Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-02/09-2016 (опубликовано 29 апреля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 27 апреля 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев дело N 03-02/09-2016, возбужденное в отношении ООО "ШЕФ-МАСТЕР" (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161) и ООО "БИР" (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29) по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон) по факту распространения в социальной сети "ВКонтакте" по адресам https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika рекламы алкогольной продукции, в присутствии директора ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" - Захарова В.С. (выписка из ЕГРЮЛ), в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя и представителей Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и ООО "В Контакте", установила:
В Карельское УФАС России с письмом Управления Роспотребнадзора по РК от 03 февраля 2016 года N02-03/649 (вх. от 04 февраля 2016 года N 433) поступила жалоба физического лица по факту размещения рекламы алкогольной продукции (пиво) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице в социальной сети "В Контакте" по адресу https://vk.com/klassikasushi.
Как указывает заявитель, алкогольная продукция, реализуемая предприятием общественного питания кафе "Шеф-мастер" (расположено по адресу: г. Петрозаводск, Лососинское шоссе, 26, ТЦ "Столица" вход со двора), активно рекламируется в социальной сети "Вконтакте".
По результатам рассмотрения заявления определением от 04 апреля 2016 года "О возбуждении дела N03-02/09-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" было возбуждено настоящее дело и назначено к рассмотрению на 15 час. 00 мин. 26 апреля 2016 года.
На заседании комиссии представитель ответчиков признал факт нарушения ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Понятие Интернета в законодательстве Российской Федерации не содержится, однако в литературе под Интернетом понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола IP и маршрутизации IP-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках. В практике использования сети Интернет выделяют Рунет, как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.
Поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, то с компьютера пользователя, расположенного на территории Российской Федерации, возможно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира.
Вместе с тем учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории Российской Федерации", следует полагать, что для целей применения ФЗ "О рекламе" к сфере полномочий антимонопольного органа по надзору за соблюдением законодательства о рекламе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" относится реклама, размещенная на Интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах.SU,.RU и.РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в России.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
При рассмотрении заявления Карельским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страницы по адресу: https://vk.com/klassikasushi, указанному в заявлении, а также сопутствующей ей интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika, переход на которую осуществлен через администратора сайта Виталия Захарова (скриншоты страниц приложены к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления).
Из материалов дела следует, что торговую деятельность по указанным на интернет-страницах адресам: РФ, Петрозаводск, Лососинское шоссе, д.26 ТЦ "Столица" (вход со двора) осуществляет ООО "БИР"; РФ, Петрозаводск г., Первомайский пр., д.6а - ООО "ШЕФ-МАСТЕР".
Размещение информации в сети Интернет на страницах в социальной сети "В Контакте" по адресу https://vk.com/klassikasushi осуществляет Захаров Виталий Сергеевич (директор ООО "БИР" и ООО "ШЕФ-МАСТЕР").
Из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц, полученным с сайта в сети интернет ФНС России установлены следующие данные:
ООО "ШЕФ-МАСТЕР" (ОГРН 1131001010832, ИНН/КПП 1001273740/100101001, юридический адрес: 185014, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Древлянка, 21-161) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30);
ООО "БИР" (ОГРН 1151001008212, ИНН/КПП 1001298494/100101001, юридический адрес: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Балтийская, 69-29) - деятельность ресторанов и кафе (код 55.30).
В ходе анализа содержания интернет - страниц по адресу: https://vk.com/sushiklassika, зафиксировано размещение следующей информации: "(отсылка) "ШЕФ-МАСТЕР" доставка 24 ч. Пицца, Бургеры, Шаверма; 23 янв 2016 в 21:10; Более 20 сортов 24 часа!!! У нас и с собой!!! ??????Древлянка ТЦ "Столица" (вход со двора) ? 636-639", с изображением рук человека, держащих четыре пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом.
Размещенная на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika информация содержит все правовые признаки рекламы:
- распространена посредством размещения её в сети "Интернет";
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: кафе "Шеф-мастер", формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, а также призвана сформировать у потребителей рекламы представление о том, что в случае возникновения у них потребности в приобретении алкогольных напитков, приобрести их возможно именно в кафе "Шеф-мастер", а также воспользоваться услугой доставки на дом.
