Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
N 04-04/5840 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:<_>
в присутствии представителей заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" <_> в отсутствие представителя заявителя ООО <_> рассмотрев жалобу ООО <_> на действия заказчика - ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0711200014916000029 на предмет: "Оказание услуг по заправке картриджей на 2016 год для "Альметьевского ПНД"-филиала ГАУЗ "РКПБ им.акад. В.М.Бехтерова". установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200014916000029, размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 30.03.2016 г.
Заказчик - ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан".
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 065,60 руб.
Дата проведения электронного аукциона - 11.04.2016 г.
Суть жалобы: аукционная документация размещена с нарушением норм действующего законодательства о контрактной системе, а именно: в разделе 2.9 установлено: "Место оказания услуг: по месту нахождения помещений исполнителя г.Альметьевск", данное требование, установленное заказчиком, по мнению заявителя, противоречит требованиям Законодательства о контрактной системе, в том числе приводит к ограничению конкуренции.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе правовым актом, регламентирующим правила закупки - положением о закупке.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" положение о закупках не размещено. Следовательно, ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьей 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В ходе изучения аукционной документации установлены требования на оказание услуг по заправке картриджей на 2016 год для "Альметьевского ПНД"-филиала ГАУЗ "РКПБ им.акад. В.М.Бехтерева".
Согласно разделу 2.9 аукционной документации, установлено: "Место оказания услуг: по месту нахождения помещений исполнителя г.Альметьевск", вышеуказанное требование, установленное заказчиком, по мнению заявителя, противоречит требованиям Законодательства о контрактной системе, в том числе приводит к ограничению конкуренции.
Согласно пояснениям представителя заказчика, данные требования были определены для оперативного выполнения условий условий государственного контракта для Альметьевского филиала.
Однако комиссия изучив техническое задание, аукционную документацию вышеуказанного электронного аукциона приходит к выводу, что устанавливая данные требования к оказанию услуг ограничивается количество участников закупки по территориальному признаку, так как лишь у немногих организаций есть возможность оказать услуги только в городе Альметьевск.
Таким образом, данные требования установленные заказчиком являются неправомерными, нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения документарной проверки установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики", в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление N1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик обязан был установить в извещении и документации о проведении электронного аукциона запрет и ограничение согласно вышеуказанному постановлению.
Вместе с тем, заказчиком в Извещении о проведении электронного аукциона и документации не установлены запреты, ограничения допуска работ, выполняемых иностранным лицами в соответствии с требованиями, установленными в Постановлении N1457.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Ввиду того, что выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика, так как заявки были поданы Российскими организациями, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО <_> на действия заказчика - ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" при проведении электронного аукциона N0711200014916000029 на предмет: "Оказание услуг оп заправке картриджей на 2016 год для "Альметьевского ПНД"-филиала ГАУЗ "РКПБ им.акад. В.М.Бехтерова", обоснованной.
2. Признать заказчика ГАУЗ "Республиканская клиническая психиатрическая больница им. Акад. В.М.Бехтерева Министерства здравоохранения республики Татарстан" нарушившей требования пункта 1 части 1 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 6 части 1 статьи 63, часть 3 статьи 64 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 1 статьи 2, части 4 статьи 8 Федерального закона от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан N 04-04/5840 (опубликовано 26 апреля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016