Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО "Сбербанк России" <> - доверенность от 01.03.2016 N 138-Д;
представители ООО "Агентство переводов "ФИАС-Амур" на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Агентство переводов "ФИАС-Амур" от 07.04.2016 N 15/16/I на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк" при проведении конкурса на право заключения договора на выбор организаций для выполнения переводов на русский и иностранные языки для ЦА ПАО Сбербанк (извещение N 31503176512) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Агентство переводов "ФИАС-Амур" (далее - Заявитель) от 07.04.2016 N 15/16/I (вх. 47359-ЭП/16 от 07.04.2016) на действия (бездействие) ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на выбор организаций для выполнения переводов на русский и иностранные языки для ЦА ПАО Сбербанк (извещение N 31503176512) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
30.12.2015 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:
дата и время окончания подачи заявок - 21.01.2016 в 16.00;
дата и время рассмотрения заявок - 22.01.2016 в 10.00;
дата и время подведения итогов - 31.03.2016 в 18.00.
Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно принято решение об отказе заявке Заявителя на участие в Конкурсе по причине не предоставления в составе заявки документов, установленных пунктом 4 приложения 2 Документации, а именно документов, подтверждающих наличие опыта сотрудничества на долгосрочной основе (не менее 3 лет) с крупнейшими (согласно рейтингу агентства "Эксперт РА") российскими компаниями/подразделениями международных компаний с указанием перечня компаний, их адресами и объема предоставляемых им услуг - при этом хотя бы одна компания должна быть из финансовой/банковской отрасли.
Кроме того, поскольку победителями Конкурса предложена более высокая цена оказания услуг, Заявитель просит проверить установленную Документацией оценку заявок участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 4.1 Документации к участникам Конкурса в том числе установлено требование и наличии опыта сотрудничества на долгосрочной основе (не менее 3 лет) с крупнейшими (согласно рейтингу агентства "Эксперт РА") российскими компаниями/подразделениями международных компаний с указанием перечня компаний, их адресами и объема предоставленных им услуг - при этом хотя бы одна компания должна быть из финансовой/банковской отрасли (далее - Требование о наличии опыта).
При этом согласно пункту 4.2 Документации участники, не соответствующие критериям допуска, установленным в п. 3.6, 4.1 и/или не соответствующие требованиям п. 6.1 Документации, не допускаются к дальнейшему участию в отборе.
Согласно Протоколу заседания Конкурсной комиссии ПАО Сбербанк" по закупке товаров, выполнения работ, оказания услуг от 30.03.2016 N 020-1/16 заявка Заявителя отклонена в связи с несоответствием предложений требованию, указанному в пункте 4.1 Документации (Требование о наличии опыта).
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что выполнение переводов на русский и иностранные языки должно полностью соответствовать высочайшему классу по терминологии и точности переводов текстов исключительно банковской и финансовой тематики. Переводчики общего направления заведомо не способны оказать услуги требуемого качества по отношению к специальным текстам.
Установление требования к участникам Конкурса о наличии опыта сотрудничества с крупнейшими российскими и иностранными компаниями обусловлено характером и объемами услуг, сопоставимыми с ПАО "Сбербанк России" по масштабу и сфере деятельности.
В соответствии с Порядком оценки и сопоставления предложений Участников, установленном Приложением N 5 Документации (далее - Порядок оценки) основанием для отклонения Заявки являются в том числе получение 0,5 балла (или менее (0,3-0,1 балла)) за точность передачи смысла оригинала (Критерий 1) на любых трех из представленных тестовых переводов для Лота 1 и/или получение 0,5 балла (или менее (0,3-0,1 балла)) на обоих тестовых переводах для Лота 2. При этом основанием для отклонения Заявки также является получение 0,1 балла за точность передачи смысла оригинала (Критерий 1) на любых двух из представленных тестовых переводов, вне зависимости от оценок за точность по всем остальным тестовым переводам.
Отклоненные заявки не допускаются к дальнейшей оценке.
Представитель Заказчика также пояснил, что Заказчиком проведена оценка качества перевода заявки Заявителя, по результатам которой установлено 127 существенных искажений и 55 несущественных искажений текста перевода.
Наличие более 10 существенных искажений свидетельствует о крайне низком качестве перевода и согласно Порядку оценки являются основанием отклонения заявки, что подтверждает несоответствие также и иным критериям, по которым определены победители Конкурса.
Основным критерием определения победителя Конкурса является качество оказания услуг, а не их стоимость. При этом наличие незначительного количества искажений либо несущественных искажений текста перевода учитывается при определении победителей в качестве критериев оценки и сопоставления заявок, следовательно, победителем может стать участник Конкурса, предложивший лучшее качество, но не самую низкую цену.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих об ограничении действиями Заказчика количества участников Конкурса путем установления Требований о наличии опыта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.
Из пункта 4.1 Документации следует, что участники должны соответствовать следующим требованиям, включая деловую репутацию", в том числе:
- наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
- наличие необходимых сертификатов на продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции;
финансовое состояние Участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по Договору (расчет выполняется по Методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО Сбербанк, расположенной по адресу http://www.sberbank.ru/moscow/ru/fpartners/purchase/ useful_info/ на основании представленной Участником в Заявке информации и документов).
При этом, из Документации не представляется возможным определить на какие товары, работы, услуги требуется наличие лицензий или свидетельств, какие сертификаты на продукцию необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе, что подразумевает Заказчик под "профессиональной компетентностью", наличие каких финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей необходимо для исполнения договора.
Также Заказчик в Документации не приводит исчерпывающего понятия финансовой устойчивости и деловой репутации, что не позволяет определить, каким финансовым положением и какой деловой репутацией должен обладать участник для допуска к участию в Конкурсе.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с подпунктом 8.1 пункта 8 Документации "все вопросы должны направляться в электронном виде по адресам AIKuznetcova@sberbank.ru не позднее, чем за 5 (Пять) рабочих дней до даты окончания подачи Конкурсных заявок".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Исходя из требований пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, комиссия антимонопольного органа выдает обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Смарт Перевод" б/д б/н (вх. от 27.01.2016 N 9498/16) на действия (бездействие) Заказчика при проведении Конкурса Комиссией ФАС России 03.02.2016 принято Решение по делу N 223-ФЗ-23/16 (далее - Решение), выдано предписание по делу N 223-ФЗ-23/16 (далее - Предписание).
В соответствии с Решением в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10, статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с пунктом 1 Предписания Заказчику надлежало, в том числе, при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе не учитывать требование установленное в пункте 4.1 Документации о проведении Конкурса, в части подтверждения "деловой репутации" и "финансового состояния", продолжить проведение Конкурса в соответствии с Положением о закупках.
Согласно пояснениям представителя Заказчика Предписание исполнено (письмо ПАО "Сбербанк России" от 16.02.2016 N 125-05/исх/24).
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Агентство переводов "ФИАС-Амур" от 07.04.2016 N 15/16/I (вх. 47359-ЭП/16 от 07.04.2016) на действия (бездействие) ПАО "Сбербанк России" при проведении конкурса на право заключения договора на выбор организаций для выполнения переводов на русский и иностранные языки для ЦА ПАО Сбербанк (извещение N 31503176512) необоснованной.
2. Признать в действиях ПАО "Сбербанк России" нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что для устранения выявленных в действиях Заказчика выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов по делу N 223-ФЗ-23/16, по данному делу предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, не выдавать.
4. Материалы дела от 14.04.2016 N 223-ФЗ-141/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России не передавать в связи с передачей для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалов дела от 03.02.2016 N 223-ФЗ-23/16.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 апреля 2016 г. N 17/25753/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016