Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 27 апреля 2016 г. N 66-04-18.1/16
Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 27 апреля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу N 66-04-18.1/16 ООО ТД "СТАЛЬ" от 15.04.2016 вх. N 4892 на действия ОАО "Сигнал" (далее - Заказчик), выразившиеся в необоснованном требовании представления в составе заявки участника "Сертификата соответствия (качества) завода изготовителя при проведении запроса котировок (котировочной сессии) в электронной форме на право заключения договора на поставку ленты медной для нужд ОАО "Сигнал" (извещение N 31603424089), в присутствии представителя заказчика, установила
При осуществлении закупочной деятельности ОАО "Сигнал" руководствуется Положением о закупочной деятельности ОАО "Сигнал", утвержденным советом директоров ОАО "Сигнал" от 28.11.2013 N 26 (далее - Положение о закупке).
16.03.2016 на сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение N 31603424089 о проведении запроса котировок (котировочной сессии) в электронной форме на право заключения договора на поставку ленты медной для нужд ОАО "Сигнал" (далее - запрос котировок) на электронной торговой площадке ООО "ЭТП" на сайте http://etprf.ru.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 25.03.2016 в 19:00.
Дата и время рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) 28.03.2016 в 10:00.
Согласно протоколу от 07.04.2016 N 118 на участие в запросе котировок подано две заявки - ООО ТД "СТАЛЬ" и ООО "ПКП Росспецсталь".
В пункте 9 Информационной карты указано, что копии сертификатов качества и паспорта завода-изготовителя должны входить в состав заявки.
В составе заявки на участие в запросе котировок ООО "ПКП Росспецсталь" приложено письмо, в котором указано что "лента М1 ДПРХМ 0,3 х 38 является заказной позицией и сертификат качества на продукцию будет представлен по факту поставки".
В составе заявки ООО ТД "СТАЛЬ" приложен документ - "сертификат".
Закупочной комиссией принято решение о несоответствии заявки ООО "ПКП Росспецсталь" требованиям закупочной документации по причине отсутствия сертификата соответствия; заявка ООО ТД "СТАЛЬ" признана не соответствующей требованиям закупочной документации по причине "несоответствия сертификата ГОСТ".
При этом, закупочной комиссией принято решение о заключении договора на поставку ленты медной с ООО "ТД "Гайский завод по обработке цветных металлов".
15.04.2016 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО ТД "СТАЛЬ" на действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в необоснованном требовании представления в составе заявки участника "Сертификата соответствия (качества) завода изготовителя при проведении запроса котировок (котировочной сессии) в электронной форме на право заключения договора на поставку ленты медной для нужд ОАО "Сигнал" (извещение N 31603424089).
19.04.2016 Челябинским УФАС России на сайте www.chel.fas.gov.ru размещено уведомление о поступлении жалобы и направлено в адрес заявителя и Заказчика, которым стороны уведомлены о поступлении жалобы, назначении рассмотрения жалобы на 25 апреля 2016 на 14 часов 00 минут, а также о необходимости приостановить проведение запроса котировок и заключение договора по итогам его проведения.
Письмом от 21.04.2016 вх. N 5142 ООО ТД "СТАЛЬ" представлено правовое обоснование доводов жалобы от 15.04.2016, из которых следует, что Заказчиком при проведении запроса котировок допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Также, ООО ТД "СТАЛЬ" полагает, что Заказчиком нарушены положения статьи 7 Положения и закупке, поскольку в Положении о закупке не установлено требование к участникам процедуры закупки о представлении в составе заявки копии сертификатов соответствия заводов-изготовителей на поставляемый товар.
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется на основе закрепленных в данной статье принципов, в том числе недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" не предусмотрена обязательная сертификация "ленты медной".
22.04.2016 письмом вх. N 5230 Заказчиком представлены возражения на жалобу ООО ТД "СТАЛЬ", из которых следует, что представленный ООО ТД "СТАЛЬ" в составе заявки сертификат "не отвечает требованиям обычного документа, не содержит информацию о производителе, о дате изготовления продукции, о том, что поставляемый товар не является эквивалентом".
Также, Заказчик в возражениях на жалобу ООО ТД "СТАЛЬ" указал, что в закупочной документации установлена обязанность по представлению сертификата качества, а не сертификата соответствия (качества), то есть "документ произвольной формы (обязательная форма сертификата не приложена к документации), но содержащий все признаки документа: название организации, которой выдан документ, подпись, печать, которая удостоверяет подпись уполномоченного лица, дата выдачи документа и т.д.".
