Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 28 апреля 2016 г. N 04-18/110-2016
Резолютивная часть решения объявлена "28" апреля 2016 года
Решение в полном объеме изготовлено "28" апреля 2016 года
Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Карельского УФАС России) в составе:
<_>
в отсутствие представителей:
- заказчика КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
- заявителя ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (уведомлено надлежащим образом, явку представителя не обеспечило);
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель, Общества) на действия государственного заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение N 0306200006416000010) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация утверждена Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно:
1. Проект контракта содержит условие: если по каким - либо причинам обеспечение исполнение контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком обязательств по Контракту (в том числе в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию), Подрядчик обязуется предоставить Заказчику новое обеспечение исполнение Контракта в течении 10 (десяти) дней.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено право Заказчика требовать замены банковской гарантии на иную форму обеспечения исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка.
2. В проекте Контракта указано, что Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20% от цены Контракта. Данное требование по мнению Заявителя противоречит части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, ООО "СТРОЙИНВЕСТ" просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
В Карельское УФАС России Заказчиком письмом от 19.04.2016 г. N 476 направлены пояснения по доводам, изложенным в жалобе Заявителя, согласно которым жалоба является необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее:
Конкурсная документация утверждена приказом КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия" и размещена на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru. Номер извещения: 0306200006416000010.
Краткое наименование конкурса: выполнение работ по строительству объектов инженерно-технического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы, Сегежского района Республики Карелия.
Способ осуществления закупки: открытый конкурс.
Заказчик: КУ РК "Управление капитального строительства Республики Карелия".
Начальная (максимальная) цена контракта: 259 328 738,01 рублей.
Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе: 185028, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4 каб. 11, 27.04.2016 11:00 (по московскому времени).
Изучив представленные материалы, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам:
Комиссия Карельского УФАС России считает доводы Заявителя, указанные в жалобе необоснованными по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено что основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения.
Согласно части 3 данной статьи одним из способов обеспечения является банковская гарантия. Ее выдача относится к банковским операциям, которые осуществляются только на основании лицензии на ведение банковской деятельности (ст. ст. 5 и 13 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").
Таким образом, на момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию.
В Законе о контрактной системе не определены последствия возникновения обстоятельств, которые ведут или могут привести к невозможности исполнения банком обязательств по выданной им гарантии (в том числе при отзыве лицензии на осуществление банковских операций). Следовательно, по общему правилу в данной ситуации у поставщика отсутствует обязанность представлять Заказчику новое обеспечение исполнения контракта.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Минэкономразвития России, данным в письме от 26.01.2015 N Д28и-128 указано что согласно пункту 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе. Частями 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность одностороннего расторжения контракта в случае непредставления поставщиком иного обязательства исполнения контракта в связи с отзывом у банковской организации лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, возложение на Подрядчика обязанности по предоставлению Заказчику нового обеспечения исполнения контракта не противоречит законодательству Российской Федерации, а в частности статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом неисполнение Подрядчиком обязательства о предоставлении иного обеспечения контракта в случае отзыва лицензии у гаранта (банка) не является основанием для одностороннего расторжения контракта.
2. В соответствие с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствие с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пунктам 6.26 и 11.6 проекта Контракта Заказчиком установлено, что Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 20 % от цены Контракта.
Таким образом, Заказчик установил конкретный размер обязательства по привлечению Подрядчиком субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Руководствуясь частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик в пункте 18.3 проекта Контракта установил следующее требование, что в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени).
Кроме того, в пункте 18.10 проекта Контракта Заказчик указал требование о том, что Подрядчик несет гражданско-правовую ответственность за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, установленного пунктом 11.6 Контракта.
Комиссия Карельского УФАС России отмечает, что от участников закупки запросов о разъяснении положений конкурсной документации не поступало.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд решила:
Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика - КУ РК "Управление капитального строительства" при осуществлении закупки в форме открытого конкурса на выполнение работ по строительству объектов инженерно-технологического обеспечения Промышленного парка в пгт Надвоицы Сегежского района Республики Карелия (извещение N 0306200006416000010) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 28 апреля 2016 г. N 04-18/110-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016