Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
АО "Мосводоканал" <> - доверенность от 31.12.2015 N (30)24-869/15, <> - доверенность от 31.12.2015 N (30)24-713/15, <> - доверенность от 11.04.2016 N (30)24-203/16, <> - доверенность от 11.04.2016 N (30)24-204/16,
АО "ЕЭТП" <> - доверенность от 10.09.2015 б/н,
ООО "Промстройинвест" <> - доверенность от 11.04.2016 б/н,
рассмотрев жалобу ООО "Промстройинвест" от 29.03.2016 N 113-03/16 на действия (бездействие) заказчика АО "Мосводоканал", оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Модернизация водозаборных узлов на территории ТиНАО "Красная Пахра-2" (извещение N 31603370286) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Промстройинвест" от 29.03.2016 N 113-03/16 (далее - Заявитель) (вх. от 05.04.2016 N 44896/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Мосводоканал" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Модернизация водозаборных узлов на территории ТиНАО "Красная Пахра-2" (извещение N 31603370286) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО "Мосводоканал", утвержденным советом директоров АО "Мосводоканал" от 29.05.2015 N 35 (далее - Положение о закупках).
Согласно Извещению, проведение Конкурса осуществлялось Заказчиком с использованием функционала единой информационной системы и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" (далее - ЭТП).
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием ЭТП, имеющей адрес в сети "Интернет": http://www.roseltorg.ru, регулируются Регламентом организации и проведения электронных аукционов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом АО "ЕЭТП" от 30.12.2015 N 11 (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
29.02.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Согласно Извещению и Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 22.03.2016 в 9 час. 55 мин. Дата и время рассмотрения заявок 23.03.2016 в 09 час 00 мин.
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса нарушены права и законные интересы Заявителя, выразившиеся в неправомерном отклонении Оператором электронной площадки заявки на участие в Конкурсе, непредставлении Заказчику заявки для рассмотрения.
Представители Заказчика, представитель Оператора электронной площадки с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Регламентом.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Оператора электронной площадки, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Пунктом 1.9 Документации установлен исчерпывающий перечень условий допуска и отстранения от участия в Конкурсе, в том числе в связи с непредставлением документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения таких заявок указано в пункте 25 Информационной карты конкурса Документации.
Согласно пункту 25 Информационной карты Документации обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 5% от начальной цены договора.
В соответствии с требованиями Документации денежные средства должны быть внесены до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, путем зачисления на счет Заказчика.
Заявителем представлено платежное поручение от 21.03.2016 N 222 с отметкой банка, согласно которому денежные средства Заявителя в размере 1 699 547,14 рублей направлены в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе на расчетный счет Заказчика.
Согласно пункту 4.1.10 Регламента Оператору электронной площадки необходимо взимать плату с участника, который принял участие в процедуре и по итогам которой был признан победителем на основании итогового протокола процедуры. Размер платы за каждый размещенный лот составляет 6900 (Шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек, в том числе НДС 18% для процедур, объявленных до 31.01.2016 включительно и 6900 (Шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек, в том числе НДС 18% для процедур, объявленных с 01.02.2016. Плата взимается независимо от заключения договора между Организатором торгов и победителем, независимо от отказа Организатора торгов от заключения договора, а также участия в процедуре единственного участника. Отказ Организатора торгов от заключения договора не является основанием для возврата денежных средств, удержанных с победителя за участие в процедуре.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Регламента если требование к обеспечению участия в процедуре не было установлено Организатором торгов, Оператор электронной торговой площадки вправе блокировать минимальную сумму обеспечения участия, равную плате, взимаемой с победителя процедуры в соответствии с пунктом 4.1.10 Регламента.
В соответствии с пунктом 17.6 Регламента по факту поступления в АС Оператора заявки на участие в процедуре, АС Оператора осуществляет блокировку денежных средств в размере суммы обеспечения заявки на участие в процедуре, в случае если требование о внесении обеспечения на Лицевой счет, открытый Оператором было установлено Организатором торгов в извещении о проведении процедуры. В случае, если Организатором торгов не установлено требование о внесении обеспечения, АС Оператора блокирует денежные средства Заявителя в сумме, указанной в пункте 4.1.10 Регламента.
Согласно пояснениям представителя Оператора электронной площадки требование об обеспечении заявки на участие в Конкурсе в Извещении Заказчиком не установлено, заявка Заявителя была не допущена Оператором электронной площадки к участию в Конкурсе в связи с отсутствием необходимой суммы в размере 6 900 рублей для обеспечения участия в процедуре Конкурса.
Вместе с тем в Регламенте действия Оператора электронной площадки в части возможности или невозможности блокирования минимальной суммы обеспечения участия в процедуре закупки, равную плате, взимаемой с победителя процедуры в соответствии с пунктом 4.1.10 Регламента в случае, если требование к обеспечению участия в процедуре было установлено Организатором торгов, не регламентированы.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг несет заказчик.
Учитывая изложенное, Оператором электронной площадки заявка Заявителя неправомерно не допущена на участие в Конкурсе, а также не представлена Заказчику для рассмотрения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектно-сметной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика, а также объем выполняемых работ.
Согласно пункту 3 Информационной карты Документации объемы выполнения работ установлены в соответствии с проектом договора и технической частью Документации.
В соответствии с Техническим заданием на выполнение работ Технической части Документации распоряжением АО "Мосводоканал" от 21.01.2016 N 101/04-129/16 утверждена проектная документация "Модернизация водозаборных узлов на территории ТиНАО "Красная Пахра-2", разработанная ООО "МВК-Проект".
Вместе с тем Комиссией ФАС России установлено, что проектная документация не размещена в ЕИС в составе Документации.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении в ЕИС проектной документации в составе Документации, нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 7 Информационной карты Документации установлено, что участник должен иметь свидетельство, выданное саморегулируемой организацией с расшифровкой видов работ, разрешающего выполнение работ по предмету договора в соответствии с приказом от 30.12.2009 г. N 624:
2. Подготовительные работы
2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей;
2.2. Строительство временных; дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений;
3. Земляные работы
3.1. Механизированная разборка грунта;
4. Устройство скважин
4.2. Бурение и обустройство скважин нефтяных и газовых скважин);
4.3. Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений;
16. Устройство наружных сетей водопровода
16.1. Укладка трубопроводов водопроводных;
16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей;
16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов;
16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода;
17. Устройство наружных сетей канализации
17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных;
17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных;
17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей;
17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев;
17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации;
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно;
20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения;
24. Пусконаладочные работы
24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении;
24.29. Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения.
и/или
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.7. Объекты водоснабжения и канализации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Документации к наличию в составе заявки на участие в Конкурсе действующих свидетельств о допуске к выполнению конкретных видов работ, выданных саморегулируемой организацией противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Промстройинвест" от 29.03.2016 N 113-03/16 (вх. от 05.04.2016 N 44896/16) на действия (бездействие) заказчика АО "Мосводоканал", оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по объекту: "Модернизация водозаборных узлов на территории ТиНАО "Красная Пахра-2" (извещение N 31603370286) обоснованной.
2. Признать в действиях АО "Мосводоканал" нарушения части 1 статьи 2, пункта 3 части 9, пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.04.2016 N 223-ФЗ-140/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Выдать АО "Мосводоканал" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 апреля 2016 г. N 17/24809/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016