Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 27 апреля 2016 г. N 433/2015
Резолютивная часть решения оглашена 14 апреля 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (Краснодарское УФАС России) по рассмотрению дела N 433/2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра;
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
рассмотрев в присутствии представителя <_> по доверенностям от 04.02.2016; от 29.02.2016 <_> в отсутствие надлежащим образом уведомленного заявителя дело N 433/2015 по признакам нарушения ООО "ПИРС" (место нахождения: 357111, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Монтажная, д. 7 А; ИНН 2631199511), <_> пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к поддержанию цен на торгах, а именно аукционов в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007, установила:
Основанием для возбуждения дела N 433/2015 послужили:
Материалы, собранные Краснодарским УФАС России по результатам анализа фактов, изложенных в поступившем 21.08.2015 в Краснодарское УФАС России заявлении ООО "Стройком" (352192, Краснодарский край, г. Гулькевичи, ул. Железнодорожная, д. 9; ИНН 2329021858) о нарушении участниками электронных аукционов антимонопольного законодательства при проведении Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Гулькевичский дом-интернат для престарелых и инвалидов" аукционов в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007.
Материалы, собранные Краснодарским УФАС России по результатам анализа документации по открытым аукционам в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 (далее Аукционы).
В ходе рассмотрения заявления ООО "Стройком", документов и сведений, представленных заказчиком по Аукционам - Государственным бюджетным учреждением социального обслуживания Краснодарского края "Гулькевичский дом-интернат для престарелых и инвалидов", а также документов и сведений, представленных электронной торговой площадкой ЗАО "Сбербанк-АСТ", Краснодарским УФАС России в действиях <_> <_> ООО "ПИРС" установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Приказом Краснодарского УФАС России от 20.11.2015 N 622 возбуждено дело N 433/2015 и определением от 04.12.2015 исх. N 23379/5 рассмотрение дела назначено на 28.01.2016.
Определением о назначении дела N 433/2015 о нарушении антимонопольного законодательства от 04.12.2015 исх. N 23379/5 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены: <_> <_> ООО "ПИРС".
Определением Краснодарского УФАС России от 28.01.2016 исх. N 1693/5 срок рассмотрения дела N 433/2015 продлен до 04.09.2016.
Определением Краснодарского УФАС России от 28.01.2016 исх. N 1694/5 рассмотрение дела N 433/2015 отложено на 17.03.2016.
В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела N 433/2015, в соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", определением Краснодарского УФАС России от 17.03.2016 исх. N 5456/5 рассмотрение дела N 433/2015 отложено на 14.04.2016.
В соответствии с определениями от 04.12.2015 исх. N 23379/5; от 28.01.2016 исх. N 1694/5 у Ответчиков по делу запрошены документы и сведения.
Лицами, участвующими в деле, были представлены дополнительные материалы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемым Комиссией обстоятельствам.
Комиссией Краснодарского УФАС России рассмотрена представленная ГБУ СО КК "Гулькевичский ДИПИ" (вх. N 11868 от 29.10.2015) документация по Аукционам, а также сведения, представленные ЗАО "Сбербанк-АСТ" (вх. N 11242 от 12.10.2015) по Аукционам.
Комиссия рассмотрела материалы дела N 433/2015 и установила, что <_> <_> ООО "ПИРС" до 11 августа 2015 года заключили устное соглашение (далее - Соглашение), которое предусматривало поддержание цен на аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 и участвовали в нем до 20 августа 2015 года включительно.
Наличие Соглашения между <_> <_> ООО "ПИРС" при участии в аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 на торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" в августе 2015 года подтверждается следующими фактами:
1. Подача 11.08.2015 (с 12:35 час. по 14:00 час.) заявок на участие в аукционах в электронной форме N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.131.44.
| |
|
|
|
IP 95.153.131.44
2. Вход на сайт электронной площадки во время проведения аукционов в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 и подача ценовых предложений, осуществлялись ИП Великая С.Н., ИП Приходько А.И., ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.135.248.
| |
|
|
|
IP 95.153.135.248
В ходе подготовки и участия в аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 <_> <_> преднамеренно исключали возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения с ними контрактов по результатам торгов.
<_> <_> ООО "ПИРС" при участии в Аукционах реализовывали единую стратегию поведения.
Согласно документам и информации, представленным заказчиком по Аукционам, а также ЗАО "Сбербанк-АСТ", исследуемые аукционы проходили следующим образом:
Аукцион от 20.08.2015 N 0318200075215000006 - Капитальный ремонт помещений N 15, N 16, N 17, N 20, N 21 жилого корпуса ГБУ СО КК "Гулькевичский ДИПИ" с начальной ценой контракта 490 226,00 рублей - было подано 5 заявок. В открытом аукционе в электронной форме приняли участие 3 участника размещения заказа.
Заказчик - ГБУ СО КК "Гулькевичский ДИПИ" (352192, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Лесодача, ул. Мира, д. 3, помещение N 1).
Дата и время проведения аукциона: 20.08.2015 10:20.
