Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 31 марта 2016 г. N 1
Резолютивная часть объявлена 23.03.2016 года
Полный текст решения изготовлен 31.03.2016 года
г. Ставрополь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Сапунов Д.Н. -заместитель руководителя Ставропольского УФАС России, председатель комиссии;
Члены Комиссии:
Гритчин И.Н. - начальник отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Волошина О.В. - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
рассмотрев дело N1 по признакам нарушения Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (355006, г. Ставрополь, ул. Коста Хетагурова, д.8; ИНН-2636014845, ОГРН-1022601934486), пункта 14 части 1 статьи 17.1, статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в заключение договора аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746 на помещение N38, площадью 16,8 кв.м. между КУМИ г. Ставрополя и ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром" без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора, предоставив хозяйствующему субъекту с которым был заключен договор преимущество, которое могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
в присутствии на заседании представителя ответчика - <__> руководителя отдела нежилых объектов недвижимости комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, по доверенности от 15.02.20146г.; в отсутствии заинтересованного лица ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр";
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
В Ставропольское УФАС России из Управления Росреестра по Ставропольскому краю поступил договор аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя заключенный между комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр" N6746 от 25.11.2014 г. с тем, чтобы управление проанализировало данный договор на соответствие антимонопольному законодательству.
В ходе проверки от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (КУМИ г.Ставрополя) был запрошены сведения и ряд документов, проанализировав которые установлено следующее.
По адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а, помещения N40,42,54, площадью 30,7 кв.м. закреплены на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско - юношеской спортивной школы по теннису города Ставрополя.
Помещения N3-6,10-19, площадью 170,7 кв.м. переданы ПАО "Сбербанк" по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 01.07.2014 N6700. Названный договор заключен в соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя от 20.06.2014 N140 как с единственным участником аукциона в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Помещение N39, площадью 9,3 кв.м. передано ОАО "СГРЦ" без проведения аукциона по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 01.08.2014 N6712, заключенного на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Помещение N38, площадью 16,8 кв.м. передано ООО "Северо-Кавказскому региональному юридическому центру" без проведения аукциона по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746. В данном договоре аренды указанно, что он заключен на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 5.1. статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
В связи с тем, что согласно пункту 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции Федеральный антимонопольный орган утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, объем анализа состояния конкуренции будет определен соответствующим приказом ФАС России.
Согласно письму ФАС России от 24.12.2015 NИА/74666/15, до вступления в силу соответствующего приказа следует руководствоваться положениями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (далее - Порядок), утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 N220.
В отношении дел, при рассмотрении которых действующая редакция Порядка устанавливает, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке не проводится, после вступления в силу изменений, внесенных Законом N275-ФЗ и до вступления в силу соответствующего приказа ФАС России об определении порядка проведения анализа состояния конкуренции при рассмотрении таких дел следует определять географические и продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка, а также, в случае необходимости, состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей.
Продуктовые границы. В качестве продуктовых границ товарного рынка следует рассматривать услугу по передаче во временное владение и пользование за плату (сдачу в аренду) нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя:
по договору от 01.08.2014 N6712 на помещение N39, заключенному между Комитетом и ОАО "СГРЦ" и площадью 9,3 кв. м, без проведения аукциона;
по договору от 25.11.2014 N6746 на помещение N38 площадью 16,8 кв. м, заключенному между Комитетом и ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром", без проведения аукциона.
Географические границы. Органы местного самоуправления вправе сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящемся в муниципальной собственности иные сделки (ст. 130 Конституции РФ, ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В связи с вышеизложенным географическими границами анализа принимаются административные границы г. Ставрополя, т. к. муниципальная собственность, принадлежащая муниципалитету, находится в этих границах.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей. Единственным продавцом на исследуемом товарном рынке является Комитет.
Покупателями на товарном рынке является неопределенный круг лиц, обратившийся в Комитет для получения находящегося в Комитете в свободном для изучения доступе перечня пустующих помещений, предназначенных для сдачи в аренду. Поэтому, в случае предполагаемой аренды помещения (нескольких помещений покупателем(лями) на товарном рынке будет(ут) являться хозяйствующий(ие) субъект(ы), с которым(ми) Комитет заключит договор(ы) аренды.
Указанные обстоятельства, согласно пункта 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.
В ходе рассмотрения дела установлено.
По состоянию на 01.01.2014 года в реестре муниципальной собственности города Ставрополя на 1 этаже здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а числились нежилые помещения общей площадью 379,9 кв.м., из них, помещения, площадью 152,4 кв.м. были проданы на аукционе, в связи с банкротством МУП "Жилищник" по договору купли - продажи недвижимости от 15.08.2014 года.
По состоянию на 01.01.2015 года в реестре муниципальной собственности города Ставрополя на 1 этаже здания по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а находятся следующие помещения общей площадью 227,5 кв.м:
Помещения N40,42,54, площадью 30,7 кв.м. закреплены на праве оперативного управления за муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей детско - юношеской спортивной школы по теннису города Ставрополя.
Помещения N3-6,10-19, площадью 170,7 кв.м. переданы ПАО "Сбербанк" по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 01.07.2014 N6700. Названный договор заключен в соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя от 20.06.2014 N140 как с единственным участником аукциона в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Помещение N39, площадью 9,3 кв.м. передано ОАО "СГРЦ" без проведения аукциона по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 01.08.2014 N6712, заключенного на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Помещение N38, площадью 16,8 кв.м. передано ООО "Северо-Кавказскому региональному юридическому центру" без проведения аукциона по договору аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746. В данном договоре аренды указанно, что он заключен на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В письменных объяснениях КУМИ г. Ставрополя указывает, что договоры аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746 и от 01.08.2014 N6712, заключены на основании пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку арендуемая площадь по каждому договору менее 20 кв.м.
