Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 1 апреля 2016 г. N 1-00-573/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования (реестровый N 31603392806) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в установлении сроков заключения договора, несопоставимых с реализацией условий договора, а также в отсутствии в Аукционной документации ограничения в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБУЗ "ГКБ им. С.С. Юдина ДЗМ" (далее - Положение о закупках).
04.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона от 04.03.2016 дата окончания подачи заявок - 24.03.2016, дата рассмотрения заявок - 25.03.2016, дата подведения Аукциона - 29.03.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 25.03.2016 N б/н следует, что всего на участие в Аукционе было подано 3 (три) заявки, 2 (две) из которых допущены к дальнейшему частию в Аукционе.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразились в следующем:
в установлении в Аукционной документации даты подведения итогов Аукциона, несопоставимой с датой начала оказания услуг;
в неуказании в Аукционной документации ограничения в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик, в нарушение требований пункта 34.3 Положения о закупках установил в Аукционной документации условия, понуждающие участника, признанного победителем по итогам Аукциона, исполнять условия договора до момента его заключения.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктов 34.3 Положения о закупках договор должен быть заключен Заказчиком не ранее десяти дней со дня размещения на Официальном сайте протокола подведения итогов Аукциона и не позднее двадцати дней со дня подписания указанного протокола. При непредставлении Заказчику участником закупки в срок, предусмотренный Аукционной документацией, подписанного договора, а также обеспечения исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, такой участник закупки признается уклонившимся от заключения договора.
Пунктом 3.8 Информационной карты Аукционной документации также прописана норма, аналогичная пункту 34.3 Положения о закупках.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата рассмотрения вторых частей заявок - 30.03.2016.
Протокол подведения итогов Аукциона от 30.03.2016 N б/н размещен на Официальном сайте 31.03.2016.
Исходя из вышеизложенного, договор по итогам Аукциона должен быть заключен с победителем Аукциона не ранее 10.04.2016 и не позднее 20.04.2016.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8 Технического задания Аукционной документации срок оказания услуг: с 01.04.2016 по 11.05.2016.
При этом, из пункта 1.2 Информационной карты Аукционной документации следует, что предметом Аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В пункте 1.3 Положения о закупках указаны нормы, аналогичные части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пунктам 4, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, а также место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Учитывая изложенное, Заказчиком в Аукционной документации установлены сроки подведения итогов и начала оказания услуг, несопоставимые с требованиями, установленными в Положении о закупках, так как договор по итогам Аукциона должен быть заключен с победителем Аукциона после начала срока оказания таких услуг (выполнения работ).
В указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.3 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части довода относительно установления в Аукционной документации даты подведения итогов Аукциона, несопоставимой с датой начала оказания услуг.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что пунктом 3.2 Информационно карты Аукционной документации установлено, что участник подает заявку на участие в Аукционе, включающую в себя, в том числе согласие участника Аукциона на поставку товара.
Также, Приложением N 2 к Аукционной документации установлены образцы форм и документов для заполнения участниками закупки.
Так, в составе вышеуказанных образцов форм и документов установлена "Рекомендуемая форма согласия участника размещения закупки на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг", в которой прописано следующее:
"настоящим организация/физическое лицо, сведения о которой(ом) указаны во второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме, выражает согласие на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), соответствующих требованиям документации об аукционе в электронной форме., на условиях, предусмотренных указанной документаций об аукционе в электронной форме".
В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствущих отношений.
Учитывая системное толкование вышеуказанных положений можно сделать вывод о том, что при наличии письменного согласия исполнителя (лица, с которым заключается договор по итогам процедуры закупки) о выполнении указанных работ (оказании услуг) в сроки, установленные Заказчиком в Аукционной документации, выполнение таких работ (оказание услуг) может осуществляться до заключения договора с таким лицом.
В ходе заседания Комиссия изучила заявки участников Аукциона и установила, что участники Аукциона представили в составе своих заявок на участие в Аукционе сведения о том, что они выражают согласие на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), соответствующих требованиям Аукционной документации, на условиях, предусмотренных Аукционной документацией.
Вместе с тем, из протокола следует, что победителем по итогам Аукциона признано ООО "Раструб плюс".
Исходя из вышеизложенного, ООО "Раструб плюс" вправе исполнить условия заключаемого договора с момента признания его победителем по итогам Аукциона и размещения данного протокола на Официальном сайте.
Таким образом, Комиссия установила, что выявленные со стороны Заказчика нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Из текста жалобы Заявителя следует, что Заказчик, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства N 1457), не указал в Аукционной документации ограничение в отношении организаций, указанных в Постановлении Правительства N 1457.
В Постановлении Правительства N 1457 установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещенных с 01.01.2016 (далее - Перечень):
1. строительство зданий, строительство инженерных сооружений и работы строительные специализированные, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
2. деятельность в области архитектуры и инженерно-технического проектирования; технических испытаний, исследований и анализа, код ОКВЭД 71 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
3. деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, код ОКВЭД 79 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
4. деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, код ОКВЭД 55.1 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
5. выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
6. обработка древесины
Пунктом 1.2 Информационной карты Аукционной документации установлено, что предметом Аукциона является оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования (код ОКВЭД 81).
Исходя из вышеизложенного, предмет данного Аукциона не подпадает под требования, установленные в Постановлении Правительства N 1457.
Вместе с тем, Заявитель в тексте своей жалобы ссылается на то, что данное ограничение установлено на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации.
При этом, пунктом 5 Перечня установлено такое ограничение.
Однако, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Российской Федерации относится к закупкам, проводимым в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственны и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Вместе с тем, данный Аукцион проводится в рамках положений Закона о закупках.
Исходя из вышеизложенного, в действиях Заказчика, выраженных в неуказании в Аукционной документации положений об установлении ограничении в отношении организаций, указанных в Постановлении Правительства N 1457, не усматривается нарушение действующего законодательства.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной в части довода относительно неуказания в Аукционной документации ограничения в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части довода относительно установления в Аукционной документации даты подведения итогов Аукциона, несопоставимой с датой начала оказания услуг. В остальной части жалобу признать необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.3 Положения о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 апреля 2016 г. N 1-00-573/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016