Дата и время окончания аукциона: 27.04.2015 10:46.
Согласно информации, предоставленной оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", поступили следующие итоговые предложения о цене контракта от участников аукциона:
Номер заявки |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Время |
IP-адрес |
3 |
<_> |
294 773,76 |
10:27:41 |
95.153.135.248 |
4 |
<_> |
292 322,63 |
10:36:34 |
95.153.135.248 |
2 |
ООО "ПИРС" |
487 700,00 |
10:56:23 |
95.153.135.248 |
По ходу проведения аукциона двумя участниками размещения заказа: <_> <_> были поданы предложения, в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 40,37 %.
ООО "ПИРС" на последних секундах аукциона сделало итоговое предложение по цене контракта в размере 487 700,00 рублей.
На основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 21.08.2015 N 0318200075215000006-3 Заказчиком контакт заключен с ООО "ПИРС" по цене 487 700,00 рублей.
Подав соответствующую информацию в первой части заявок <_> <_> были допущены к аукциону и подавали соответствующие ценовые предложения, снижая цену аукциона.
По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок заявки <_> <_> были признаны не соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Основанием несоответствия документации <_> <_> требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, послужили несоответствие требованиям, установленным документацией аукциона в электронной форме и положениям позиции 40 раздела 9 (Не предоставлено свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства); позициям 44,45,46,47,48,49 раздела 9 предусмотренным п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (не продекларировано соответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктом 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
2. Аукцион от 20.08.2015 N 0318200075215000007 - Капитальный ремонт помещений N 14, N 22 жилого корпуса ГБУ СО КК "Гулькевичский ДИПИ" с начальной ценой контракта 206 282,00 рублей было подано 5 заявок. В открытом аукционе в электронной форме приняли участие 4 участника размещения заказа.
Заказчик - ГБУ СО КК "Гулькевичский ДИПИ" (352192, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Лесодача, ул. Мира, д. 3, помещение N 1).
Дата и время проведения аукциона: 20.08.2015 10:35.
Дата и время окончания аукциона: 20.08.2015 11:59.
Согласно информации, предоставленной оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", поступили следующие итоговые предложения о цене контракта от участников аукциона:
Номер заявки |
Наименование участника |
Итоговое ценовое предложение |
Время |
IP-адрес |
5 |
ООО "Стройком" |
196 584,30 |
10:48:21 |
83.69.74.122 |
3 |
<_> |
133 564,54 |
11:40:38 |
95.153.135.248 |
4 |
<_> |
132 533,13 |
11:49:29 |
95.153.135.248 |
2 |
ООО "ПИРС" |
196 550,00 |
12:09:15 |
95.153.135.248 |
По ходу проведения аукциона двумя участниками размещения заказа: <_> <_> были поданы предложения, в результате чего начальная (максимальная) цена контракта была снижена на 35,75 %.
ООО "ПИРС" на последних секундах аукциона сделало итоговое предложение по цене контракта в размере 196 550,00 рублей.
Победителем аукциона N 0318200075215000007 было признано ООО "ПИРС" с ценой контракта 196 550,00 рублей.
Подав соответствующую информацию в первой части заявок, <_> <_> были допущены к аукциону и подавали соответствующие ценовые предложения, снижая цену аукциона.
По итогам рассмотрения вторых частей поступивших заявок, заявки <_> <_> были признаны не соответствующими требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Основанием несоответствия документации <_> <_> требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, послужили несоответствие требованиям, установленным документацией аукциона в электронной форме и положениям позиции 40 раздела 9 (Не предоставлено свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства); позициям 44,45,46,47,48,49 раздела 9 предусмотренным п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (не продекларировано соответствие участника аукциона в электронной форме требованиям, установленным пунктом 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Нарушения, допущенные указанными хозяйствующими субъектами при формировании состава документов из вторых частей заявок, являются однотипными, сходными.
При этом, учитывая, что данные документы должны были представляться в составе именно вторых частей заявок, <_> <_> обеспечили себе наступление следующих правовых последствий:
1) <_> <_> должны были быть признаны участниками аукциона;
2) <_> <_> должны были быть допущены к участию в процедуре аукциона, на котором они имели право выдвигать ценовые предложения и конкурировать с другими, допущенными к участию в аукционе организациями;
3) заявки <_> <_> должны были быть отклонены только после проведения и завершения процедуры аукциона, когда было закончено принятие ценовых предложений от организаций, допущенных к участию в аукционе;
4) победителем аукциона и лицом, с которым должен был быть заключен контракт, должна была выступить организация, сделавшая следующее по величине после <_> <_> ценовое предложение при проведении процедуры аукциона и знавшая о том, что заявки ИП Великая С.Н., <_> будут отклонены после проведения процедуры аукциона и рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе - ООО "ПИРС".
Подача 11.08.2015 (с 12:35 час. по 14:00 час.) заявок на участие в аукционах в электронной форме N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.131.44.
