Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 02-06-09-2016 (опубликовано 20 мая 2016 г.)
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления;
члены Комиссии:
, главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
, главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы;
в присутствии:
- представителя МП г. Читы "Троллейбусное управление";
- ООО "Морозов";
рассмотрев дело N 9 по признакам нарушения ООО "Морозов" и МП г. Читы "Троллейбусное управление" части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установила:
В срок с 7 декабря 2015 года по 18 декабря 2015 года на основании приказа Забайкальского УФАС России от 16 ноября 2015 года N 237 была проведена плановая проверка в отношении МП г. Читы "Троллейбусное управление" (акт проверки N9 от 14.12.2016).
В ходе проверки установлено, что в период с 16.04.2015 по 05.05.2015, на основании договора с ООО "Морозов" в салоне троллейбуса N 3иУ 682 Г (инв. NN 193-263) и ТРОЛ3А-5275-03,07 (инв. NN 264-287) распространялась реклама следующего содержания: "Стоматология, 8-924-271-38-98, 8-914-469-4210, 8-914-515-2957, ул. Шилова, 35, каб. 325/2, 3 этаж напротив "Сбербанка" доехать марш. N 2,35, тролл.N6 Позвоните сейчас и получите скидку 10%, ПРОТЕЗИРОВАНИЕ быстро, качественно! металлокерамика от 4500 руб.! - лечение -реставрация -отбеливание -снятие зубного камня ультразвуком. Консультация - Бесплатно! Пенсионерам -скидки".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услугам стоматологии, протезирования, лечения, реставрации, отбеливания, снятия зубного камня ультразвуком и способствует продвижению обозначенных товаров на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Указанная выше реклама содержит признаки нарушения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Определением от 30 марта 2016 года Забайкальским УФАС России возбуждено дело N 9 в отношении ООО "Морозов" и МП г. Читы "Троллейбусное управление" по признакам нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ООО "Морозов" представлены письменные пояснения, из которых следует, что рассматриваемая реклама содержит указание: "Консультация - Бесплатно!". Данное словосочетание предпологает обязательное оказание услуг специалистом, в обязанности которого входит предупреждение о наличии противопоказаний к их применению.
Также, ООО "Морозов" заявлено ходатайство о прекращении рассмотрения дела N 9 в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного пунктом 1 статьи 4.5 КоАП.
МП г. Читы "Троллейбусное управление" представлены письменные пояснения, из которых следует, что в связи с указанием в рассматриваемой рекламе словосочетания: "Консультация - Бесплатно!", реклама медицинских услуг ООО "Морозов" не содержит нарушений части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н, согласно которой стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая являются видами медицинских услуг.
В соответствии с Отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163 к медицинским услугам в качестве услуг, оказываемых стоматологическими подразделениями, относятся лечение зубов (код 081403) и зубопротезирование (код 081405).
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) относит к услугам в области стоматологии (код 85.13) услуги в области протезирования (код 85.13.11.140) и услуги по лечению зубов (код 85.13.12.120).
Из содержания распространяемой обществом рекламы следует, что указание в ней таких слов, как реставрация, протезирование, отбеливание, снятие зубного камня ультразвуком очевидно ассоциируется у потребителя с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются стоматологией ООО "Морозов".
Таким образом, объектом рекламирования являются медицинские услуги (протезирование, лечение, реставрация, отбеливание, снятие зубного камня ультразвуком).
Рассматриваемая реклама не содержит предупреждения, предусмотренного частью 7 статьи 24 Закона о рекламе, а именно предупреждения о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Наличие в рекламе словосочетания "Консультация - Бесплатно!" не воспринимается как предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также не указывает на содержание оказываемой консультации.
Несоответствие рассматриваемой рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей, а именно права на информирование о наличии противопоказаний к применению и необходимости консультации со специалистом.
Таким образом, указанная выше реклама содержит нарушения требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частью 6, 7 статьи 38 Закон о рекламе ответственность за нарушение требований установленных частью 7 статьи 24 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспостранитель.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно договору на размещение рекламы б/н от 15.04.2015 рекламораспространителем является Муниципальное предприятие г. Читы "Троллейбусное управление", рекламодателем ООО "Морозов" ().
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив имеющиеся материалы дела, пришла к выводу, что ООО "Морозов" являясь рекламодателем, Муниципальное предприятие г. Читы "Троллейбусное управление" являясь рекламораспостранителем указанной выше рекламы имели возможность для соблюдения требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу распространявшеюся салоне троллейбуса N 3иУ 682 Г (инв. NN 193-263) и ТРОЛ3А-5275-03,07 (инв. NN 264-287) в период с 16.04.2015 по 05.05.2015, на основании договора с ООО "Морозов" следующего содержания: "Стоматология, 8-924-271-38-98, 8-914-469-4210, 8-914-515-2957, ул. Шилова, 35, каб. 325/2, 3 этаж напротив "Сбербанка" доехать марш. N 2,35, тролл.N6 Позвоните сейчас и получите скидку 10%, ПРОТЕЗИРОВАНИЕ быстро, качественно! металлокерамика от 4500 руб.! - лечение -реставрация -отбеливание -снятие зубного камня ультразвуком. Консультация - Бесплатно! Пенсионерам -скидки", поскольку она нарушает требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
2. Признать ООО "Морозов" нарушившим требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
3. Признать Муниципальное предприятие г. Читы "Троллейбусное управление" нарушившим требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
4. Выдать ООО "Морозов" и Муниципальное предприятие г. Читы "Троллейбусное управление" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
5. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-06-09-2016 (опубликовано 20 мая 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016