ООО ТД "СТАЛЬ" подав заявку на участие в запросе котировок, согласилось со всеми требованиями, установленными Заказчиком в закупочной документации, следовательно, жалоба ООО ТД "СТАЛЬ" является необоснованной.
Договор по результатам проведенного запроса котировок на поставку ленты медной для нужд ОАО "Сигнал" не заключен.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними Положением о закупке. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
информационная открытость закупки;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Принцип информационной открытости закупки и равноправия по отношению к участникам закупки заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.
Принцип справедливости по отношению к участникам закупки также представляет собой конкретизацию применительно к закупочной деятельности общеправового принципа справедливости и предполагает требование обеспечивать, с одной стороны, равенство всех участников закупки как субъектов права, а с другой - требование разумной и обоснованной их дифференциации.
Принцип отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки представляется составной частью принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
25.04.2016 ООО ТД "СТАЛЬ" заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей общества.
На заседании Комиссии представитель Заказчика поддержал доводы, изложенные в письме от 22.04.2016 вх. N 5230.
Изучив заявки ООО ТД "СТАЛЬ" и ООО ПКП "Росспецсталь", Комиссия установила, что в составе заявок обоих участников отсутствует требуемый к представлению паспорт завода изготовителя, однако, закупочная комиссия Заказчика при оценке заявок участников данный факт в протоколе от 07.04.2016 N 118 не отразила.
На вопрос Комиссии относительно неотражения в протоколе от 07.04.2016 N 118 информации о непредставлении участниками запроса котировок паспортов завода-изготовителя, представителем Заказчика пояснений не дано.
В образце котировочной заявки, являющейся составной частью закупочной документации указано, что "при поставке товара (оказании услуг, выполнении работ) покупателю будут предоставлены копии документов, подтверждающих их соответствие требованиям спецификации, указанным в извещении о проведении запроса котировок".
В спецификации, являющейся приложением к договору поставки, размещенной на сайте www.zakupki.gov.ru в составе закупочной документации указано, что "поставка должна сопровождаться сертификатом качества или паспортом завода-изготовителя".
Также, в пункте 1.2 проекта договора, размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru в составе закупочной документации, указано, что "весь поставляемый товар должен быть обеспечен сертификатами соответствия, паспортами, сертификатами качества и иными документами, подтверждающими соответствие товара требованиям к качеству, установленным договором; продавец обязуется предоставить указанные документы или их заверенные копии Заказчику при отгрузке каждой поставляемой партии Товара".
Таким образом, проанализировав положения пункта 9 Информационной карты, проекта договора, спецификации и образца котировочной заявки, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком при проведении запроса котировок предъявляются необоснованные требования к участникам по представлению в составе заявки на участие "копии сертификатов качества и паспорта завода-изготовителя", тогда как проект договора, спецификация и образец котировочной заявки регламентируют возможность представления указанных документов в момент поставки закупаемого товара.
Требование, указанное в пункте 9 Информационной карты, по мнению Комиссии, является необоснованным, так как не может являться основанием для отклонения заявок участников запроса котировок, ввиду того, что сертификат качества может быть получен участником закупки уже после участия в процедуре торгов, после осуществления закупа необходимого количества поставляемого товара (ленты медной) и представлен при отгрузке каждой поставляемой партии товара (пункт 1.2 проекта договора).
Наличие сертификата должно проверяться Заказчиком на стадии исполнения договора поставки.
При этом, согласно спецификации, Заказчику при поставке товара необходимы либо сертификат качества, либо паспорт завода-изготовителя, а не оба документа, как установлено пунктом 9 Информационной карты.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В Части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции указано, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 9 Информационной карты указано, что копии сертификатов качества и паспорта завода-изготовителя должны входить в состав заявки.
Заказчик в возражениях на жалобу ООО ТД "СТАЛЬ" указал, что в закупочной документации установлена обязанность по представлению сертификата качества, то есть "документа произвольной формы (обязательная форма сертификата не приложена к документации), но содержащего все признаки документа: название организации, которой выдан документ, подпись, печать, которая удостоверяет подпись уполномоченного лица, дата выдачи документа и т.д.".
Причиной недопуска заявки ООО ТД "СТАЛЬ" к участию в запросе котировок указано "Сертификат не соответствует ГОСТ", при этом ГОСТ 1173-06, указанный в пункте 8 Информационной карты распространяется на медные холоднокатные фольгу и ленты, холоднокатные и горячекатные листы и плиты общего назначения.
