Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 15 апреля 2016 г. N 1-00-647/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Научно - производственное предприятие "ФОЛТЕР" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МОСЭНЕРГО" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку фильтров коагуляторов и фильтров грубой очистки для КВОУ ПГУ (реестровый N 31603459357) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в установлении ограниченного перечня независимых экспертных организаций, в установлении требования о предоставлении документов в составе заявки на участие в Закупке, которые должны подтверждать готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием, в установлении требования к составу заявки на участие в Закупки о предоставлении копий деклараций Таможенного союза, а также в установлении необоснованных и избыточных требований к техническим характеристикам поставляемого товара.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО "МОСЭНЕРГО" (далее - Положение о закупках).
23.03.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 23.03.2016 дата окончания подачи заявок - 11.04.2016, дата рассмотрения заявок - 06.05.2016, дата подведения итогов Закупки - 06.05.2016.
Из протокола вскрытия заявок в торговой процедуре "Запрос предложений
N 84971-1" от 11.04.2016 N 1141/16 следует, что на участие в Закупке было подано 3 заявки.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, нарушения со стороны Заказчика про проведении Закупки выразились в следующем:
в установлении ограниченного перечня независимых экспертных организаций в который не была включена Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей";
в установлении в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении документов, выданных непосредственного изготовителем продукции, удостоверяющих дилерские полномочия участника, или письмо, подтверждающее готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации в случае победы участника в данной процедуре;
в установлении в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования к участникам Закупки о представлении копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России;
в установлении в Закупочной документации необоснованных и избыточных требований, а именно:
требование о спаивании швов карманов (пункты 1, 2, 4, 7, 13 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации);
требование о необходимости поставить товар с пластмассовой рамкой фильтра (пункты 8, 9 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации);
требование о поставки товара с пластмассовой рамкой фильтра грубой очистки (короб) (пункт 13 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации.
В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей" не является независимой, так как входит в состав ООО "НПП "Фолтер".
Вместе с тем, Заказчиком требование о предоставлении документов, выданных непосредственно изготовителем фильтров или письмо, подтверждающее готовность изготовителя оборудования осуществлять поставки в соответствии с Техническом заданием установлено с целью пресечения поставки продукции, не соответствущей требованиям Закупочной документации.
Кроме того, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Закупке копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России установлено Заказчиком в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) и требованиями Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". При этом, поставляемая продукция является серийно выпускаемой, предоставление сертификатов соответствия либо деклараций соответствия возможно в любой момент после выдачи данного документа органом по сертификации.
Вместе с тем, Заказчик пояснил, что остальные доводы жалобы Заявителя, гласящие о том, что Заказчик необоснованно выбрал те или иные характеристики поставляемого товара, необоснованны в силу того, что указанные в Техническом задании Закупочной документации параметры и характеристики товара являются потребностью Заказчика и не приводят к ограничению круга лиц, способных подать заявку на участие в Закупке.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно представил закрытый перечень независимых экспертных организаций, так как в данном перечне отсутствуют иные независимые экспертные организации, среди которых единственная в Российской Федерации Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей".
В соответствии с пунктом 4.2.1 Технического задания Закупочной документации протоколы в составе заявки участник должен представить протоколы испытаний предлагаемых фильтров (для фильтров класса очистки G4 с номинальным расходом воздуха 3400 м3/ч (0,944 м3/с) согласно стандарту EN 779:2012, подтверждающие класс фильтра (класс очистки воздуха) и технические параметры фильтра, заявленные изготовителем (в том числе, но не ограничиваясь перечисленными: начальный перепад давления, рекомендованный конечный перепад давления), выполненные независимой экспертной организацией (центром):
VTT Technical Research Centre of Finland (Финляндия);
SP Technical Research Institute of Sweden (Швеция);
Iuta (Германия);
Fiatec (Германия);
DMT (Германия);
Whitehouse Scientific (Англия);
ILK Dresden (Германия);
IFTS (Франция);
Cetial Laboratory (Франция).
