Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителя ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" <> - доверенность от 14.04.2016 N 263/72/16,
представитель <> на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу <> от 09.04.2016 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку трубогибочных станков с оптической измерительной системой (извещение N 0411200000915000008) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба <> (далее - Заявитель) от 09.04.2016 б/н (вх. от 11.04.2013 N 48389-Ф/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку трубогибочных станков с оптической измерительной системой (извещение N 0411200000915000008) (далее - Аукцион, Жалоба).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
27.09.2015 в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Согласно пункту 3.8 проекта контракта Документации проведение закупки финансируется за счет средств Федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 гг.".
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя, выразившиеся в:
1) отсутствии в Извещении данных о Заказчике;
2) неправомерном установлении требований к составу документов второй части заявки на участие в Аукционе;
3) неправомерном снижении начальной (максимальной) цены контракта без изменения объема закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и сообщил, что Аукцион проводился в соответствии с Законом о контрактной системе, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пункту 1 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 27.09.2015 Заказчиком в ЕИС размещено извещение, содержащее информацию о наименовании, место нахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице заказчика.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закон о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем пунктом 3.2.4 Документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии следующих документов и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика Участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика Участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Участника электронного аукциона;
2) копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, копия документа, удостоверяющего личность этого Участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);
3) копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени Участника закупки - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени Участника закупки без доверенности (далее руководитель). В случае, если от имени Участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени Участника закупки, заверенную печатью Участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;
4) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого Участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого Участника действий по участию в электронном аукционе (в том числе на регистрацию в электронном аукционе), заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;
5) идентификационный номер налогоплательщика этого Участника или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика этого Участника (для иностранного лица);
6) сведения об отсутствие у Участника электронного аукциона - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - Участника электронного аукциона судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7) копии учредительных документов этого Участника (для юридического лица), копия документа, удостоверяющего его личность (для физического лица);
8) решение об одобрении или о совершении по результатам электронного аукциона сделок от имени этого Участника электронного аукциона - юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого Участника электронного аукциона - юридического лица;
9) копии документов, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае если это предусмотрено Разделом I.3 (Информационная карта электронного аукциона) или копии этих документов;
10) сведения, подтверждающие право Участника закупки на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов, в случае если это предусмотрено Разделом I.3 (Информационная карта электронного аукциона);
11) копии документов об обладании Участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта Заказчик приобретает права на такие результаты, в случае если это предусмотрено Разделом I.3 (Информационная карта электронного аукциона);
12) сведения об отсутствии между Участником закупки и Заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель Заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы Заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - Участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - Участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей документации об электронном аукционе понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
13) сведения об непроведении ликвидации Участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании Участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
14) сведения об неприостановлении деятельности Участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
15) сведения об отсутствии у Участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
16) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено Разделом I.3 (Информационная карта электронного аукциона);
17) копии документов, подтверждающих соответствие Участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или копии этих документов.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренные частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно внесенных в Извещение, Документацию изменений начальная (максимальная) цена контракта составляет 250 000 000,00 рублей. В отношении перечня приобретаемого оборудования и его количества изменения в Документацию не вносились.
Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 4.1.14 проекта контракта Документации поставщик обязан привлекать субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, обладающих также свидетельством о допуске на выполняемые работы, выданным саморегулирующей организацией, сертификатом и/или другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ, в размере не менее 15% от цены контракта.
Указанные положения Документации не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта Документации конкретный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Инвент" 02.03.2016 (вх. 02.03.2016 N 27725-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку трубогибочных станков с оптической измерительной системой (извещение N 0411200000915000008) Комиссией ФАС России 11.03.2016 принято Решение по делу N 223-ФЗ-95/16 (далее - Решение), выдано предписание по делу N 223-ФЗ-95/16 (далее - Предписание).
В соответствии с Решением в действиях Заказчика установлены нарушения части 6 статьи 30, частей 5, 7, 8, 13 статьи 34, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, части 4 статьи 65, частей 4, 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 Предписания Заказчику надлежало привести документацию о проведении Аукциона в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения, в том числе установить в Документации конкретный объем привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Предписание в части установления в Документации конкретного объема привлечения субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, не исполнено.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в неисполнении Предписания, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу <> от 09.04.2016 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку трубогибочных станков с оптической измерительной системой (извещение N 0411200000915000008) обоснованной в части установления в Документации требования к содержанию второй части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренного частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать ОАО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" нарушившим часть 6 статьи 30, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что для устранения нарушений, выявленных в действиях Заказчика выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов по делу от 11.03.2106 N 223-ФЗ-95/16, по данному делу предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы по пункту 5 решения от 18.04.2016 N 223-ФЗ-144/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 апреля 2016 г. N 17/27954/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016