Какого-либо ГОСТа на оформление сертификата качества в закупочной документации не отражено.
На вопрос Комиссии относительно ГОСТа, регламентирующего оформление сертификата качества, представителем Заказчика высказано предположение о возможной некорректности формулировки, использованной в протоколе от 07.04.2016 N 118.
На основании изложенного, Комиссия считает доводы жалобы ООО ТД "СТАЛЬ" обоснованными.
Таким образом, действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в установлении в закупочной документации требования о необходимости представления в составе заявки на участие копии сертификата качества и паспорта завода-изготовителя, в качестве условия допуска участника к запросу котировок на стадии подачи заявок, является нарушением пунктов 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Допущенные Заказчиком нарушения в ходе проведения Запроса котировок, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи предписания об отмене протокола от 07.04.2016 N 118 и возвращении закупки на этап формирования закупочной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Действия закупочной комиссии Заказчика по рассмотрению заявки участника Запроса котировок ООО ТД "СТАЛЬ", выразившиеся в отклонении заявки ООО ТД "СТАЛЬ" от участия в запросе котировок по причине того, что "сертификат не соответствует ГОСТ", при условии отсутствия требования в закупочной документации о необходимости соответствия сертификата качества какому-либо ГОСТу, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В пункте 6 статьи 26 Положения о закупке указано, что заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения котировочных заявок передает победителю один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения в него условий исполнения договора и цены. Предложенной победителем запроса котировок.
В разделе 1.2 закупочной документации указан срок подписания договора - не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.
Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.
Следовательно, установление в Положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупке не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.
Таким образом, срок, установленный для заключения договора по результатам закупки, не может составлять менее 10 дней со дня подведения итогов.
Действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в установлении в пункте 6 статьи 26 Положения о закупке и разделе 1.2 закупочной документации сроков заключения договора по результатам проведенного запроса котировок, противоречат положениям частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Указанная позиция подтверждается судебной практикой (А60-28335/2014).
Выявленные противоречия и несоответствия сроков заключения договора по результатам проведения закупочной процедуры в Положении о закупке и закупочной документации, по мнению Комиссии, являются основанием, достаточным для выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО ТД "СТАЛЬ" от 15.04.2016 вх. N 4892 на действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в установлении в закупочной документации требования о необходимости представления в составе заявки на участие копии сертификата качества и паспорта завода-изготовителя, в качестве условия допуска участника к запросу котировок на стадии подачи заявок, обоснованной.
Признать в действиях ОАО "Сигнал", выразившихся в установлении в закупочной документации требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие копии сертификата качества и паспорта завода-изготовителя, в качестве условия допуска участника к запросу котировок на стадии подачи заявок, нарушение пункта 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Признать действия ОАО "Сигнал", выразившиеся в установлении в пункте 6 статьи 26 Положения о закупке и разделе 1.2 закупочной документации сроков заключения договора по результатам проведенного запроса котировок, противоречащими положениям частей 1, 2 статьи 2, пункта 1 части 1 статьи 3, части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Выдать ОАО "Сигнал" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупки.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по жалобе N 66-04-18.1/16
25 апреля 2016 года г. Челябинск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:
Председателя Комиссии: |
- <_> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
- <_> - начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 25.04.2016 по итогам рассмотрения жалобы N 66-04-18.1/16 ООО ТД "СТАЛЬ" на действия (бездействие) ОАО "Сигнал" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку ленты медной для нужд ОАО "Сигнал" (извещение N 31603424089 (далее - Запрос котировок), предписывает:
1. Заказчику в течение трех рабочих дней с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания совершить следующие действия:
1.1 аннулировать результаты Запроса котировок путем отмены протокола от 07.04.2016 N 118, составленного в ходе проведения Запроса котировок;
1.2 возвратить закупку на этап формирования закупочной документации.
2. Заказчику в течение месяца с момента опубликования на сайте www.chel.fas.gov.ru настоящего предписания внести изменения в Положение о закупочной деятельности ОАО "Сигнал", в соответствии с которыми договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с положением о закупке заключается такой договор, по результатам проведения торгов должен быть заключен не ранее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.
3. Заказчику в течение трех дней с момента исполнения настоящего предписания представить документы (информацию), подтверждающую его исполнение.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 апреля 2016 г. N 66-04-18.1/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016