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия, исходя из пояснений Заказчика, установила, что Заказчиком установлен исчерпывающий перечень известных Заказчику независимых экспертных организацией. Кроме того, Заказчик пояснил, что в случае обнаружения других независимых экспертных организаций (центров), включает в указанный в пункте 4.2.1 Технического задания Закупочной документации перечень.
При этом, Заявитель возразил вышеуказанному доводу, сообщив, что на территории Российской Федерации находится организация Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей", которая выполняет требуемые Заказчиком испытания.
Однако Заявитель в ходе заседания Комиссии не доказал, что Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей" является независимой экспертной организацией (центром), представив в качестве доказательства Аттестат аккредитации испытательной лаборатории N RU.АСК.ИЛ.289, согласно которому Испытательная лаборатория "Воздушных фильтров и пылеулавливателей" в составе ООО "НПП "ФОЛТЕР" соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" из которого не следует, что данная экспертная организация является независимой.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства наличия других независимых экспертных организаций по отношению к перечню, указанному в Техническом задании Закупочной документации.
Исходя из вышеизложенного, Заявителем не представлены доказательства ограничения количества участников Закупки путем установления указанного требования в Техническом задании Закупочной документации.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно установления ограниченного перечня независимых экспертных организаций.
2. В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил требование о предоставлении документов, выданных непосредственного изготовителем продукции, удостоверяющих дилерские полномочия участника, или письмо, подтверждающее готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации в случае победы участника в данной процедуре.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 4.1.3 Технического задания Закупочной документации установлено требование к участнику и составу заявки о представлении документов, выданных непосредственно изготовителем фильтров, удостоверяющие дилерские полномочия участника, или письмо, подтверждающее готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации в случае победы участника в данной процедуре.
Между тем, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование подпункта 4.1.3 Технического задания Закупочной документации о необходимости включения в состав заявки документов, выданных непосредственно изготовителем фильтров, удостоверяющих дилерские полномочия участника, или письма, подтверждающего готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации ставит участников Закупки в зависимость от лиц, изготавливающих и поставляющих соответствующий товар, накладывая на потенциальных участников обязанность по раскрытию перед изготовителем или дилером существенных условий предполагаемого договора.
Включение в состав документации о Закупке ранее названного требования накладывает на потенциальных участников Закупки дополнительные ничем не обоснованные ограничения. Кроме того, наличие в составе заявки письма, подтверждающего готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с требования Технического задания Закупочной документации, а именно изготовить товар с конкретными характеристиками и в конкретных объемах, не может гарантировать Заказчику поставку товара по предполагаемому договору и не имеет под собой правовых последствий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Пунктом 1.1.3 Положения о закупках установлены принципы, аналогичные указанным в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При этом Комиссия сообщает, что устанавливая указанное требование, Заказчик ограничивает возможность участия в Закупке тем лицам, которые реализуют товар на законных основаниях, но не являются изготовителями или официальными дилерами.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
В связи с чем, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1.1.3 Положения о закупках.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении документов, выданных непосредственного изготовителем продукции, удостоверяющих дилерские полномочия участника, или письма, подтверждающего готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации в случае победы участника в данной процедуре.
В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчик необоснованно установил требование в пункте 4.2.4 Технического задания Закупочной документации о необходимости представления в составе заявки на участие в Закупке копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.
Пунктом 4.2.4 Технического задания Закупочной документации установлено требование к участнику и составу заявки на участие в Закупке, а именно: участник Закупки должен представить копии деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия установила, что декларация Таможенного союза, как и Сертификаты ГОСТ Р Госстандарта России, выдается на изготовленный товар.
Подтверждений обратного Заказчиком представлено не было.
При этом, Комиссия сообщает, что на этапе подачи заявок на участие в Закупке у участников может отсутствовать требуемый для поставки товар при условии его соответствия иным требованиям Закупочной документации.
Таким образом, при наличии в Закупочной документации условия о необходимости предоставления в составе заявки документов, указанных в пункте 4.2.4 Технического задания Закупочной документации, принять участие в Закупке сможет только то лицо, которе имеет в наличии товар, требование о поставке которого установлено в Закупочной документации.
Кроме того, согласно статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договорами.
