Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 31 марта 2016 г. N 192-Ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: "_" - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: "_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "МедТехника" (далее - Общество, Участник закупки, Заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реактивов для патологоанатомического отделения Клиники ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100043216000091) (далее - Аукцион), в присутствии представителей ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (далее - Заказчик), действующих на основании доверенности от 01.01.2016 N 5, приказа N 66 от 02.03.2016, в отсутствие представителей Заявителя жалобы, установила:
В Челябинское УФАС России 24.03.2016 поступила жалоба ООО "МедТехника" на действия заказчика при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru 17.03.2016 извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта- 573 079,39 рублей.
По состоянию на 31.03.2016 контракт по результатам Аукциона не заключен, заключение контракта приостановлено антимонопольным органом в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявитель полагает, что Заказчик в нарушение частей 1,3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) неправомерно включил в один лот реактивы по позициям 5,9,10,11, которые являются уникальными и производятся только ООО "Эргопродакшн".
В подтверждение доводов жалобы Общество представило регистрационное удостоверение N РЗН 2013/775 от 23.03.2015 на реагенты для проведения пробоподготовки, окрашивания и заключения под покровное стекло гистологических и цитологических препаратов производства ООО "Эргопродакшн" (г. Санкт-Петербург), выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севостополю от 12.11.2015 N 06/996-15, решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 14.08.2015 N 2-57-6965/77-15.
Представители Заявителя на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не явились, уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы по существу по адресу электронной почты, указанному в жалобе, ходатайств об отложении заседания не направили.
Представители Заказчика против удовлетворения доводов жалобы возражали, пояснили, что действия заказчика соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, пикрофуксин производят ООО "Эргопродакшн", ООО "ЛабПоинт", ООО "Первая лабораторная Компания", метенамин-серебро - ООО "Эргопродакшн", ООО "СМ Траст", ООО "БиоОптика", альциановый синий рH 2.5 Шифф реакция - ООО "Эргопродакшн", ООО "СМ Траст", альциановый синий pH 0.1 по Моури - ООО "Эргопродакшн", ООО "Первая лабораторная Компания".
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "МедТехника", проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, распространяют свое действие и антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в Аукционе.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
Объектом рассматриваемой закупки в соответствии с извещением о проведении Аукциона и пунктами 2,5 Информационной карты документации об Аукционе является поставка реактивов для патологоанатомического отделения Клиники ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России.
Описание объекта закупки приведено Заказчиком в Приложении N 1 к документации об Аукционе "Заявка N 74_" (далее - ТЗ).
По позициям 5,9,10,11 ТЗ Заказчику требуются к поставке следующие товары:
Пикрофуксин по ван Гизону, 250 мл, 1 шт. (позиция N 5), Метенамин-серебро Р.A.S.M. 100 тестов, 2 упаковки (позиция N 9), Альциановый синий pH 2.5 Шифф реакция, 100 тестов, 12 упаковок, Альциановый синий pH 0.1 по Моури, 500 мл 1 упаковка.
Согласно статье части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 "323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об ООЗГ в РФ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу части 4 статьи 38 Закона об ООЗГ в РФ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий".
Как следует из регистрационного удостоверения N РЗН 2013/775 от 23.03.2015 ООО "Эргопродакшн" производит следующие реагенты, включенные в ТЗ, - Альциановый синий pH 2.5 Шифф реакция, Метенамин-серебро P.A.S.M., Пикрофуксин по Ван-Гизону.
Доказательств того, что реагенты иных производителей включены в Государственный реестр изделий медицинского назначения, заказчиком на заседание Комиссии Челябинского УФАС России не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что включение Заказчиком в одну закупку требований к поставке товаров, производимых широким кругом производителей и эксклюзивных товаров, выпускаемых только одним производителем ООО "ЭргоПродакшн" с регистрационным удостоверением, носят необъективный характер, влекут за собой ограничение количества участников закупки, нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об Аукционе отсутствует дата окончания представления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, установленная в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени".
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать доводы жалобы ООО "МедТехника" на действия Заказчика обоснованными.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пунктов 1, 11 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лице Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
ПРЕДПИСАНИЕ N 192-ж/2016
об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о контрактной системе
31 марта 2016 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии: "_" - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
Членов
Комиссии: "_" - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
"_" -
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
на основании решения Челябинского УФАС России от 31.03.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО "МедТехника" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку реактивов для патологоанатомического отделения Клиники ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100043216000091) (далее - Аукцион) и проведения внеплановой проверки указанной закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, предписывает:
1. Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети "Интернет" не заключать контракт по итогам проведения Аукциона;
2. Аукционной комиссии в срок до 08.04.2016 принять решение об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, и передать указанное решение в Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации для размещения на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направления ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3. Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации в срок до 11.04.2016 (включительно):
3.1. разместить сведения о принятом Аукционной комиссией решении, указанном в пункте 2 настоящего предписания, на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок и направить ЗАО "Сбербанк-АСТ";
3.2. принять решение об отмене Аукциона и разместить сведения об указанном решении на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок;
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ" с 04.04.2016 обеспечить Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Аукционной комиссии возможность исполнения пунктов 1-3 настоящего предписания;
5. Государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации в подтверждение исполнения предписания в срок до 15.04.2016 (включительно) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания (в письме об исполнении предписания указывать номер дела), а именно: копию решения заказчика об отмене Аукциона, решения Аукционной комиссии об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, доказательства размещения сведений о решениях Заказчика и Аукционной комиссии на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.
Председатель Комиссии: "_"
Члены Комиссии: "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 марта 2016 г. N 192-Ж/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016