Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя:
ПАО "ФСК ЕЭС": <> - доверенность от 21.05.2015 N 221-15;
представители ООО "СПЕЦСТРОЙ" на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" от 09.04.2016 N09н на действия (бездействие) ПАО "ФСК-ЕЭС" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений по титулу: "ПС 220 кВ Ново-Лабинская с заходами ВЛ 220 кВ договор ТП с ОАО "Кубаньэнерго", договор N 208/ТП-М5 от 14.02.2013, с "Оборонэнерго", договор ТП от 25.12.2013 N386/ТП-М5 (инвестиции за счет амортизации в рамках тарифа за передачу электроэнергии по распределительным сетям)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603533529) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "СПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) от 09.04.2016 N09н (вх. от 11.04.2016 N 48637-ЭП/16) на действия (бездействие) ПАО "ФСК-ЕЭС" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений по титулу: "ПС 220 кВ Ново-Лабинская с заходами ВЛ 220 кВ договор ТП с ОАО "Кубаньэнерго", договор N 208/ТП-М5 от 14.02.2013, с "Оборонэнерго", договор ТП от 25.12.2013 N386/ТП-М5 (инвестиции за счет амортизации в рамках тарифа за передачу электроэнергии по распределительным сетям)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603533529) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО "ФСК ЕЭС", утвержденным решением Совета директоров ПАО "ФСК ЕЭС" N 279 от 24.07.2015 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя в части:
неправомерного объединения в один лот комплекса работ по разработке РД и ПД, выполнению ПИР, СМР, ПНР, поставке МТРиО, что ограничивает число участников Конкурса;
неправомерного установления Заказчиком требования о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации и о допуске к определенным видам работ, выданных саморегулируемыми организациями.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является ".право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений по титулу: "ПС 220 кВ Ново-Лабинская с заходами ВЛ 220 кВ договор ТП с ОАО "Кубаньэнерго", договор N 208/ТП-М5 от 14.02.2013, с "Оборонэнерго", договор ТП от 25.12.2013 N 386/ТП-М5 (инвестиции за счет амортизации в рамках тарифа за передачу электроэнергии по распределительным сетям)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга. Состав работ (услуг) и поставки (детальный состав работ приведен в томе 2 ТЧКД):
выполнение ПИР;
разработка рабочей документации;
разработка проектной документации;
выполнение строительно-монтажных работ;
выполнение пуско-наладочных работ;
поставка МТРиО;
оформление земельно-правовых отношений;
получение ИРД".
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 проекта договора ".по Договору Подрядчик обязуется получить все необходимые положительные согласования и заключения, в том числе, но не ограничиваясь: природоохранных органов, органов ГО и ЧС, Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственной экспертизы, эксплуатирующих организаций, собственников чьи интересы затрагиваются при реализации объекта и органов местного самоуправления".
Кроме того, пунктом 3.3 приложения к Документации "Задание на проектирование" установлены следующие этапы разработки документации:
"I этап - разработка, обоснование и согласование с ИА ПАО "ФСК ЕЭС", Филиалом ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Юга, филиалами ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга и Кубанское ПМЭС, ОАО "Кубанские магистральные сети" (включая принципиальное согласование и условия на реконструкцию существующих ВЛ) и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования основных технических решений (ОТР) по проектируемому объекту (в сроки, установленные соответствующим договором). Проектная организация обеспечивает предварительное согласование с филиалом ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга и Филиалом ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Юга расчетных моделей (сбор и верификация данных осуществляется проектной организацией самостоятельно).
II этап - разработка, согласование с филиалами ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга и Кубанское ПМЭС, Филиалом ОАО "СО ЕЭС" ОДУ Юга, ОАО "Кубанские магистральные сети" и собственниками объектов, технологически связанных с объектом проектирования, и экспертиза проектной документации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; разработка и согласование закупочной документации".
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительно-монтажных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса.
Отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.
