Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал": <> - доверенность от 23.03.2016 N 37, <> - доверенность от 23.03.2016 N 38, <> - доверенность от 23.03.2016 N 39;
ООО "Ультраформ Проект": <> - доверенность от 02.12.2015 N 165-12/15, <> - доверенность от 24.03.2016 N 186-03/15,
рассмотрев жалобу ООО "Ультраформ Проект" б/д N б/н на действия (бездействие) заказчика МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" при проведении конкурса на право заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание имущества заказчика (извещение N 31502906560) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Ультраформ Проект" (далее - Заявитель) от б/д N б/н на действия (бездействие) заказчика МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" (далее - Заказчик) при проведении конкурса на право заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание имущества заказчика (извещение N 31603299691)(далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский Водоканал", утвержденным Приказом МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" от 13.08.2015 N 165 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09.02.2016 на официальном сайте размещено извещение и Конкурсная документация (далее - Извещение, Конкурсная документация).
Из жалобы и пояснений представителей Заявителя на заседании Комиссии ФАС России следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:
Заказчиком не размещена на Официальном сайте проектная документация;
Заказчиком не установлена стоимость услуг, являющихся объектом Конкурса;
Заказчик разместил на Официальном сайте протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, с нарушением требований Закона о закупках;
Заказчик не имел права проводить Конкурс в связи с тем, что у него отсутствовало надлежащим образом зарегистрированное право аренды имущества, техническое обслуживание и эксплуатация которого выступают объектом Конкурса.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Конкурсной документации.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, рассмотрение жалобы перенесено Комиссией ФАС России с 24.03.2016 на 28.03.2016.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.3.10 проекта договора Конкурсной документации исполнитель обязан приобретать для выполнения работ оборудование, строительные материалы, конструкции, инженерное (технологическое) оборудование и инвентарь в соответствии с проектно-сметной документацией (все поставляемые материалы и оборудование должны быть новыми, годными к использованию и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество).
Таким образом, исполнитель обязан выполнить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию имущества Заказчика с использованием оборудования, строительных материалов, конструкций, инженерного (технологического) оборудования и инвентаря, соответствующих проектно-сметной документации.
Учитывая изложенное, отсутствие в Конкурсной документации сведений об оборудовании, строительных материалах, конструкциях, инженерном (технологическом) оборудовании и инвентаре, использование которых является обязательным при выполнении работ, являющихся объектом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлены требования к порядку формирования начальной (максимальной) цены договора, а также обязанность по обоснованию начальной (максимальной) цены договора.
Согласно Извещению и Информационной карте Конкурсной документации начальная (максимальная) цена договора: 986 020 233 (Девятьсот восемьдесят шесть миллионов двадцать тысяч двести тридцать три) рубля 11 коп. в том числе НДС 18% (плановая цена за единицу товара, работ и услуг указана в Приложении N 2 к Информационной карте открытого конкурса).
При этом в Приложении N 2 к Информационной карте Конкурсной документации содержится обоснование и приведен расчет стоимости оказания услуг при эксплуатации и техническом обслуживании имущества Заказчика.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что протокол вскрытия конвертов N 31603299691-01 подписан 02.03.2016, размещен 09.03.2016, протокол рассмотрения заявок N 31603299691-02 подписан 03.03.2016, размещен 09.03.2016, протокол оценки и сопоставления заявок N 31603299691-03 подписан 03.03.2016, размещен 10.03.2016.
Таким образом, Заказчик разместил протоколы, составленные к ходе проведения Конкурса, с нарушением регламентированных сроков, что является нарушением части 12 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии со статьей 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований Закона о закупках осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик, в отсутствие у него надлежащим образом зарегистрированного права аренды имущества, техническое обслуживание и эксплуатация которого выступают объектом закупки, в нарушение положений норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предложил в качестве объекта проводимого Заказчиком Конкурса указанное имущество.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России в рамках рассмотрения жалоб на нарушения заказчиками требований Закона о закупках, не вправе осуществлять контроль за соблюдением заказчиками при осуществлении ими закупочной деятельности норм законодательства Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, довод Заявителя о том, что у Заказчика отсутствует право на проведение Конкурса не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России в рамках рассмотрения жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика предусмотрены пунктом 1.2 Положения о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление от 29.12.2015 N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В Информационной карте Конкурсной документации в пункте "Запреты, ограничения, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг" установлено, что "выполнение работ, являющихся предметом контракта, организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики - запрещено в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015"
Вместе с тем, объект Конкурса не входит в перечень, установленный Постановлением от 29.12.2015 N 1457
Таким образом, установление в Конкурсной документации запрета в отношении организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики приводит к неправомерному ограничению количества участников Конкурса, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с результатами вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе, ни один из участников Конкурса не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о закупках не повлияло на результаты Конкурса.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Ультраформ Проект" от б/д N б/н на действия (бездействие) заказчика МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" при проведении конкурса на право заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание имущества заказчика (извещение N 31502906560) обоснованной в части неразмещения МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" конкурсной документации в полном объеме, и неразмещения в регламентированный срок протоколов, составленных в ходе проведения конкурса.
Признать МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4, часть 12 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.03.2016 N 223-ФЗ-121/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 4 и 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по результатам проведения закупки заключен договор, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 марта 2016 г. N 17/21225/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.5.2016