Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместителя председателя Комиссии: |
Ланцман Л.И. - |
заместителя руководителя управления; |
Членов Комиссии: |
Акатьевой И.С. -
Даниловой М.И. -
|
главного специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков; специалиста - эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков, |
рассмотрев дело N 28/Р-2016, возбужденное в отношении <_> (далее - <_> адрес места жительства: <_>) рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - ФЗ "О рекламе"). установила:
21.01.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 171э от 21.01.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы алкогольной продукции в сети "Интернет" на сайте moskidka.ru, на странице сайта http://www.moskidka.ru/news.phpextend.16973.
Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта и было установлено, что на сайте действительно размещена реклама алкогольной продукции.
Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО "Регтайм" (исх. N 533 от 11.02.2016 г.), следует, что администратором доменного имени moskidka.ru является <_>
Пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", несёт рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является <_>
14.03.2016 г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело N 28/Р-2016 в отношении <_> и назначено к рассмотрению на 14.04.2016 г. в 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <_> заказным письмом с уведомлением о вручении.
30.03.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения, из которых следует, что <_> является администратором доменного имени moskidka.ru. На сайте аккумулируется информация о сниженных ценах, акциях, скидках, распродажах в популярных розничных сетях Москвы и Подмосковья, с целью предоставления посетителям сайта справочно-информационных и аналитических материалов для сравнения цен на те или иные товары в различных торговых организациях Московского региона, и не имеет в качестве основной цели продвижение товара на рынке. Из пояснений следует, что сайт http://www.moskidka.ru/news.phpextend.16973 никак не выделялся среди аналогичных обзоров скидок и распродаж других супермаркетов в данной категории, к ней не привлекалось отдельное внимание, на эту страницу не было ссылок с главной страницы сайта, или баннеров с других страниц сайта, или любых других сайтов сети "Интернет".
Информационное наполнение сайта <_> проводилось самостоятельно, подбиралось из открытых источников, в частности на странице http://www.moskidka.ru/news.phpextend.1697. Информация была взята <_> для сравнения с предложениями других супермаркетов с сайта магазина "Норман" по адресу: http://norman/com/ru/moskow/products/html и со страницы http://norman/com/ru/fs/msk/pdf.
14.04.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 28/Р-2016 в отсутствие представителя <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств.
Определением от 14.04.2016 г. рассмотрение дела N 28/Р-2016 было отложено на 13.05.2016 г. в 08 часов 50 минут. Данное определение было направлено в адрес <_> заказным письмом с уведомлением о вручении.
04.05.2016 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <_> (исх. б/н, б/д), из которых следует, что на сайте moskidka.ru нет формирования и поддержания интереса к конкретному юридическому лицу или его товару, услуге, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же однородных сведений о различных товарах, магазинах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар или бренд и сформировать к нему интерес. Подтверждение информационной направленности сайта moskidka.ru можно найти в журналистских статьях крупных интернет изданий, например "ФинМаркет" http://www.finmarket.ru/txt.aspid=2629973, "Рамблер.Новости" http://news.rambler.ru/lifestyle/12255898,"Рамблер.Финансы"http://finance .rambler.ru/news/economics/101661602.html. Цели сайта также подтверждаются на странице контактов сайта http://www.moskidka.ru/contact.php, где указано: "Сайт не является представителем торговых сетей, а лишь информирует пользователей об акциях, скидках и ценах. Информация на сайте носит справочно - информационный характер, предоставлена из открытых источников и не имеет в качестве основной цели продвижение товаров или услуг. Материалы сайта не являются публичной офертой или призывом к действию и предназначаются для лиц старше 18 лет".
<_> также поясняет, что не сотрудничает и не имеет договорных отношений с торговыми сетями или с производителями товаров. Информационное наполнение сайта проводится <_> самостоятельно, из открытых источников, путем обзора справочных материалов о скидках и акциях в супермаркетах г. Москвы, реализующих, в том числе и алкогольную продукцию, с сайтов самих магазинов.
На сайте moskidka.ru в справочных информационных обзорах товаров со скидкой среди таких же однотипных обзоров не привлекается отдельное внимание к какому - либо конкретному товару, бренду или услуге, и, как следствие, нет формирования и поддержания интереса к конкретному юридическому лицу или его товару, услуге, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же однородных сведений о различных скидках и акциях на различные товары, в различных магазинах, не позволяет выделить какой-либо отдельный товар или магазин и сформировать к нему интерес. Следовательно, такая справочная информация, по мнению <_> не может считаться рекламой.
13.05.2016 г. состоялось рассмотрение дела N 28/Р-2016 в отсутствие <_> уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:
21.01.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <_> (вх. N 171э от 21.01.2016 г.) о наличии признаков нарушения ФЗ "О рекламе" при распространении рекламы алкогольной продукции в сети "Интернет" на сайте moskidka.ru, на странице сайта http://www.moskidka.ru/news.phpextend.16973.
Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта и было установлено, что на сайте действительно размещена реклама алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ "О рекламе" данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения ФЗ "О рекламе" не распространяются.
<_> не является ни производителем, ни продавцом рекламируемых товаров.
Наличие в рекламе надписи "чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью", также указывает на то, что информация в рекламе имеет отношение именно к алкогольной продукции. В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступают конкретные товары - алкогольная продукция различных наименований и марок, которые можно индивидуализировать и выделить из ряда однородных. Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет на странице сайта http://www.moskidka.ru/news.phpextend.16973 содержит сведения рекламного характера, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также формирует и поддерживают интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару (алкогольной продукции).
Пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В нарушение данной правовой нормы в сети Интернет на сайте moskidka.ru, на странице сайта http://www.moskidka.ru/news.phpextend.16973 размещена реклама алкогольной продукции.
В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", несёт рекламораспространитель.
В данном случае рекламораспространителем является <_>
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38 - ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия Кемеровского УФАС России, решила:
1. Признать <_> (адрес места жительства: <_>) нарушившим требования пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе", при размещении рекламы алкогольной продукции в сети Интернет.
2. Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии:
|
Л.И. Ланцман
И.С. Акатьева
М.И. Данилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 13 мая 2016 г. N 09/4591
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.5.2016