Кроме того, индивидуальные предприниматели или юридические лица в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе осуществлять подготовку проектной документации и строительство, исключительно при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
При этом саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций (статья 55.3 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Договор на подготовку проектной документации заключается с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). Договор на осуществление строительства - с лицом, обладающим свидетельством, выданным саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также неправмоерно объединены в один лот проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы, что противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). В разделе III Перечня содержатся виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе устройство наружных электрических сетей и линий связи. Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации Заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Пунктом 2.3.2.1 Документации установлено, что участник Конкурса должен включить в состав Конкурсной заявки - нотариально заверенные копии свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, выданных саморегулируемыми организациями.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2.3.1.3 Документации чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получение права заключить договор, участник Конкурса должен иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках Договора, в том числе, приложения к СРО в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в действующей редакции (далее Перечень) к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624:
I. Виды работ по инженерным изысканиям
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий
1.1. Создание опорных геодезических сетей
1.4. Трассирование линейных объектов
1.5. Инженерно-гидрографические работы
1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000
2.4. Гидрогеологические исследования
2.5. Инженерно-геофизические исследования
2.7. Сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий
4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории
5. Работы в составе инженерно-геотехнических изысканий
(Выполняются в составе инженерно-геологических изысканий или отдельно на изученной в инженерно-геологическом отношении территории под отдельные здания и сооружения)
5.3. Определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования
5.4. Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой
5.5. Специальные исследования характеристик грунтов по отдельным программам для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета оснований фундаментов и конструкций зданий и сооружений
5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
2. Работы по подготовке архитектурных решений
3. Работы по подготовке конструктивных решений
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения
4.2. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем водоснабжения и канализации
4.5. Работы по подготовке проектов внутренних диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений
5.5. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения 110 кВ и более и их сооружений
5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
7.3. Разработка декларации по промышленной безопасности опасных производственных объектов
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
3. Земляные работы
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.4. Устройство забивных и буронабивных свай
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.3. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 330 кВ включительно
20.6. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 500 кВ
20.9. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 35 кВ
20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты
24.6. Пусконаладочные работы устройств релейной защиты
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1. Промышленное строительство
33.1.13. Объекты электроснабжения свыше 110 кВ
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика на заседании Комиссии ФАС России у Заказчика имеются свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, а также о допуске к работам по организации подготовки проектной документации. Таким образом, в случае наличия у участника закупки свидетельств о допуске к определенным видам работ, выданных саморегулируемой организацией, работы по организации строительства и организации проектирования будут осуществляться Заказчиком самостоятельно. Кроме того, согласно Документации допускается привлечение субподрядчиков.
Учитывая изложенное, установление требования о представлении в составе заявки на участие в Конкурсе свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, выданных саморегулируемыми организациями, направлено на увеличение количества участников Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в подпункте "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Согласно пункту 2.3.1.3 чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить Договор, Участник Конкурса должен отвечать, в том числе, следующим требованиям:
- должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, иметь ресурсные возможности (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
- должен иметь за последние 3 года не менее 1 завершенного проекта, аналогичного по выполняемым работам (услугам) на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика либо субподрядчика, в том числе выполнение работ по созданию внутренних энергосистем для энергоснабжения крупных промышленных предприятий (подпункт 6 пункта 2.3.1.3 Документации);
при необходимости проведения инженерных изысканий - должен иметь в собственные либо привлеченные (арендуемые) МТР: специализированные технику, оборудование и инструменты для выполнения таких работ (подпункт 10 пункта 2.3.1.3 Документации).
Кроме того, пунктом 2.3.2.3 Документации установлено, что в подтверждение квалификации участник Конкурса представляет в составе заявки справку об опыте выполнения аналогичных договоров за последние 3 года по объемам работ, услуг и общей сумме договора.
Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, какими именно профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и репутацией, ресурсными возможностями должен обладать участник Конкурса, чтобы претендовать на победу в Конкурсе, опыт выполнения каких работ будет приниматься Заказчиком в качестве аналогичных предмету Конкурса, а также какую специализированные технику, оборудование и инструменты должен иметь участник Конкурса при необходимости проведения инженерных изысканий.
