Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 25 апреля 2016 г. N 118-Т/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
Левит Н.В. - заместитель начальника отдела контроля органов власти,
Члены Комиссии:
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Азарова Е.И. - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
в присутствии представителей Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" - Б. Ю.И. (доверенность _), Ш. П.Л. (доверенность _) (далее - Заказчик), в отсутствие надлежаще уведомленного ИП Ш. М.Ю.(далее - Заявитель), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении открытого (многолотового) конкурса на поставку продуктов питания (извещение N 31603507496 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ИП Ш. М. Ю. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - ГАУ КК "ЦОП УСЗН") при организации и проведении открытого (многолотового) конкурса на поставку продуктов питания (извещение N 31603507496 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заявитель указывает, что в пункте 24 Документации о закупке, установлены неправомерные требования к участнику закупки, а именно: о наличии материально-технических и кадровых ресурсов; о предоставлении сертификата соответствия на продукты питания, в составе заявки; к сроку поставки, что является, по мнению Заявителя, ограничением конкуренции и носит очевидный дискриминационный характер. На основании изложенного просит признать действия Заказчика по включению в документацию о закупке требований, ограничивающих конкуренцию, незаконными, противоречащими нормам Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчик возражает на жалобу, считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными и просит признать жалобу необоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 25.04.2016 в 12-00.
От Заявителя поступило ходатайство с просьбой рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Комиссия Краснодарского УФАС России, выслушав представителей стороны, изучив представленные материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
01 апреля 2016 года на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N 31603507496 о проведении ГАУ КК "ЦОП УСЗН" закупки открытым конкурсом (многолотовым) на поставку продуктов питания.
Срок подачи заявок: с 09 часов 00 минут 02.04.2016 года.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 21.04.2016 года, 17 часов 00 минут.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) утверждено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом Наблюдательного совета ГАУ КК "ЦУОП УСЭН" от 21.09.2015 N 8, утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - Положение).
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Часть 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускает осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, к условиям исполнения договора.
Статьей 9 Положения установлены следующие критерии оценки заявок на участие в процедуре закупки:
1) цена договора, цена единицы продукции;
2) качественные характеристики или функциональные характеристики (потребительские свойства) продукции;
3) срок поставки продукции;
4) условия оплаты;
5) качество технического предложения участника процедуры закупки;
6) квалификация участника процедуры закупки, в том числе:
а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;
г) дополнительные подкритерии, установленные при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;
7) срок представляемых гарантий качества продукции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2, пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, со статьей 9 Положения Учреждением разработана и утверждена документация о закупке (далее - документация).
Пунктом 24 документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе:
Таблица 1
NN |
Критерии оценки |
Значимость критерия, % |
11. |
Цена договора |
50 |
33. |
Срок поставки товара |
20 |
4 4. |
Квалификация участника процедуры закупки, в том числе: а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при поставке товара б) обеспеченность кадровыми ресурсами при поставке товара в) опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара |
15
5
10 |
Статьей 9 Положения по критерию "квалификация участника процедуры закупки" разрешается устанавливать в документации о закупке подкритерии оценки.
Учреждением в отношении опыта и репутации участника процедуры закупки при поставке товара установлены следующие подкритерии:
1. Участник должен быть производителем товара либо обладать правом поставки соответствующего товара, предоставленным производителем данного товара (с представлением подтверждающих документов).
2. Участник должен иметь опыт исполнения в 2010-2016 году не менее трех аналогичных договоров (контрактов), на поставку товаров, являющихся предметом настоящей процедуры закупки (лота), в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, медицинские организации, учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления.
3. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) с адресами поставки не менее чем в десяти различных муниципальных образованиях. В случае, если адресов поставки менее десяти, участник должен подтвердить опыт поставки не менее чем по десяти договорам (контрактам) по различным муниципальным образованиям.
4. К оценке и сопоставлению принимаются договоры (контракты) стоимостью не менее 30% от начальной максимальной цены по данной процедуре закупки (лоту).