Присутствуя на рассмотрении, представитель КУМИ г. Ставрополя, поддержала доводы, ранее изложенные письменно, в полном объеме.
Исходя из сложившейся ситуации, следует рассматривать только договоры аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 01.08.2014 N6712 на помещение N39 заключенный между КУМИ г. Ставрополя и ОАО "СГРЦ", площадью 9,3 кв.м. без проведения аукциона и договор аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746 на помещение N38, площадью 16,8 кв.м. заключенный между КУМИ г. Ставрополя и ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром" без проведения аукциона.
Опираясь на хронологию заключения данных договоров аренды, следует, что при заключении договора аренды от 01.08.2014 N6712 на помещение N39 заключенным между КУМИ г.Ставрополя и ОАО "СГРЦ", площадью 9,3 кв.м. отсутствует нарушение норм закона о защите конкуренции, поскольку в данном договоре учитываются требования пункта 14 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", в то время как при заключении договора аренды от 25.11.2014 N6746 на помещение N38, площадью 16,8 кв.м. заключенным между КУМИ г.Ставрополя и ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром" данное требование уже нарушается, поскольку при заключении договора аренды от 25.11.2014 N6746 общая площадь передаваемого имущества увеличивается и составляет более чем двадцать квадратных метров площади (9,3 кв.м. + 16,8 кв.м. = 26,1кв.м) соответствующего здания расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а.
Таким образом, заключение договора аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746 на помещение N38, площадью 16,8 кв.м. между КУМИ г.Ставрополя и ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром", осуществленное по средством распоряжения комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 13.11.2014 г. N568 "О передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя, в аренду", могло быть осуществлено только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора. Что касается указанного договора, то данная процедура не была соблюдена, следовательно, предоставляя в аренду муниципальное имущество, предоставило данному хозяйствующему субъекту ООО "Северо-Кавказскому региональному юридическому центру", с которым был заключен договор, преимущество, которое может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" в том числе пунктами 3, 9, 14 определено:
Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
3) государственным и муниципальным учреждениям;
9) в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона;
14) являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество;
Согласно статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
20) государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
Порядок и процедура предоставления преференций регламентируется главой 5 - Предоставление государственных или муниципальных преференций.
Согласно статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"
3. Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев определенных частями 3 и 4 статьи 19.
Согласно статьи 21 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" - В случае, если при осуществлении контроля за предоставлением и использованием государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом, установит факты предоставления преференций в нарушение порядка, установленного статьей 20 настоящего Федерального закона, или несоответствие ее использования заявленным в заявлении целям, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция, федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав, либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества хозяйствующим субъектом, получившим государственную или муниципальную преференцию, при условии, что государственная или муниципальная преференция была предоставлена в иной форме.
На основании изложенного, действия КУМИ г. Ставрополя при заключении аренды нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Ставрополя от 25.11.2014 N6746 с ООО "Северо-Кавказским региональным юридическим центром", без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этого договора нарушили пункт 14 части 1 статьи 17.1 и статью 19 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы КУМИ г. Ставрополя о том, что общая площадь помещений N39 (переданных ОАО "СГРЦ" - 9,3 кв.м) и N38 (переданных ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр" - 16.8 кв.м,) в размере 26.1 кв.м. была менее 10% от общей площади 379.9 кв.м., что соответствовало п. 14 ч. 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, отклоняются в виду следующего.
Согласно пункта 9 разъяснений ФАС России от 05.06.2012 года "по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)"
"9. Предоставление прав владения и (или) пользования частью или частями помещения, здания, строения или сооружения
Согласно пункту 14 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов в случае предоставления имущества, которое является частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если его общая площадь составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество.
При этом вышеуказанное ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в отношении каждого здания (строения, сооружения, помещения) в совокупности.
Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции".
Данные выводы также подтверждаются судебной практикой в т.ч. по делу А60-39829/2012 (постановление федерального арбитражного суда Уральского округа и Определение ВАС РФ об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.)
Передача государственного или муниципального имущества конкретному лицу без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного лица преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также имеют намерение приобрести вышеуказанные права.
На основании вышеизложенного, комиссия Ставропольского УФАС России, приходит к выводу, что в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя имеет место нарушение пункта 14 части 1 статьи 17.1. статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр" на основании договора аренды без торгов, без согласования предоставления муниципальной преференции, муниципального имущества - нежилого помещения N38, площадью 16,8 кв.м., находящегося в здании по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" решила:
1. Признать в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (355006, г. Ставрополь, ул. Коста Хетагурова, д.8; ИНН-2636014845, ОГРН-1022601934486), нарушения пункта 14 части 1 статьи 17.1., статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр" на основании договора аренды без торгов, без согласования предоставления муниципальной преференции, муниципального имущества - нежилого помещения N38, площадью 16,8 кв.м., находящегося в здании по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а.
2. Выдать комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя предписание об устранении выявленных нарушений, а именно:
2.1 Отменить распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 13.11.2014 г. N568 "О передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности города Ставрополя, в аренду";
2.2 Принять меры по возврату переданного ООО "Северо-Кавказский региональный юридический центр" муниципального имущества города Ставрополя - нежилого помещения N38, площадью 16,8 кв.м., находящегося в здании по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 450-450а.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в арбитражный суд Ставропольского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 марта 2016 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016