Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 21 апреля 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена "07" апреля 2016 г
Решение в полном объеме изготовлено "21" апреля 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы - И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 07/16, возбужденное по факту размещения в каталоге товаров "Лента. Новосибирск" N 15 информации об акции на средство по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров "Gliss Kur", 200 мл. по цене 145 руб., действующей в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г., с признаками нарушения:
- п. 3 ч.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара,
в присутствии:
заявителя - физическое лицо "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Лента" - представителя, директора торгового комплекса "_" (Доверенность N 4-2485 от 10.08.2015 г.), установила:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх.N7316 от 07.08.2015 г.), по факту размещения информации в каталоге товаров "Лента" информации об акции на средство по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров "Gliss Kur", 200 мл. по цене 145 руб., действующей в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г.
Согласно указанному обращению, 02.08.2015 г. заявитель, приехал в гипермаркет "Лента", расположенный по адресу: г. Новосибирске, Гусинобродское шоссе, д. 64, с целью приобретения средств по уходу за волосами - экспресс-кондиционеров "Gliss Kur", 200 мл., предварительно ознакомившись с предложением из электронного каталога N15, размещенном на сайте сети торговых комплексов "Лента", действующим в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г., а также распространяемом непосредственно в гипермаркетах "Лента" путем раскладки на соответствующих стойках.
В рассматриваемом каталоге в период его действия указывалось, что "средство по уходу за волосами "Gliss Kur" - экспресс- кондиционер 200 мл", стоит 149 руб. 99 коп. вместо обычной цены 250 руб. 09 коп.".
Заявитель, 30.07.2015 г. в гипермаркете "Лента" (адрес: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д. 64), приобрел 3 разных упаковки экспресс-кондиционера "Gliss Kur" емкостью 200 мл., каждый из которых был продан по 149 руб. 99 коп.
02.08.2015
На стойке информации гипермаркета заявителю пояснили, что акция распространяется не на все экспресс-кондиционеры "Gliss Kur", 200 мл. При этом, в каталоге указано, что за 149 руб. 99 коп. продаются экспресс-кондиционеры "Gliss Kur", 200 мл, в ассортименте, при этом каких-либо конкретных видов не указывалось. Из этого заявителем был сделан вывод, что все экспресс-кондиционеры "Gliss Kur", объемом 200 мл. продаются по цене 149 руб. 99 коп. Уверенность заявителя в этом подтвердила покупка 3 разных упаковок экспресс-кондиционера "Gliss Kur", 200 мл, стоимостью 149 руб. 99 коп. за штуку, сделанная 30.07.2015 г.
Заявитель обратился устно и с заявлением на стойку информации с просьбой вернуть разницу цены товара в размере 106 руб. 80 коп. (256,79 - 149,99 = 106,80), на что получил отказ.
По мнению заявителя, он, как потребитель, был введен в заблуждение информацией содержащейся в каталоге, о цене приобретенного товара, что указывает на признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.
Заявителем представлен рекламный каталог, копия чека, претензия.
Новосибирским УФАС России в соответствии с материалами дела установлено, что в каталоге товаров "Лента. Новосибирск" N 15 размещалась информация, в том числе следующего содержания:
"Средство по уходу за волосами "Gliss Kur", в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%".
Информация, указанная внизу страницы каталога: "Предложение действительно по карте "Лента" с 30 июля по 12 августа 2015 года при наличии товара в гипермаркете. Товары имеют необходимые сертификаты. Подробности условий акции в гипермаркетах "Лента". Реклама. Только для распространения в гипермаркетах "Лента".
Согласно ст.3 Закон о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Таким образом, вышеуказанная информация является рекламной, т.к. отвечает всем требованиям определения рекламы: привлекает внимание к объектам рекламирования - товарам, реализуемым в сети гипермаркетов, с указанием их потребительских свойств, цены, юридическому лицу, который осуществляет торговлю рекламируемыми товарами, т.е. в полной мере соответствует всем признакам понятия "реклама".
Согласно п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
В силу п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе, признается недостоверной реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно ответу на запрос антимонопольного органа, представленному ООО "Лента" (вх. N 9071 от 01.10.2015 г.), рассматриваемый каталог распространялся в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г. в сети гипермаркетов "Лента" в г. Новосибирске.
Сниженные цены в указанный период действовали в отношении определенного ассортимента экспресс-кондиционеров "Gliss Kur", в том числе в гипермаркете "Лента" по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64:.
1) Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Аква Уход (Словения) 200 мл.;
2) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Глубокое восстановление+сыворотка (Словения) 200 мл.;
3) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Million Gloss (Россия) 200 мл.;
4) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальный ОН эликсир (Словения) 200 мл.;
5) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальное восстановление (Словения) 200 мл.;
6) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Экстремальный объем (Словения) 200 мл.;
7) Экспресс-кондиционер GLISS KUR Hair Repair Oil Nutritive для длинных/секущихся волос (Германия) 200 мл.
Кроме указанных товаров в ассортименте гипермаркета был представлен товар, не участвующий в акции - Экспресс-кондиционер "GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair" для сухих/поврежденных волос (Германия) 200 мл.
Скидка - 40% в период с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г. распространялась на указанный ассортимент товаров под п.п. 1-7. С учетом данной скидки стоимость указанного товара вместо регулярной цены в 250 рублей 09 копеек в период действия акции составляла 149 рублей 99 копеек.
ООО "Лента", проводя рекламные акции, самостоятельно определяет Товары, на которые может быть предоставлена скидка и размер этой скидки. В связи с ограниченной площадью, отведенной для каждого объявления, в случае, если скидка может быть предоставлена на несколько аналогичных товаров, в информационном буклете делается соответствующая надпись - "в ассортименте". В период проведения акции, скидка была представлена на определенный ассортимент товаров из числа экспресс-кондиционеров "GLISS KUR".
В соответствии с информацией в каталоге, подробности условий акции, в том числе сведения о конкретном ассортименте товара, участвующем в акции, доводилась до покупателей непосредственно в гипермаркете "Лента", а именно: товары, участвующие в акции, были выделены среди прочих товаров, путем установки специальных ценников красного цвета, а также обособленным расположением (в специально установленных местах).
Согласно пояснениям Общества, представленные фотографии акционного товара, подтверждают данные обстоятельства.
На экспресс-кондиционер "GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair" д/сух/повреж волос (Германия) 200 мл., как и на экспресс-кондиционер "GLISS KUR Экстремальный объем" (Словения) 200 мл., не участвующие в акции, действовала регулярная цена в размере 256 рублей 79 копеек. Указанные товары располагались отдельно от акционных Товаров и сопровождались ценниками желтого цвета (также представлены фотографии ценника на данный товар).
По факту непредоставления заявителю скидки в размере - 40% в период действия акции на экспресс-кондиционер "GLISS KUR" Общество сообщило, что 02.08.2015 г. при приобретении экспресс-кондиционера "GLISS KUR Глубокое восстановление+сыворотка" (Словения) 200 мл. в гипермаркете "Лента" по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64 заявителю была предоставлена скидка, заявленная в листовке.
На экспресс-кондиционер "GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair для сухих/поврежденных волос" (Германия) 200 мл. скидка в размере - 40% предоставлена быть не могла, так как данный товар не входил в ассортимент, участвующий в акции, располагался не на выделенных местах и сопровождался регулярным ценником.
Согласно пояснениям Общества, представленным в соответствии с Определением об отложении дел N 07/16 от 29.02.2016 г. (вх. N 1368 от 05.04.2016 г.), при отсутствии формализованного порядка установления розничных цен, ценообразование в Обществе подчиняется следующим принципам:
- лицо, ответственное за ассортимент товаров в определенной категории (Категорийный менеджер, КМ) в рамках своей категории управляет процессом ценообразования. При этом в отсутствие обстоятельств дефицита, спекулятивного роста цен или иных внешних неблагоприятных факторов, он имеет возможность принимать во внимание конкурентную среду, с целью реализации маркетинговой политики Общества "ценовое лидерство"
- в случае накопления излишков продукции на складах Общества, падения спроса на товары, сезонных колебаниях спроса категорийный менеджер имеет возможность снижать наценку и даже применять минусовую наценку, чтобы увеличить ротацию данных товаров.
Комиссия Новосибирского УФАС России не принимает данные доводы, в связи со следующим.
Согласно "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст), ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков (видам, классам, группам, моделям, размерам, цветам и/или иным признакам), предназначенный для продажи населению;
торговый ассортимент - ассортимент товаров, представленный в торговом предприятии или в торговой сети.
структура ассортимента товаров - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе.
Совокупностью товаров являются класс, группа, вид товаров.