При этом, пунктом 2.9.2.5 Документации по результатам проведения отборочной стадии Конкурсная комиссия отклоняет Конкурсные заявки, которые:
не отвечают установленным в настоящей документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в Заявке;
поданы Участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в настоящей Конкурсной документации отборочным критериям.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "ж" пункта 1.5.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 2.3.1.3 чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить Договор, Участник Конкурса должен иметь необходимые полномочия на поставку оборудования и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей оборудования, предлагаемого в рамках настоящего Конкурса. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, проведение шеф-монтажа и/или шеф-наладки, распространение всех фирменных гарантий на оборудование в течение гарантийного срока, оговоренного в конкурсной документации (подпункт 9 пункта 2.3.1.3 Документации);
Кроме того, пунктом 2.3.2.3 Документации установлено, что в подтверждение квалификации участник Конкурса представляет в составе заявки:
в случае использования арендованных материально-технических ресурсов (машин, механизмов, специальной техники и приспособлений) Участником предоставляются копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор аренды, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым арендодателем, с указанием наименований, количества, сроков аренды арендуемых материально-технических ресурсов (подпункт 5 пункта 2.3.2.3 Документации);
копии документов, подтверждающих наличие у Участника Конкурса правомочий от производителей предлагаемого им оборудования на предложение в рамках настоящего Конкурса этого оборудования по форме, установленной в настоящей Конкурсной документации (раздел 4 форма 12), если Участник не является производителем предлагаемого оборудования (подпункт 5 пункта 2.3.2.3 Документации);
Вместе с тем, соответствие участника Конкурса указанным требованиям всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя закупаемого товара, арендодателя. В связи с чем, установление таких требований на этапе подачи заявки на участие в Конкурсе в качестве обязательных требований ограничивает количество участников Конкурса что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Разделом 2.3.3 Документации предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков при исполнении договора.
В соответствии с пунктом 2.3.3.3 Документации Участник Конкурса должен доказать Конкурсной комиссии, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков (выполняющий 1% и более объема поставок, работ (услуг)):
a) осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика;
b) согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ/услуг/поставок;
c) отвечает требованиям настоящей Конкурсной документации (пункт 2.3.1) в объеме выполняемых субподрядчиком работ/услуг/поставок.
"В связи с вышеизложенным Участник Конкурса готовит Конкурсную заявку с учетом следующих дополнительных требований:
a) в Конкурсную заявку включаются нотариально заверенные копии подписанных с двух сторон соглашений о намерениях заключить договор, в случае признания Участника Победителем, между Участником и каждым привлекаемым субподрядчиком, с указанием перечня, объема, стоимости и сроков выполнения возлагаемых на субподрядчика соответственно работ/услуг/поставок;
b) Конкурсная заявка должна включать сведения, подтверждающие соответствие каждого субподрядчика установленным требованиям (п. 2.3.1) в объеме выполняемых им соответственно работ/услуг/поставок с предоставлением документов согласно п.2.3.2. Предоставляемые субподрядчиком Формы 1.1, 6,6.1 - 7, 10, 14, 15 заполняются субподрядчиком с указанием его наименования и наименования Участника Конкурса и заверяются подписью и печатью Участника" (пункт 2.3.3.4 Документации).
Установление требования о предоставлении в полном объеме вышеизложенных сведений о привлекаемых субподрядчиках на этапе подачи заявки на участие в Конкурсе противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, в Документации установлены следующие положения:
Конкурсная комиссия имеет право отклонить Конкурсную заявку Участника как несоответствующую требованиям Конкурсной документации, если существенно заниженная цена, заявленная Участником, является экономически необоснованной и может повлиять на качество товара/работ/услуг, предусмотренное Конкурсной документацией (пункт 2.4.8 Документации);
при проведении отборочной стадии Организатор Конкурса вправе проверять соответствие предоставленных Участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки (пункт 2.9.2.6 Документации);
Конкурсная комиссия вправе при принятии решения о соответствии Участника принять во внимание наличие негативного опыта сотрудничества с Участником при исполнении Участником ранее заключенных с ПАО "ФСК ЕЭС", его филиалами и ДЗО договоров, при наличии судебных решений по искам Заказчиков не в пользу Участника, а также обоснованных Заказчиком и признанных подрядчиком досудебных претензий вследствие неисполнения обязательств по таким договорам, при этом принимая во внимание систематичность таких нарушений договорных обязательств и последствия, наступившие вследствие неисполнения Подрядчиком своих обязательств по договорам (пункт 2.9.2.7 Документации).
Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, что ограничивает количество участников Конкурса, противоречит подпункту "г" пункта 1.5.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.5.1.2 Документации "Организатор Конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи Конкурсных заявок, при размещении Извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок".
