Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 10 марта 2016 г. N 4-7.32-236/77-16
Я, ***, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 4-7.32-236/77-16, возбужденного Коптевской межрайонной прокуратурой Северного административного округа города Москвы постановлением от 11.02.2016 в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной биотехнологии" (далее - ФГБНУ ВНИИСБ) *** по факту совершения действий, содержащих признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в присутствии *** по доверенности N *** установил:
В Московское УФАС России поступило дело об административном правонарушении, возбужденное Коптевским межрайонным прокурором
г. Москвы, старшим советником юстиции *** постановлением
от 11.02.2016 в отношении должностного лица - временно исполняющего обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** в связи с правонарушением, выразившимся в нарушении требований части 2 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Согласно постановлению от 11.02.2016, Коптевской межрайонной прокуратурой г. Москвы 05.02.2016 проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в ФГБНУ ВНИИСБ, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 42 (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.09.2015, ОГРН 1037739342123, ИНН 7713095583, КПП 771301001).
На основании размещенного государственного заказа, путем проведения открытого конкурса номер реестровой записи: 1771309558315000040, номер закупки: 0373100074215000020, между ФГБНУ ВНИИСБ и ООО "СТК-ГРАД" заключен государственный контракт N 20 от 09.12.2015 на право выполнения работ на поставку, монтаж и пусконаладочные работы оборудования, по адресу: г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 42.
В ходе проверки установлено следующее.
12.11.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения Государственного контракта поставки, монтажа и пуско-наладки Технологического оборудования по объекту: Строительство блока "Ц" административной части лабораторного корпуса (номер извещения 0373100074215000020) с начальной (максимальной) ценой контракта 151 913 268, 55 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе с целью определения исполнителя и заключения с ним Государственного контракта на поставку, монтаж и пусконаладочные работы Технологического оборудования от 03.12.2015 N 0373100074215000020 принято решение о допуске к участию в конкурсе ООО "СочиСтройМонтаж" и ООО "СТК-ГРАД". Решением конкурсной комиссии победителем открытого конкурса признано ООО "СТК-ГРАД", предложившее лучшие условия исполнения контракта с предложенной ценой государственного контракта в размере 151 750 000, 00 рублей.
Согласно сведениям с официального сайта, протокол оценки и рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 03.12.2015
N 0373100074215000020 размещен заказчиком 03.12.2015.
Согласно части 2 статьи 54 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Таким образом, законодательством о контрактной системе установлен безусловный запрет на заключение государственного контракта ранее чем по истечении десятидневного срока с даты составления протокола оценки и рассмотрения заявок.
Вместе с тем, по итогам проведенного открытого конкурса между ФГБНУ ВНИИСБ в лице временно исполняющего обязанности директора *** и ООО "СТК-ГРАД" 09.12.2015 заключен государственный контракт N 20 на поставку, монтаж и пусконаладочные работы Технологического оборудования на сумму 151 750 000, 00 рублей. То есть контракт заключен на 6-ой день после размещения на официальном сайте протокола от 03.12.2015
N0373100074215000020.
Таким образом, ФГБНУ ВНИИСБ по итогам открытого конкурса (реестровый номер 1771309558315000040) допущено нарушение срока заключения государственного контракта, предусмотренного частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Таким образом, заказчиком в лице временно исполняющего обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ нарушен срок заключения контракта.
Частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков заключения контракта в виде административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Согласно приказу Федального агентства научных организаций (ФАНО РОССИИ) N 812 П/О от 23.09.2015 временно исполняющим обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ назначен ***.
На основании п. 31, 31.1, 31.3 Устава ФГБНУ ВНИИСБ именно директор руководит деятельностью ФГБНУ ВНИИСБ, распоряжается имуществом и заключает договоры.
Таким образом, ***, заключив государственный контракт с нарушением сроков, предусмотренных частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, совершил административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
В ходе производства по делу представителем (защитником) *** были представлены объяснения, согласно которым *** при заключении вышеупомянутого контракта действовал невиновно, поскольку был введен в заблуждение подчиненными относительно возможности подписания контракта. Также были представлены материалы проведенного по этому поводу внутреннего служебного расследования.
Оценив соответствующие объяснения защитника ***, должностное лицо административного органа признает их несостоятельными. Приведенные выше положения Закона о контрактной системе, как ранее указано, содержат безусловный запрет на заключение контракта ранее истечения установленного срока с момента опубликования результатов оценки заявок участников конкурентной процедуры. При таких обстоятельствах обязанность воздержаться от несвоевременного (преждевременного) заключения контракта возложена исключительно на лицо, в чьи полномочия входит подписание контракта. В свою очередь, чье-либо утверждение о возможности досрочного подписания контракта не может служить объективным противовесом законодательному запрету и исключать возможность наступления ответственности за соответствующее нарушение.
