Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 4 мая 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии -, руководитель управления;
члены Комиссии:
<_> начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
рассмотрев дело N 4-05/54 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении индивидуального предпринимателя <_> по факту распространения рекламы продажи товаров дистанционным способом, в присутствии ИП <_>, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России 25.03.2016 г. в пешеходной зоне напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36, отслежена наружная реклама (сити - формат) следующего содержания: "ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. "Нк Плаза" 2 этаж".
Рекламная информация направлена на привлечение внимания потребителя, к приобретению очков и контактных линз дистанционным способом.
Определение дистанционного способа продажи товара содержится в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г., продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 20 названных правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная выше реклама предлагает покупателю товары, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Однако в нарушение указанных требований реклама о доставке линз не содержит указанных сведений.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований статьи 8 названного закона несет рекламодатель.
Рекламодателем, определившим объект рекламирования и содержание рекламы, является индивидуальный предприниматель <_>
Кроме того, на основании договора аренды рекламных конструкций от 15 марта 2016 г. N 76/16, заключенного между ООО "Элит" и ИП <_>, последняя взяла во временное пользование поверхность рекламной конструкции по адресу: г.Хабаровск, ул. М,-Амурского, 36, следовательно, является одновременно и рекламораспространителем.
В ходе рассмотрения дела ИП <_> с выявленными нарушениями не согласилась, пояснив, что реклама направлена не на привлечение внимания потребителей к продаже линз дистанционным способом, а к сайту "ANTIOPTIKA.RU.", через который можно заказать линзы с доставкой. Кроме того, в рекламе указано местонахождение магазина ("Нк Плаза" 2 этаж"), где можно оформить заявку на линзы с последующей их доставкой на дом.
Приведенные аргументы Комиссией отклонены, поскольку сайт "ANTIOPTIKA.RU." - это офтальмологический интернет-магазин.
Деятельность интернет-магазинов в РФ является дистанционным способом продажи товаров и регламентируется наряду с Гражданским кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом", Законом "О защите прав потребителей" - Федеральным законом "О рекламе", в соответствии с которым на продавца возложена обязанность по предоставлению реквизитов, позволяющих его идентифицировать.
Данное требование направлено на защиту интересов потребителей, которые не могут оценить качество и особенности товара до момента его покупки.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей наружную рекламу "ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. "Нк Плаза" 2 этаж", распространенную ИП <_>напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП <_> предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
04 мая 2016 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - <_> руководитель управления;
члены Комиссии:
<_> начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
<_> главный специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;
на основании своего решения от 04 мая 2016 г. по делу N 4-05/53 о признании ненадлежащей рекламы "ANTIOPTIKA.RU. Очки мировых брендов. Контактные линзы. Бесплатная доставка. 208-000. "Нк Плаза" 2 этаж", распространенной индивидуальным предпринимателем <_>напротив здания по ул. Муравьева-Амурского, 36, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю <_>в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить размещение любым способом, при помощи любых средств рекламы товаров при дистанционном способе их продажи без указания сведений о продавце, а именно: фамилии, имени отчества, основном государственном номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Индивидуальному предпринимателю <_>представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 20 мая 2016 г.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить шраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 4 мая 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016