Кроме того, Заказчиком не представлены доказательства объективной необходимости установления данного требования на этапе подачи заявки на участие в Закупке.
Исходя из вышеизложенного, установление требования о предоставлении копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России на этапе подачи заявок на участие в Закупки неправомерно, так как не все потенциальные участники Закупки могут обладать такой деклараций, в силу отсутствия в наличии товара на указанном этапе Закупки.
Таким образом, устанавливая такое требование, Заказчик ограничивает круг потенциальных участников до тех, чей товар уже подготовлен к конкретной поставке.
В связи с чем, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1.1.3 Положения о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования к участникам Закупки о представлении копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.
4. В соответствии с доводами жалобы Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации неправомерно установлены следующие требования к техническим характеристикам товара:
требование о спаивании швов карманов (пункты 1, 2, 4, 7, 13 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации);
требование о необходимости поставить товар с пластмассовой рамкой фильтра (пункты 8, 9 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации);
требование о поставки товара с пластмассовой рамкой фильтра грубой очистки (короб) (пункт 13 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации.
В ходе заседания Заявитель пояснил, что вышеуказанные требования, установленные в Приложении N 1 к Техническому заданию Закупочной документации, необоснованны и избыточны в силу того, что существуют существуют высокотехнологичные и менее вредные для здоровья технологии, которые использует Заявитель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 1.2.9 Положения о закупках запрос предложений представляет собой конкурентную закупки, не являющуюся торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации или публичным конкурсом в соответствии со статьей 1057 - 1061 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, проведения которой регламентируются настоящим Положением о закупках, и по результатам проведения запроса предложений может быть определена лучшая заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений, и заключен договор.
Согласно подпункту 9.3.1 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать, в том числе требования, установленные Заказчиком, к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара, работ, услуг; к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; к результатам работ, услуг; иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика.
Таким образом, Законом о закупках и Положением о закупке Заказчика предусмотрено право установления требований к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), соответствующим потребностям Заказчика.
В Приложении N 1 к Техническому заданию Закупочной документации установлен перечень, технические характеристики и график поставки закупаемого товара.
Пунктами 1, 2, 4, 7, 13 Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочный документации установлены характеристики товара, включающие в себя, в том числе следующее требование ".швы карманов спаяны.".
Вместе с тем во всех пунктах Приложения N 1 к Техническому заданию Закупочной документации, кроме пунктов 8, 9, установлено требование ".рамка фильтра пластмассовая.", а также в пункте 13 установлено требование ".рамка фильтра грубой очистки (короб) пластмассовая.".
Учитывая ранее изложенное, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком предъявлено требование не к участникам Закупки, подавшим заявку на участие, а к продукции, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, соответствующей предъявленным требованиям, не ограничен в правах на заключение договора поставки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить требуемый Заказчиком товар с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Доказательств обратному Заявителем представлено не было.
Учитывая изложенное, установление в Закупочной документации конкретных характеристики требуемого к поставке товара, не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках Заказчика.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком сформулирована потребность в товаре с указанными характеристиками.
При этом, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников Закупки путем установления данных требований к товару.
Кроме того, факт невозможности поставки товара с указанными характеристиками Заявителем не подтвержден. Согласно протоколу вскрытия заявок в торговой процедуре "Запрос предложений N 84971-1" от 11.04.2016 N 1141/16 на участие в Закупке было подано 3 заявки.
Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно установления в Закупочной документации необоснованных и избыточных требований к товару.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении документов, выданных непосредственного изготовителем продукции, удостоверяющих дилерские полномочия участника, или письма, подтверждающего готовность изготовителя оборудования осуществить поставку в соответствии с Техническим заданием Закупочной документации в случае победы участника в данной процедуре, а также в части довода относительно установления в Техническом задании Закупочной документации необоснованного требования к участникам Закупки о представлении копий деклараций Таможенного союза о соответствии предлагаемой продукции ТР ТС с приложением перечня продукции или Сертификатов соответствия с приложениями согласно системе Сертификации ГОСТ Р Госстандарта России. В остальной части жалобу признать необоснованной
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1.1.3 Положения о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 апреля 2016 г. N 1-00-647/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016