Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
ОАО "РЖД" <> - доверенность от 21.04.2016 N УСС-40Д/16, <> - доверенность от 25.02.2015 N 147-ДП,
представители ООО "Энергонорматив" на заседание Комиссии ФАС России не явились о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Энергонорматив" от 29.03.2016 N 15/03 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 611/ОАЭ-ЦСС/16 на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (извещение N 31603367191) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Энергонорматив" (далее - Заявитель) от 29.03.2016 N 15/03 (вх. от 13.04.2016 N 50010/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 611/ОАЭ-ЦСС/16 на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (извещение N 31603367191) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что Заказчик необоснованно отказал Заявителю в участии в Аукционе.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора закупки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из Жалобы следует, что Заказчиком наряду с требованием о представлении участником Аукциона в составе заявки копии удостоверения/свидетельства о проверке знаний правил работы в электроустановках в составе заявки, также установлено требование о представлении копии протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 6.7.3.1 Документации участник Аукциона не допускается к участию в аукционе в случае непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Пунктом 2.3 Документации Заказчиком установлены квалификационные требования к участникам аукциона, согласно которым участник должен в том числе располагать квалифицированным персоналом, а именно:
- специалист по испытанию средств защиты в количестве не менее 1 человека, аттестованный в органах Ростехнадзора.
В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить:
-копии удостоверения/свидетельства о проверке знаний правил работы в электроустановках и копии протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора, либо специализированным образовательным учреждением (институтом повышения квалификации, учебным центром и т.п.) и подписанные комиссией образовательного учреждения (или участника аукциона) прошедшей проверку знаний в органе Ростехнадзора с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, либо участником аукциона и подписанные комиссией участника с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора.
- документ по форме приложения N 10 к аукционной документации;
- штатное расписание.
Согласно Протоколу от 28.03.2016 N 611/ОАЭ-ЦСС/16 /2 рассмотрения аукционных заявок, предоставленных для участия в открытом аукционе на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с не предоставлением документа, предусмотренного пунктом 2.3 Документации, на основании пункта 6.7.3.1 Документации.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что Заявитель в составе заявки в подтверждение квалификационному требованию, установленному пунктом 2.3 Документации представил копии удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках, но не представил копии протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора, либо специализированным образовательным учреждением (институтом повышения квалификации, учебным центром и т.п.) и подписанные комиссией образовательного учреждения (или участника аукциона) прошедшей проверку знаний в органе Ростехнадзора с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, либо участником аукциона и подписанные комиссией участника с принятием участия в работе комиссии представителя Ростехнадзора, что является нарушением пункта 2.3 Документации.
Представители Заказчика также пояснили, что во всех удостоверениях о проверке знаний норм труда и правил работы в электроустановках, в том числе на представленных в составе заявки Заявителя содержится отметка, что удостоверение "без записей результатов проверки знаний недействительно".
Согласно пункту 1.5.4 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 N 261 все испытания средств защиты должны проводиться специально обученными и аттестованными работниками.
В соответствии с пунктом 2.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (далее - Правила) работнику, прошедшему проверку знаний по охране труда при эксплуатации электроустановок, выдается удостоверение о проверке знаний норм труда и правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложениями N N 2, 3 к Правилам.
Результаты проверки знаний по охране труда в организациях электроэнергетики оформляются протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 5 к Правилам.
Результаты проверки знаний по охране труда для организаций, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд, фиксируются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением N 6 к Правилам.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации требование о представлении копий протоколов о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках, выданные территориальным органом Ростехнадзора и подписанные комиссией Ростехнадзора противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, учитывая, что Заказчиком в нарушение требований Документации участнику Аукциона неправомерно отказано в допуске к участию в Аукционе действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 3.2.5 Документации участник должен оказать услуги собственными силами, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика.
Пунктом 4.3.1 Договора установлено, что исполнитель не вправе привлекать к выполнению работ по договору третьих лиц без письменного согласования с Заказчиком.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 3.2.5 Документации предусмотрено, что участник должен оказать услуги собственными силами, привлечение субподрядных организаций возможно только с письменного разрешения заказчика.
Пунктами 5.4.3.6 - 5.4.3.8 Документации установлены следующие требования к участникам:
отсутствие просроченной задолженности перед ОАО "РЖД" за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении предварительного квалификационного отбора и квалификационной документации на сайтах;
отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО "РЖД";
непричинение вреда имуществу ОАО "РЖД".
Таким образом, возможность привлечения субподрядчиков зависит от волеизъявления Заказчика, а также установление Заказчиком вышеуказанных требований, в качестве обязательных, в том числе о предоставлении в составе заявки штатного расписания участника Аукциона ограничивает количество участников закупки, противоречит пункту 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Энергонорматив" от 29.03.2016 N 15/03 (вх. от 13.04.2016 N 50010/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 611/ОАЭ-ЦСС/16 на право заключения договора оказания услуг по испытаниям средств защиты (извещение N 31603367191) обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать ОАО "РЖД" обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.04.2016 N 223-ФЗ-140/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2016 г. N 17/28128/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016