Согласно материалам дела у Общества в продаже в период действия акции имелся в продаже экспресс-кондиционер "Gliss Kur", 200 мл. следующего торгового ассортимента (Таблица N 1):
Наименование продукции |
Регулярная цена (руб.) |
Акционная цена (руб.) |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair для сухих/поврежденных волос (Германия) 200 мл |
250,09 |
- |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальное восстановление (Словения) 200 мл |
250,09 |
149,99 |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальный ОН Эликсир (Словения) 200 мл |
250,09 |
149,99 |
Экспресс -Кондиционер GLISS KUR Million Gloss (Россия) 200 МЛ |
250,09 |
149,99 |
Экспресс- Кондиционер GLISS KUR Глубокое восстановление + сыворотка (Словения) 200 мл |
250,09 |
149,99 |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Hair Repair Nutritive для длинных/секущихся волос (Германия) 200 мл |
250,09 |
149,99 |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Аква Уход (Словения) 200-м |
250,09 |
149,99 |
Экспресс-Кондиционер GLISS KUR Экстремальный Объем (Словения) 200 мл |
250,09 |
- |
Родовым понятием, в данном случае, является товар марки "GLISS KUR", а иная информация являются разновидностью товарной группы экспресс-кондиционера, определенными своими особенностями, признаками, отличительными характеристиками.
Исходя из визуального анализа рассматриваемого рекламного изображения товара, указанного в рекламном каталоге, с учетом его смысловой (текстовой) нагрузки, в том числе текста: "Средство по уходу за волосами "Gliss Kur", в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл_", потребителем был сделан вывод о том, что акция распространяется на всю серию экспресс-кондиционеров объемом 200 мл. марки "Gliss Kur", представленную в магазине. Однако фактически, рассматриваемая акция распространялась не на весь ассортимент экспресс-кондиционеров объемом 200 мл. марки "Gliss Kur", имеющийся в продаже у Общества, а только на ее часть.
Оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.
В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
С учетом содержащейся в рекламе совокупной информации, реклама ввела потребителя в заблуждение в отношении отнесения цены 149 рублей 99 копеек ко всему ассортименту экспресс-кондиционеров объемом 200 мл. марки "Gliss Kur", в том числе в отношении цены приобретаемого им товара. Фактически, несмотря на наличие карты постоянного покупателя, заявителю не была предоставлена возможность приобретения выбранного им товара, не принимающего участие в акции, но входящего в указанный ассортимент продукции, по заявленной в рекламе цене. В действительности цена товара оказалась большей, чем рассчитывал потребитель, и составила 256,79 рублей.
При этом, ООО "Лента" (вх. N 3195 от 13.04.2016 г.) представлена таблица, в которой цена экспресс-кондиционера "GLISS KUR TOTAL-Восстановление 19 Hair Repair" для сухих/поврежденных волос (Германия) 200 мл., не участвующего в акции составила 250,09 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований п.п. 3, 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение указанных требований Закона о рекламе несёт рекламодатель (ч.6 ст.38 Закона о рекламе).
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации права N 54АГ 485083 деятельность в нежилом помещении по адресу: г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, д.64 осуществляет ООО "Лента", о чем в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8.12.2008 г. была сделана запись регистрации N 54-54-01\453\2008-196.
С учетом изложенного, принимая во внимание представленные документы и пояснения, таким лицом является ООО "Лента".
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО "Лента", Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в каталоге товаров "Лента. Новосибирск" N15 (срок действия с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г.) в том числе следующего содержания:
"Средство по уходу за волосами "Gliss Kur", в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%", ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "Лента" (ИНН 7814148471; 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112) нарушившим требования:
- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
2. Выдать ООО "Лента" предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ N 07/16
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
21 апреля 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы И.В. Волохина
члены Комиссии:
Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы, на основании своего решения от 21 апреля 2016 г. по делу N 07\16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в каталоге товаров "Лента. Новосибирск" N15 (срок действия с 30.07.2015 г. по 12.08.2015 г.) в том числе следующего содержания:
"Средство по уходу за волосами "Gliss Kur", в ассортименте: - экспресс-кондиционер, 200 мл. / - маска, 200 мл./149,99 250,09 /-40%", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 г. "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Лента" (ИНН 7814148471; 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, 112) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением:
- п. 3 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
- п. 4 ч.3 ст. 5 Закона о рекламе: недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, в том числе рекламы, указанной выше.
2. ООО "Лента" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 30 мая 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 21 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016