Согласно статье 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
При проведении анализа содержания интернет-страниц по адресам: https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika отслежена информация, распространяемая на данных страницах, в которых представлен широкий ассортимент товаров, предлагаемых к продаже (к материалам, собранным в ходе рассмотрения заявления приложены скриншоты страниц). Установлено, что на интернет-страницах размещена публичная оферта реализуемых ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" товаров (продукты питания, напитки, пиво) указана их стоимость; покупатель оформляет заказ необходимых ему товаров, по указанному телефону, сообщая свои контактные данные (адрес, телефон), после чего подтверждает заказ. Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, ознакомление с товаром происходит посредством изучения фотоснимков на интернет-страницах, установлено, что способ продажи товаров ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" посредством интернета - страниц является дистанционным.
Таким образом, объектом рекламирования в рекламе, размещенной на вышеуказанных страницах, являются товары при дистанционном способе их продажи. В свою очередь в данной рекламе отсутствуют сведения о продавце указанных товаров (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица), что говорит о признаках нарушения статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Пунктом 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе" определено, что в рекламе не допускается, в том числе демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
В соответствии с письмом ФАС России от 09 августа 2006 года NАК/13075, под демонстрацией процесса потребления пива следует понимать совершение таких действий, которые непосредственно направлены на фактическое употребление пива, при этом это может быть выражено как одним действием, так и цепью логически следующих действий, направленных на фактическое потребление пива.
В данном случае усматривается, что процесс потребления алкогольной продукции демонстрируется посредством наличия в рассматриваемой рекламе, изображения рук, держащих кружку с пенным напитком, ассоциирующейся с алкогольной продукцией.
Следовательно, рассматриваемая реклама на интернет-странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika размещена в нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В силу части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В нарушение части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" указанная реклама алкогольной продукции не сопровождается предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В нарушение указанной нормы реклама алкогольной продукции размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на странице в социальной сети "ВКонтакте" по адресу: https://vk.com/sushiklassika.
Исходя из пункта 5 и пункта 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "БИР" и ООО "ШЕФ-МАСТЕР".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР", размещенную на интернет - странице по адресу: https://vk.com/sushiklassika, следующего содержания: "(отсылка) "ШЕФ-МАСТЕР" доставка 24 ч. Пицца, Бургеры, Шаверма; 23 янв 2016 в 21:10; Более 20 сортов 24 часа!!! У нас и с собой!!! ??????Древлянка ТЦ "Столица" (вход со двора) ? 636-639", с изображением рук человека, держащих четыре пивные кружки с наполненным до краев пенным напитком, очевидно ассоциирующимся с пивом", а также информацию о продаже товаров (продукты питания, напитки, пиво), распространяемых дистанционным способом, поскольку в них нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
2. ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
27 апреля 2016 года г. Петрозаводск
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_> |
|
|
|
|
|
на основании решения от 27 апреля 2016 по делу N03-02/09-2016 о признании рекламы алкогольной продукции ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР", распространенной в социальной сети "Вконтакте" по адресам https://vk.com/klassikasushi и https://vk.com/sushiklassika, ненадлежащей, нарушившей требования пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), предписывает:
ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, требований пункта 3 части 5 статьи 5, статьи 8, пункта 8 части 2 и части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе", путем устранения с интернет - страницы по адресу: https://vk.com/sushiklassika рекламы алкогольной продукции, признанной по решению комиссии Карельского УФАС России ненадлежащей, а также прекратить дистанционный способ продажи реализуемых ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" товаров с нарушением статьи 8 ФЗ "О рекламе".
ООО "ШЕФ-МАСТЕР" и ООО "БИР" в течение 5 дней со дня получения данного предписания предоставить в Карельское УФАС России документы, свидетельствующие об исполнении пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок Предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе в силу пункта 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет за собой административную ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-02/09-2016 (опубликовано 29 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016