торгов не содержат нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов и порядка подачи заявок на участие в торгах.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Гермес" на действия МАДОУ МО г. Краснодар "Детский сад N 196" при организации и проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку молока и молочной продукции (извещение N31603533025 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Крамаренко
Члены Комиссии: Н.В. Левит
С.Г. Еременко
Е.И. Азарова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2016 г. N 119-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016