Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
ОАО "РЖД" <> - доверенность от 25.02.2015 N 149-ДП, <> - доверенность от 20.04.2016 N 38-Д, <> - доверенность от 28.10.2015 N 77 АБ 8090089,
представители ООО "Уфимский краностроительный завод" на заседание Комиссии ФАС России не явились о дате и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Уфимский краностроительный завод" от 07.04.2016 N 269 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 12255/ОАЭ-РЖДС/15 на право заключения договора поставки и проведения монтажных и пусконаладочных работ кранов козловых электрических (извещение N 31503179259) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Уфимский краностроительный завод" (далее - Заявитель) от 07.04.2016 N 269 (вх. от 14.04.2016 N 51782-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона N 12255/ОАЭ-РЖДС/15 на право заключения договора поставки и проведения монтажных и пусконаладочных работ кранов козловых электрических (извещение N 31503179259) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что Заказчик необоснованно отказал Заявителю в участии в Аукционе, при этом в протоколе рассмотрения аукционных заявок не указал на конкретные недостатки технического предложения.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора закупки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 6.7.3.4 Документации участник Аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе форме, установленной аукционной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям аукционной документации.
Пунктом 3.2 Документации Заказчиком установлены требования к товарам, являющихся предметом Аукциона.
В подтверждение качества товара участник должен представить следующие документы:
- утвержденные заводом-изготовителем технические условия (ТУ) оформленные в соответствии с межгосударственным стандартом "Единая система конструкторской документации. Технические условия" в полном объеме документа;
- действующий сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Согласно Протоколу от 04.04.2016 N 12255/ОАЭ-РЖДС/15/2 рассмотрения аукционных заявок, предоставленных для участия в открытом аукционе на право заключения договора поставки и проведения монтажных и пусконаладочных работ кранов козловых электрических (далее - Протокол рассмотрения заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием заявки требованиям технического задания, предусмотренного пунктом 3 Документации на основании подпункта 6.7.3.4 пункта 6.7.3 Документации.
Согласно пункту 34 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2013 N 908 (далее - Положение о размещении информации), протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Законом о закупках и положением о закупке, размещенном на Официальном сайте.
В соответствии с пунктом 288 Положения о закупке по итогам рассмотрения аукционных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения аукционных заявок (далее в данном разделе - протокол), в котором, в том числе, может содержаться следующая информация:
1) сведения об участниках закупки, подавших аукционные заявки;
2) принятое заказчиком решение о допуске участников к участию в аукционе или об отказе в допуске с обоснованием такого решения;
3) предложения для рассмотрения комиссией.
Протокол подписывается ответственными представителями заказчика и размещается в единой информационной системе не позднее чем через 3 дня со дня его подписания.
Комиссией ФАС России установлено, что требования Положения о закупке и Документации не установлена степень детализации в части обоснования причин отказа в допуске к участию в Аукционе. При этом указание обоснования отказа в допуске является правом Заказчика, а не обязанностью.
Вместе с тем протокол содержит сведения об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе с обоснованием такого решения. В части обоснования Заказчиком указано на несоответствие заявки Заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 6.7.3.4 Документации.
Таким образом, оформленный Протокол содержит все предусмотренные пунктом 288 Положения о закупке сведения и размещен в установленные сроки в ЕИС.
При этом на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что заявка Заявителя не соответствует требованиям пунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 технического задания Документации, а именно:
- в представленных ТУ в составе заявки Заявителя диапазон рабочих температур крана козлового электрического установлен в интервале от -40 С до +40 С. Ниже - 40 С эксплуатация крана не допускается, что не соответствует требованиям пунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 Документации, требованиями которой предусмотрен диапазон рабочих температур от -50 С до +40 С;
- в представленных ТУ скорость подъема груза составляет 8 м/мин. С учетом допустимого отклонения по скорости на 15% максимальная скорость подъема составляет 9,2 м/мин, что не соответствует требованиям пунктов 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4 Документации, согласно которым требуемая скорость подъема груза 12 м/мин.
- в представленных ТУ рабочий вылет консолей указан 4,5 м, что не соответствует требованиям пункта 3.2.4 Документации, согласно которым рабочий вылет консолей составляет 6,85 м.
Согласно Извещению и Документации предметом Аукциона является поставка и проведение монтажных и пусконаладочных работ кранов козловых электрических.
Вместе с тем, положениями Документации предусмотрено требование, согласно которому участник Аукциона в составе заявки должен представить утвержденные заводом-изготовителем ТУ, а также действующий сертификат соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 ТУ являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
В отличие от ГОСТ технические условия, как правило, отсутствуют в открытом доступе, что ограничивает возможность участника Аукциона установить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, установление указанного требования в Документации создает препятствия для участия в закупках лиц, не являющихся производителями соответствующих товаров и обязывает участника Аукциона поставлять товар исключительно конкретного производителя.
Положениями Документации не указан номер, а также наименование действующего сертификата соответствия, который необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе, что также ведет к ограничению количества участников Аукциона.
Согласно пункта 3 Технического задания Документации в составе аукционной заявки участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме или по форме приложения N 1 к аукционной заявке (приложение N 1 к аукционной документации) к аукционной документации. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания.
Вместе с тем в Документации отсутствует надлежащая инструкция по подготовке заявки на участие в Аукционе, устанавливающая порядок указания участниками Аукциона в своих заявках показателей товара (в виде конкретного значения показателя или диапазона значений показателя).
Таким образом, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, при этом установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, действия Заказчика нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 6.7.3 Документации участник Аукциона не допускается к участию в Аукционе, в том числе, в случаях:
непредставления определенных Документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике Конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности;
несоответствия участника Конкурса предусмотренным Документацией требованиям.
Пунктами 2.2, 2.3 Документации установлены следующие требования к участникам Аукциона:
"2.2. Участник должен иметь возможность осуществления гарантийного ремонта товара в технических, сервисных службах. В подтверждение возможности осуществления гарантийного ремонта товара в технических, сервисных службах участник в составе заявки должен представить:
- документ по форме приложения N 6 к аукционной документации;
и
- документы, подтверждающие возможность осуществления гарантийного ремонта товара в технических, сервисных службах (например, копии договоров с сервисными центрами, службами; в случае если участник осуществляет функции сервисной, технической службы - документы, подтверждающие право осуществления ремонта товара, выданные производителем такого товара; письмо участника о том, что участник является производителем и осуществляет гарантийный ремонт самостоятельно и др.).
2.3. Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем продукции либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора, с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.".
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеприведенные требования в Документации к участникам Аукциона противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Уфимский краностроительный завод" от 07.04.2016 N 269 (вх. от 14.04.2016 N 51782-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого аукциона N 12255/ОАЭ-РЖДС/15 на право заключения договора поставки и проведения монтажных и пусконаладочных работ кранов козловых электрических (извещение N 31503179259) обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 21.04.2016 N 223-ФЗ-154/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона заключен договор предписание об устранении нарушений порядка проведения торгов не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 апреля 2016 г. N 17/27989/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016