Вместе с тем, Заказчиком не установлены дата начала дата окончания срока предоставления разъяснений участникам Конкурса.
Таким образом, не установление Заказчиком в Документации конкретных дат дачи разъяснений противоречит пункту нарушает требования пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрено частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Разделом 2.9.3 Документации установлены требования к оценочной стадии заявок на участие в Конкурсе.
Оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется по следующим критериям:
Наименование критериев оценки |
Весовой коэффициент |
|
| ||
1. Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) |
0,6 |
|
2. Квалификация и надежность Участника: |
0,4 |
|
Наличие МТРиО |
0,4 |
|
Наличие квалифицированных кадровых ресурсов |
0,4 |
|
Деловая репутация |
0,2 |
|
При этом установлен следующий порядок оценки по указанным критериям:
"по подкритериям "Наличие МТРиО" и "Наличие квалифицированных кадровых ресурсов" оценка производится членами Конкурсной комиссии (при необходимости - с привлечением экспертов) на основании документов заявки Участника. Оценка "0" баллов присваивается, если кадровых и материально-технических ресурсов достаточно (в соответствии с установленными требованиями п.2.3.1.3.) для выполнения работ. Оценка "1" балл присваивается, если привлекаемые ресурсы превышают установленные минимальные требования Заказчика";
"по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность Участника" оценка производится следующим образом: В случае если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника) имеет прямое отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих прямое отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-5" баллов. В случае если Участник имеет опосредованное отношение к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н, а также привлекает субподрядчиков (субпоставщиков, соисполнителей), имеющих опосредованное отношение к указанным офшорным зонам, по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "-3" балла, при этом указанный критерий применяется только в случае если отношение к офшорным зонам установлено в отношении юридических лиц, входящих в цепочку бенефициаров участника, либо члена коллективного участника, либо привлекаемого субподрядчика (субпоставщика, соисполнителя). В случае, если Участник (либо какой-либо член коллективного Участника, если заявка подается от лица коллективного Участника), а также привлекаемые им соисполнители не имеют отношение (прямое либо опосредованное) к офшорным зонам, определенным приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.11.2007 N 108н по подкритерию "Деловая репутация" в рамках критерия "Квалификация и надежность участника" ему присваивается оценка равная "0" баллов";
полученные оценки по каждому неценовому критерию, а также рейтинг по критерию стоимости заявки применяется для расчета интегральной оценки общей предпочтительности заявки участника. Данный показатель рассчитывается как сумма полученных балльных оценок с учетом их весовых коэффициентов
Ri = (K1 x V1) + (K2 x V2) + _ + (Kz x Vz) + (Rsix Vs),
где:
Ri - общий рейтинг предпочтительности i-й заявки;
K1 - Kz - балльные оценки по критериям без учета весовых коэффициентов;
V1 - Vz - весовые коэффициенты соответствующих критериев;
Rsi - рейтинг i-й заявки по критерию стоимости;
Vs - весовой коэффициент по критерию стоимости.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку нарушена пропорциональность в количестве присваиваемых по указанным в Документации критериям.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На момент рассмотрения заседания Комиссии ФАС России Заказчиком оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе не проводились.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "СПЕЦСТРОЙ" от 09.04.2016 N09н на действия (бездействие) ПАО "ФСК-ЕЭС" при проведении открытого конкурса в электронной форме на на право заключения договора на разработку РД и ПД, выполнение ПИР, СМР, ПНР, поставку МТРиО, оформление земельно-правовых отношений по титулу: "ПС 220 кВ Ново-Лабинская с заходами ВЛ 220 кВ договор ТП с ОАО "Кубаньэнерго", договор N 208/ТП-М5 от 14.02.2013, с "Оборонэнерго", договор ТП от 25.12.2013 N386/ТП-М5 (инвестиции за счет амортизации в рамках тарифа за передачу электроэнергии по распределительным сетям)" для нужд филиала ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Юга (извещение N 31603533529) обоснованной в части неправомерного объединения в один лот проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
2. Признать ПАО "ФСК ЕЭС" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать ПАО "ФСК ЕЭС" обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения от 20.04.2016 N 223-ФЗ-151/16, направленное на устранение выявленных нарушений.
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от от 20.04.2016 N 223-ФЗ-151/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 апреля 2016 г. N 17/28383/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016