Как следует из таблиц, ценовые предложения формально независимых хозяйствующих субъектов <_> <_> ООО "ПИРС", конкуренция которых предполагается на торгах, подавались с одного IP-адреса: 95.153.135.248, что свидетельствует о скоординированности действий указанных лиц и указывает на их взаимосвязь при участии в Аукционах.
Данные обстоятельства подчеркивают, в том числе синхронность (единообразие) действий (поведения) участников аукциона, которые являются результатом реализации устного соглашения, целью которого являлось заключение контракта третьим участником сговора (участника соглашения) путем введения в заблуждения остальных участников аукциона.
Действия <_> <_> по подаче демпинговых ценовых предложений и искусственное снижение начальной (максимальной) цены контракта без намерения заключить контракт своей целью преследовали создание видимости конкурентной борьбы и введение в заблуждение остальных (за исключением ООО "ПИРС") участников аукциона.
Поведение <_> <_> было направлено на исключение иных участников аукциона для предоставления преимуществ ООО "ПИРС".
Вышеуказанные действия участников аукциона <_> <_> ООО "ПИРС" явились результатом реализованного ими при участии в Аукционах устного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заявлениями <_> (вх. N 2714 от 16.03.2016); <_> (вх. N 2713 от 16.03.2016); ООО "ПИРС" (вх. N 2710 от 16.03.2016) о заключении и участии в антиконкурентном соглашении.
Согласно данным заявлениям <_> <_> ООО "ПИРС" сообщают о совместных действиях в интересах друг друга при участии в аукционах от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007, предметом которых явилось обеспечение победы ООО "ПИРС" в Аукционах, путем обмена информацией посредством использования личной мобильной связи, сети "Интернет", личных встреч. <_> <_> были заведомо допущены неточности в составе их заявок, направленных на Аукционы, в целях последующего отклонения данных заявок. В то же время и первая и вторая части заявок ООО "ПИРС" подавались в полном соответствии с требованиями Аукционов. <_> <_> ООО "ПИРС" на период участия в Аукционах заключили антиконкурентное соглашение, после окончания участия в Аукционах закончили участие в антиконкурентном соглашении.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В силу части 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции, совершение лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Из анализа указанных норм закона следует, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2010 N 9966/10 в силу части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещается соглашения между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков). Из взаимосвязанных статей 11,12,13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. Необходимость доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками условий соглашения отсутствует, поскольку нарушение состоит в достижении договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, при этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).
Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципа разумности и обоснованности.
Анализ поведения <_> <_> ООО "ПИРС", показывает, что в ходе участия в Аукционах, указанные хозяйствующие субъекты применяли следующую стратегию поведения: двое из участников Соглашения (<_> <_>) в течение короткого промежутка времени поочередно снижали цену лота на существенную величину, затем, третий участник Соглашения (ООО "ПИРС") на последних секундах аукциона предлагал цену незначительно ниже начальной (максимальной) цены контракта и становился победителем аукциона (подача предложений о цене контракта, осуществлялись <_> <_> ООО "ПИРС" с одного IP-адреса: 95.153.135.248).
В то же время, заявки участников Соглашения (<_> <_>) были отклонены за несоответствие вторых частей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, что делало невозможным заключение с ними контрактов и позволяло заключить контракты с третьим участником Соглашения (ООО "ПИРС").
Действия <_> <_> ООО "ПИРС" и соответственно результат торгов по аукционам в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007, является следствием достигнутого между ними соглашения, направленного на поддержание цены на торгах.
Комиссией по делу N 433/2015 установлено, что достигнутое между <_> <_> ООО "ПИРС" соглашение является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, состоящего из повторяющихся (аналогичных) действий, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, и замещающей конкурентные отношения между ними сознательной кооперацией, наносящей ущерб гражданам и государству.
Таким образом, материалы дела содержат доказательства, свидетельствующие о наличии заключения и реализации соглашения между <_> <_> ООО "ПИРС", которое привело к поддержанию цены на торгах в открытых аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007.
Комиссией установлено, что доходы Ответчиков по делу N 433/2015 от заключения и участия в антиконкурентном соглашении (картеле) составили:
- ООО "ПИРС" - 684 250,00 рублей.
- <_> - получение дохода не установлено;
- <_> - получение дохода не установлено.
На основании вышеизложенного, в действиях <_> <_> ООО "ПИРС" установлен факт нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытом аукционе в открытых аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать ООО "ПИРС" (место нахождения: 357111, Ставропольский край, г. Невинномысск, ул. Монтажная, д. 7 А; ИНН 2631199511), <_> <_> нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения и участия в соглашении, которое привело к поддержанию цен на торгах в открытых аукционах в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007.
В связи с тем, что Заказчиком с победителем открытых аукционов в электронной форме от 20.08.2015 N 0318200075215000006 и N 0318200075215000007 ООО "ПИРС" заключены контракты, с учетом требований части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предписание не выдавать.
Передать материалы дела N 433/2015 уполномоченному должностному лицу Краснодарского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 апреля 2016 г. N 433/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016