Кроме того, должностное лицо административного органа отмечает, что представленные материалы объяснений сотрудников ФГБНУ ВНИИСБ, полученные в ходе проведения служебного расследования, не содержат прямого указания на совершение *** действий, направленных на прояснение вопроса о возможности досрочного заключения государственного контракта.
При таких обстоятельствах в контексте оценки виновности *** в совершении вменяемого ему правонарушения должностное лицо административного органа приходит к выводу о том, что досрочное подписание *** спорного государственного контракта обусловлено ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей. При этом, в числе прочего, учитывается значительность цены государственного контракта, - по мнению должностного лица административного органа, при заключении контракта подобной стоимости лицо, ответственное за его заключение, должно с особенной тщательностью убедиться в соблюдении всех нормативно обусловленных требований.
Представителем *** было также заявлено ходатайство об освобождении *** от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного деяния.
В обоснование заявленного ходатайства *** указывает на то, что
заключение государственного контракта 09.12.2015 не повлияло на права и
обязанности других лиц, в том числе никак не ограничило количество участников закупки и их права по участию в открытом конкурсе.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение указанной нормы допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
В рассматриваемом случае ссылка на отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения, не может быть принята в связи со следующим.
Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, являются правоотношения, связанные с соблюдением срока заключения контракта для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, как указано выше, Законом о контрактной системе установлен императивный запрет на заключение контракта ранее 10-дневного срока с даты определения победителя закупки. Данный запрет обусловлен, в числе прочего, необходимостью обеспечения прав лиц, несогласных с результатами конкурентной процедуры, по итогам которой подлежит заключению контракт, и имеющих намерение оспорить эти результаты в административном порядке. В свою очередь, заключение контракта ранее установленного срока с безусловностью нарушает интересы таких лиц. При этом отсутствие фактов подачи жалоб по конкретной процедуре само по себе не может свидетельствовать о ненарушении чьих-либо прав, поскольку может быть со значительной степенью вероятности обусловлено именно заключением заказчиком контракта с иным лицом и, как следствие, невозможностью восстановления нарушенных прав в полном объеме.
Кроме того, наличие доказательств наступления опасных последствий нарушения при квалификации деяния в соответствии с нормой, имеющей формальный состав, не требуется.
Также в контексте оценки значительности правонарушения необходимо принять во внимание тот факт, что в рассматриваемом случае государственный контракт заключен на значительную сумму - свыше ста пятидесяти миллионов рублей.
С учетом вышеизложенного, ходатайство о прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения удовлетворению не подлежит.
Резюмируя приведенные обстоятельства, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении N 4-7.32-236/77-16 установлено, что выявленное Коптевской межрайонной прокуратурой г. Москвы нарушение, допущенное *** образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ: нарушение должностным лицом заказчика сроков заключения контракта. Нарушение выразилось в заключении контракта на 6-ой день после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 3 статьи 7.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, сумма административного штрафа, подлежащего наложению, составляет 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административное правонарушение совершено в результате заключения контракта на 6-ой день после размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе.
Административное правонарушение совершено по месту нахождения ФГБНУ ВНИИСБ - г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 42.
Дата совершения административного правонарушения - дата заключения государственного контракта - 09.12.2015.
Виновные действия должностного лица - временно исполняющего обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** состоят в несоблюдении порядка проведения конкурентной процедуры, выразившемся в заключении контракта на 6-ой день после рассмотрения заявок на участие в конкурсе, что не допускается в силу части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
Вина должностного лица - временно исполняющего обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** доказана.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение *** требований, установленных частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе, при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, обстоятельства, отягчающие административную ответственность *** не установлены.
Руководствуясь частью 3 статьи 7.32, статьями 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - временно исполняющего обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** виновным в совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу - временно исполняющему обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек в соответствии частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ.
Для уплаты административного штрафа, предусмотренного за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов:
Получатель:
Банк получателя:
Назначение платежа:
|
ИНН/КПП: 7706096339 / 770101001 УФК МФ РФ по г. Москве (для Московского УФАС России) Отделение 1 Москва р/с 40101810800000010041 БИК 044583001 Код ОКТМО: 45375000 КБК 161 1 16 33010 016000140
Административный штраф, зачисляемый в Федеральный бюджет по делу N 4-7.32-236/77-16 |
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа должностному лицу - временно исполняющему обязанности директора ФГБНУ ВНИИСБ *** надлежит представить в Московское УФАС России копии платежных документов.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 марта 2016 г. N 4-7.32-236/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016