Как поясняют представители Заказчика, установленные в отношении подпункта в) пункта 4 таблицы N1 "опыт и репутация участника процедуры закупки при поставке товара", значимость которого 10%, подкритерии, позволяют определить:
- участников, соблюдающих требования федерального законодательства "О качестве и безопасности пищевых продуктов";
- опыт работы участника в социальной сфере, ввиду того, что учреждение осуществляет питание престарелых, инвалидов, детей-инвалидов и других социально незащищенных граждан;
- опыт работы участника с учетом сложной логистики и условий поставки, предусмотренных по договорам поставки продуктов питания Учреждению (более 70 адресов доставки по территории Краснодарского края).
Кроме того, установленные подкритерии не ограничивают участников строго определенным перечнем муниципальных образований и содержат альтернативу, позволяют оценить опыт работы по крупным договорам (контрактам), с целью исключения недобросовестных поставщиков.
Установленные требования позволяют участнику закупки набрать максимальный процент по значимости - 30% от общей суммы баллов, тогда как победитель определяется по совокупности набранных баллов по всем заявленным критериям оценки, а подкритерии позволяют объективно оценить опыт всех участников с учетом специфики закупаемого товара (продукты питания), объема и условий его поставки и определить лучшие условия выполнения договора.
При этом, в пункте 24 документации установлено, что сведения по подкритериям указываются в соответствующих формах, являющихся приложениями к заявке на участие в открытом конкурсе, с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения о соответствии участника процедуры закупки установленным требованиям и критериям оценки. В случае отсутствия в составе заявки участника надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих сведения, указанные в приложениях (формах) к заявке, а также выявления недостоверных сведений в представленных документах, такие сведения при определении соответствия участника критериям оценки Заказчиком не учитываются. Из чего следует, что отсутствие в заявке участника документов, подтверждающих его соответствие подкритериям, не ведёт к её отклонению и не может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно подпункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
Указанные в пункте 24 документации подкритерии оценки и сопоставления заявок, устанавливают порядок ранжирования заявок участников, а не их отбора, не ограничивают количество потенциальных участников конкурса.
Нормы действующего законодательства и положения о закупках Учреждения позволяют ему установить ряд критериев конкурса с целью выбора наиболее квалифицированного и опытного поставщика качественной продукции.
В то же время наряду с указанными критериями, Учреждением установлены и другие критерии и подкритерии, позволяющие варьировать показателями участнику процедуры закупки.
Комиссией по делу N 118-Т/2016 установлено, что заявка от Заявителя по делу на участие в открытом конкурсе не поступала, таким образом, на него распространяются положения части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В жалобе представлены доводы об установлении в конкурсной документации критериев оценки заявок участников закупки, влекущих ограничение конкуренции, невозможность подачи заявок для участия в запросе предложений, дискриминацию участников закупки, создание преимуществ одних участников перед другими.
Такие нарушения не являются нарушениями установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов или порядка подачи заявок на участие в торгах, применительно к части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Установлено, что за разъяснениями конкурсной документации Заявитель не обращался.
При проведении закупок ГАУ КК "ЦОП УСЗН" руководствуется Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также Положением о закупках товаров, работ, услуг ГАУ КК "ЦОП УСЗН", утвержденным Наблюдательным советом ГАУ КК "ЦОП УСЗН" (протокол от 21.09.2015 N 8).
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона N223-ФЗ участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
- неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
При рассмотрении жалобы ИП Шуляк Максима Юрьевича установлено, что Заказчиком не нарушены требования части 10 статьи 3 Федерального закона N223-ФЗ.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Ш. М. Ю. на действия Государственного автономного учреждения Краснодарского края "Центр по организации питания учреждений социальной защиты населения" (далее - ГАУ КК "ЦОП УСЗН") при организации и проведении открытого (многолотового) конкурса на поставку продуктов питания (извещение N 31603507496 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Н.В. Левит
Члены Комиссии: С.Г. Еременко
Е.И. Азарова
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 апреля 2016 г. N 118-Т/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016